Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 2.1.1 Строительные конструкции, здания и сооружения (Технические науки)
ВАК 2.1.2 Основания и фундаменты, подземные сооружения (Технические науки)
ВАК 2.1.3 Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение (Технические науки)
ВАК 2.1.5 Строительные материалы и изделия (Технические науки)
ВАК 2.1.6 Гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология (Технические науки)
ВАК 2.1.7 Технология и организация строительства (Технические науки)
ВАК 2.1.8 Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей (Технические науки)
ВАК 2.1.9 Строительная механика (Технические науки)
ВАК 2.1.10 Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (Технические науки)
ВАК 2.1.11 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (Технические науки)
ВАК 2.1.13 Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов (Технические науки)
ВАК 2.1.14 Управление жизненным циклом объектов строительства (Технические науки)
ВАК 2.1.15 Безопасность объектов строительства (Технические науки)
УДК 721.012 Дизайн. Общее проектирование, расположение, расчленение пространства и взаимосвязь
ГРНТИ 67.01 Общие вопросы строительства
ББК 308 Монтаж, эксплуатация, ремонт машин и промышленного оборудования
В статье представлены основные идеи и решения по формированию дизайна интерьера квартиры в стиле чиллаут, который создает расслабляющую и успокаивающую обстановку для жителей, одновременно организуя комфортную среду обитания. Обосновывается выбор определенных цветовых решений внутри помещения с точки зрения психологии. Использование нестандартных и неожиданных вариантов позволяет людям воспринимать объект через призму своих ощущений, вдохновляясь воплощенными в жизнь идеями. Применение в интерьере жилого помещения различных видов освещения значительно улучшает художественную выразительность проектируемого пространства.
дизайн интерьера, цвет, квартира, пространство, освещение, среда обитания, инженерное оборудование
Многие люди проводят солидную часть своей жизни внутри квартиры [1-2]. Естественно, что обеспечение комфортности проживания в жилой ячейке является основной задачей, решаемой не только архитекторами, но и представителями смежных профессий [3-8]. Также стоит отметить еще то, что сейчас стала востребована удаленная работа. Она подразумевает нахождение человека еще больше времени в своей жилой ячейке и выполнение различных задач начальства.
Авторы настоящей статьи предлагают считать, что проживание в квартире должно быть спокойным и расслабляющим, одновременно настраивая каждого жителя на работоспособность для решения своих повседневных задач.
Для того, чтобы все вышеперечисленное было реализовано, следует формировать внутреннее пространство квартиры таким образом, чтобы оно в дальнейшем положительно воздействовало на человека, делая его пребывание внутри помещения комфортным. То есть следует разработать основы формирования дизайна интерьера жилой ячейки в определенном стиле, который будет оказывать спокойное и расслабляющее воздействие на каждого жителя. Этот стиль предлагается назвать чиллаут (от английского глагола “Chillout”, что в переводе на русский язык звучит как успокаиваться или расслабляться).
На примере двухкомнатной квартиры свободной планировки общей площадью 62 м2 (рис. 1) рассмотрим особенности формирования дизайна интерьера в стиле чиллаут.
Рис. 1. Планировочное решение двухкомнатной квартиры
Первое, с чем следует начать работать — это цвет. Для этого обратимся к психологии его восприятия [9-11]. Ведь именно цвет начинает положительно или отрицательно влиять на человека, стимулируя его мозг, вызывая эмоции, влияя на внутренний мир индивида.
Предлагается взять за основу две противоположности, а именно черный и белый цвета. Первый в психологии означает неизвестность и пустоту. Второй символизирует рождение и легкость. Пустота, которая одновременно и притягивает, и отталкивает, стремится к бесконечности, символизируя бытие, которое нельзя понять, а можно только прочувствовать. Рождение и легкость одновременно окрыляет и дает надежду на лучшее и беззаботное будущее. Два этих цвета находятся в постоянном взаимодействии, пробуют подавлять друг друга, каждый из них стремится занять лидирующие позиции в борьбе за первенство. При их смешивании возникает оттенок серого. Он как новый участник бесконечного соперничества вносит в композицию определенное спокойствие, смягчая борьбу между черным и белым. Серый цвет, поражая своей скромностью, показывая свою практичность в окружающем пространстве, обладает определенной завершенностью и способностью примирить борьбу двух противоположностей. Именно взаимодействие трех вышеперечисленных цветов является основой композиции во всей рассматриваемой жилой ячейке.
