Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Автор продолжает анализ понятия «научная школа» в прошлом и настоящем, описывает опыт формирования научной школы «Мониторинг качества образования» на базе кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского».
научная школа, научно-исследовательская деятельность, мониторинг, оценка качества образования, преемственность, подготовка кадров.
Окончание, начало в № 2(3), 2013.
В предыдущем номере журнала автор статьи проанализировал содержание понятия «научная школа» в прошлом и настоящем. В ее продолжении раскрывается конкретный опыт формирования научной школы «Мониторинг качества образования» на базе кафедры ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского».
Основные признаки и критерии, по которым определяется статус научной школы в Московском государственном университете технологий и управления (ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского») в 2011 г. были выложены на сайте университета [14]. Складывание же научной школы на кафедре «Педагогика и психология» началось в процессе формирования самой кафедры.
Современные процессы в обществе трансформировали цели и задачи системы российского образования в целом и высшего в частности. Требования к выпускникам вузов в области их социальной компетентности привели к необходимости осмысления гуманитарной составляющей в подготовке будущего специалиста к коммуникативной деятельности в «ситуации неопределенности». Как ответ на этот «вызов», осенью 2008 г. на базе гуманитарных кафедр МГУТУ был сформирован факультет социально гуманитарных наук и технологий во главе с деканом, д-ром пед. наук, проф. С.Е. Шишовым, который остался и заведующим кафедрой «Педагогика». Модернизация экономики страны и связанные с нею проблемы формирования нового поколения профессиональных кадров, поиски новой парадигмы образования вели к переменам в вузовской подготовке. Прежде всего, возрастала роль гуманитарной составляющей в формировании личности выпускника, его нравственном и эстетическом воспитании, формировании его активной гражданской позиции. Эти реалии налагали определенные обязательства на организацию научной деятельности кафедры «Педагогика» (с 2010 г. — «Педагогика и психология»), определяя ее системообразующей факультета СГНТ, а с 2010 г. — института социально-гуманитарных технологий (ИСГТ). Факультет, а затем и институт возглавил проф. С.Е. Шишов. Гуманитарный институт в технологическом университете объединяет сегодня 10 гуманитарных кафедр.
1. Борзенко И.А. Научные школы высших учебных заведений в подготовке квалифицированных кадров и прогрессе науки. - [Электронный ресурс]. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Chem_Biol/pmtb/2010_1/7-11.pdf (дата обращения: 15.05. 2011).
2. Ведущие научные школы России: справочник. - М.: Янус-К, 1998. - 624 с. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=20640 (дата обращения: 13.05.2011).
3. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. - М., 1988. - С. 63.
4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995. - С. 35.
5. Грезнева О. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. - 2004. - № 5. - С. 42-48.
6. Левин А.С. Соображения к концепции развития программы [Электронный ресурс] // Курьер образования. - 2000. - № 10(106). URL:http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html (дата обращения: 02.03.2011).
7. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. - 2000. - № 5. - Т. 21. - С. 106-111.
8. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. - М., 1977. - С. 28.
9. Грезнева О.Ю. Научные школы (педагогический аспект). - М., 2003.
10. Дежина И., Егерев С. Ведущие научные школы - российский феномен? [Электронный ресурс]. URL: http://jakunin.viperson.ru/wind.php?ID=545014 (дата обращения: 03.03.2011)
11. http://kapital-rus.ru/society/element.php?clear_cache=Y&ID=7617 Исследование поддержано грантом РГНФ № 08-03-00648а.
12. Дежина И., Киселева В. Научные школы: форма стагнации или интеллектуальной капитализации? [Электронный ресурс] . URL: http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc (дата обращения: 25.05. 2011).
13. Гасилов В. Научная школа - феномен и исследовательская программа науковедения / Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кремера. - М., 1977. - С. 119-153.
14. Гузевич Д. Научная школа как форма деятельноcти // Вопросы истории естествознании и техники. - 2003. - № 3. - С. 64.
15. Левин А. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования / Акустика неоднородных сред / Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А.Рыбака. - М., 2002. - С. 151.
16. Lievrouw L. Reconciling structure and process in the study of scholarly communication. Eds (Ed. by).
17. Borgman C. Scholarly communication and bibliometrics, 2004. - P. 59. Newbury Park // [Электронный ресурс] . URL: http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc (дата обращения: 04.04.2011).
18. Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения: пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
19. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.referent.ru/1/173627
20. Криворученко В.К. Научные школы - важнейший фактор развития современной науки [Электронный ресурс], 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_factor/ (дата обращения: 14.02. 2011).
21. Криворученко В.К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал журнала «Знание. Понимание. Умение». - 2011. - № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/ (дата обращения: 14.11. 2011).
22. Левин А.С. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования // Акустика неоднородных сред / Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А. Рыбака. - М.: Российское акустическое общество, 2002. - С.151.
23. Левин А.С. Соображения к концепции развития программы [Электронный ресурс] // Курьер образования. - 2000. - № 10(106). URL: http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html (дата обращения: 02.03.2011).
24. Положение о научных школах. [Электронный ресурс]. URL: http://mgutm.ru/science/activity/scientific-schools/polojenie_o_schools.php (дата обращения: 02.03.2011).
25. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. был создан Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) // Российский гуманитарный научный фонд. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfh.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=110 (дата обращения: 02.03.2011).
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» // Российский фонд фундаментальных исследований. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4153 (дата обращения: 02.03.2011).
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 957 «О государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации» // Гарант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 02.03.2011).
28. Российский фонд фундаментальных исследований. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/rbfr_history (дата обращения: 02.03.2011).
29. Shishov Sergey E. Determination of the Purposes of Education in the Knowledge Economy From the Position of Competence Approach // European Journal of Contemporary Education (Европейский журнал современного образования, ISSN 2304-9650) - Международный научный журнал - Number 1 (in 1 part). - September 24, 2012. - Р. 58-67.
30. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования. - М.: НЦСиМО, 2008. - 404 с. ISBN 5-7663-0382-12.
31. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа мониторинга качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320с., приложения ISBN-5-93134-069-6. [Электронный ресурс]. URL: http://csr.spbu.ru/archives/30174 (дата обращения: 23.04. 2011).