Рассмотрим кухню-гостиную. Здесь предлагается работать и отдыхать, принимать пищу, а также при необходимости встречать гостей (рис. 2). На сером натяжном потолке можно увидеть гармонично расположенные черные трековые светодиодные светильники. Идея цветового соперничества видна в стульях и столе, в которых присутствуют как черные, так и серые цвета. Белые пластиковые окна и стены гармонично соседствуют с серыми занавесками, которые практически полностью опускаются до пола. Они полностью могут защитить комнату от солнечного света. Граница между стенами и полом проходит через черный плинтус. Диван своими округлыми формами плавно и гармонично сосуществует в пространстве с напольным ковром серого цвета.
Рис. 2. Проект кухни-гостиной
В кухонной зоне, расположенной в пространстве жилой ячейки, также мы видим одновременное взаимодействие трех цветов – черного (вытяжка, варочная поверхность, часть смесителя, мойка, верхняя окантовка шкафов, подсветка), серого (кухонный фартук) и белого (кухонные шкафы).
Для создания законченности и совершенства композиции в жилой ячейке были введены еще два цвета – коричневый и красный. Причем первый представлен более широко. Коричневый цвет символизирует откровенность и рациональность. Он гармонично существует в пространстве с другими основными цветами. Из коричневого цвета выполнено все напольное покрытие в квартире, представленное ламинатом (за исключением зоны пола прихожей и санитарно-технического узла). Также его можно встретить в оформлении элементов столешницы, шкафов, тумбочек и одной из стен санитарно-технического узла, за которой находятся инженерные коммуникации.
Красный цвет символизирует яркость и активность. В гамме с другими цветами он придает солидность окружающему пространству квартиры. Вместе с тем, его активность не дает заскучать как хозяевам, так и гостям. Красный цвет, находясь в контакте с расслабляющими и успокаивающими цветами, вносит небольшой огонь в композицию, рождая мистическую искру, способную стимулировать работоспособность людей внутри созданного интерьера. Этот цвет можно увидеть в потолочных светильниках кухни-гостиной, гибкой части смесителя над мойкой. В детской комнате установлен красный диван. Особенно необычно и ярко смотрится окрашенная в красный цвет бочка, которая выполняет функцию небольшого придиванного столика.
В кухне-гостиной находятся пять элементов интерьера красного цвета. Так было сделано неслучайно. Ведь если углубляться в нумерологию, то там число пять обозначает движение вперед. То есть активность красного цвета в совокупности с пятью элементами, которые его представляют, дают мощную трансформацию внутреннего пространства интерьера, одновременно возбуждая человеческие эмоции и насыщая жизнью, планомерно готовя к новым экспериментам и открытиям.
Для удобства проведения санитарно-гигиенических процедур было решено оставить раздельный санитарно-технический узел, который изначально был по проекту (рис. 3) [12-14]. Однако, провели некоторые дополнительные работы. Вместо стандартного унитаза со смывным бачком установили подвесной унитаз с инсталляцией, снабженный двумя кнопками смыва. Такое решение оправдано прежде всего тем, что стало более удобно проводить влажную уборку помещения. В пространстве рядом с унитазом установили рукомойник с однорычажным смесителем [15-17].
Рис. 3. Проект раздельного санитарно-технического узла
Одну часть стены в санитарно-техническом узле было решено разделить на две рабочие части (зоны). В одной из них был сделан душевой поддон со стеклянной сдвижной дверью, а во второй установили встроенный шкаф, куда инсталлировали стиральную и сушильную машины. В помещении разместили умывальник с однорычажным смесителем.
Вход в спальню осуществляется через кухню-гостиную (рис. 4). Было решено сделать стеклянную стену и дверь, чтобы обеспечить требуемый объем инсоляции, т.к. помещение не имеет собственных окон. При необходимости защиты от солнечного света повесили серые занавески.
Из спальни можно выйти через дверь в гардеробную (рис. 5). Там организована удобная система хранения, которая крепится к стенам. В потолке установлены точечные светильники.
Рис. 4. Проект спальни. Вид в сторону кухни-гостиной
Рис. 5. Проект гардеробной
Все межкомнатные двери, за исключением стеклянных, было решено установить черного цвета. Цвет для входной двери – белый (рис. 6). Такое решение выбрано неслучайно. Черная дверь скрывает внутреннее пространство того помещения, где она установлена. Дверь белого цвета – это выход в мир, который един для всех людей.
Рис. 6. Проект коридора
В детской комнате было решено украсить стены светодиодной подсветкой (рис. 7). В сумерках и при недостаточном освещении включение такого света дает определенную долю спокойствия, гармонии, утонченности и расслабления. Вместе с тем в таком представленном решении чувствуется определенная мистическая составляющая. Кажется, что подсветка напоминает вход в сказочный мир, где фантазии и вымыслы ребенка могут материализоваться.
Рис. 7. Проект детской комнаты
В заключении стоит отметить, что вышеперечисленные решения позволяют создавать комфортную среду обитания внутри квартиры, формируя в каждой точке создаваемого пространства спокойствие и расслабление, одновременно настраивая людей на выполнение основных повседневных задач. Эксперименты с применением различных цветовых решений при создании новых проектов дизайна интерьера жилых пространств должны быть продолжены.
1. Манешина Н.И., Королёва Е.А., Михайлин А.В. Функциональная организация пространственной среды на примере двухуровневой квартиры // Системные технологии. 2020. № 3 (36). С. 61-64.
2. Эль Алауй С., Аббад Ф., Халаби С., Жукова Т. Традиционная архитектура // Системные технологии. 2018. № 1 (26). С. 237-241.
3. Хургин Р.Е., Чухин В.А. Управление жизненным циклом систем внутреннего водоснабжения зданий // Системные технологии. 2021. № 4 (41). С. 110-117.
4. Андрианов А.П., Ефремов Р.В., Хургин Р.Е. Проблемы современного водоснабжения // Системные технологии. 2022. № 3 (44). С. 5-13.
5. Хургин Р.Е., Кулагина А.С. Современный взгляд на водопотребление городов // Системные технологии. 2021. № 1 (38). С. 62-65.
6. Самарин О.Д., Федорченко Ю.Д. Влияние регулирования систем обеспечения микроклимата на качество поддержания внутренних метеопараметров // Вестник МГСУ. 2011. № 7. С. 124-128.
7. Samarin O.D. The temperature waves motion in hollow thick-walled cylinder // Magazine of Civil Engineering. 2018. No 2 (78). pp. 161-168.
8. Самарин О.Д., Зайцев Н.Н. Влияние ориентации остекленных фасадов на суммарное энергопотребление жилых зданий // Инженерно-строительный журнал. 2010. № 8 (18). С. 16-20.
9. Шарикова М.В. Влияние цвета в дизайне интерьера // Постулат. 2023. № 4-1 (90).
10. Исхакова Д.Р., Аминова А.И. Роль цвета в архитектурном дизайне // Научный аспект. 2023. Т. 2. № 8. С. 242-249.
11. Ли В.С. Влияние цвета на архитектуру и дизайн // Студенческий. 2022. № 21-1 (191). С. 10-14.
12. Хургин Р.Е., Тюрин И.Д. Исследование надежности системы внутреннего водоснабжения // Системные технологии. 2021. № 4 (41). С. 81-86.
13. Синянский И.А., Гурьева Д.В., Лаврова М.В., Комарова Е.А. К вопросу о перспективе строительства апартаментов в городе Москве // Системные технологии. 2018. № 1 (26). С. 31-34.
14. Ефремов Р.В., Зубарева О.Н., Шипков О.И. К вопросу о снижении капитальных за-трат при строительстве систем внутреннего водоснабжения и водоотведения // Системные технологии. 2022. № 1 (42). С. 22-26.
15. Шипков О.И., Комарова Е.А., Тайбарей В.В., Гурьева Д.В. Особенности объемно-планировочных решений санитарно-технических помещений и инженерного оборудования квартир студийного типа // Системные технологии. 2018. № 1 (26). С. 65-68.
16. Шипков О.И. Зрительный эффект членения поверхности // Геометрия и графика. 2017. Т. 5. № 4. С. 68-72.
17. Синянский И.А., Шипков О.И., Орлов Е.В. Использование легкого керамзитобетона для изготовления ограждений наружных стен // Системные технологии. 2020. № 1 (34). С. 53-56.