ИНВЕКТИВЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ВРАГА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛОВ ВОЕННЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В связи текущей геополитической обстановкой актуальными являются исследования, направленные на изучение информационной войны, ведущейся в медиапространстве. В статье рассмотрены инвективы, с помощью которых военные журналисты создают образ врага в условиях не только военного, но и информационного противостояния. Материалом исследования послужили десять Телеграм-каналов военных корреспондентов, позволивших рассмотреть конкретный срез текущей коммуникативной ситуации, касающейся СВО и напряженных отношений с коллективным Западом, с точки зрения оказания воздействия на аудиторию посредством языковых средств. Выявлено 154 примера инвектив, использованных авторами Телеграм-каналов в ходе комментирования военного конфликта. Использованы методы лингвостилистического, лексико-семантического и контекстуального анализа. Результаты исследования показали, что образ врага создается с помощью разнообразных лингвистических средств, несущих инвективную функцию. Образ врага также основывается на стереотипных представлениях, формируемых о той или иной нации или политическом лидере. Понимание механизмов создания образа врага позволит снизить «градус напряженности» средств массовой коммуникации, в том числе распознавать манипуляции вражеских СМИ, способствуя лингвобезопасности медиапространства.

Ключевые слова:
Стилистика; контент-анализ; лингвостилистические особенно-сти; информационная война; коммуникативные стратегии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Атавова Р.А. Инвективная лексика как средство выражения языковой агрессии (на материале дагестанских периодических изданий) [Текст] / Р.А. Атавова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 5-3. С. 77–80.

2. Баребина Н.С. Аргументативный потенциал неогенной лексики (на материале текстов СМИ, освещающих российско-украинские отношения) [Текст] / Н.С. Баребина // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. 2017. — № 1. — С. 176–188.

3. Вашик К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30–50-х годов [Текст] / К. Вашик. — М.: Изд-во ОГИ, 2005. — С. 191–230.

4. Герасимова М.Н. Формирование образа врага средствами оценочной номинации (на материале современного политического дискурса). Проблемы порождения и восприятия речи. Материалы XII выездной школы-семинара [Текст] / М.Н. Герасимова. — Череповец: Изд-во Череповецкого гос. ун-та, 2014. — С. 93–99.

5. Зинковская Л.С. Языковая репрезентация образов «враг» vs. «защитник» в украинских СМИ (на примере военной хроники информационного агентства УНИАН) [Текст] / Л.С. Зинковская // Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. — 2017. — № 3. — С. 77–82.

6. Ильюшкин В.В. Межнациональное взаимодействие и роль в нем национальных стереотипов [Текст] / В.В. Ильюшкин // European science. — 2015. — № 5. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mezhnatsionalnoe-vzaimodeystvie-i-rol-v-nemnatsionalnyh-stereotipov

7. Ильюшкин В.В. Национальные стереотипы и гетеростереотипы [Текст] / В.В. Ильюшкин // European science. — 2015. № 7. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnyestereotipy-i-geterostereotipy

8. Калюга А.А. Освещение прессой кризиса в Украине [Текст] / А.А. Калюга // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. — № 1. — С. 61–64.

9. Калюга А.А. Отражение конфликта на Украине в информационном пространстве стран СНГ [Текст] / А.А. Калюга // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. № 3. — С. 49–54.

10. Карпухина Т.П. «Лексика вражды» как манипулятивный ресурс создания образа России в современной англоязычной прессе (в аспекте преподавания английского языка российским студентам) [Текст] / Т.П. Карпухина // СибСкрипт. — 2019. — № 1. — С. 212–222.

11. Клинцова М.Н. Медийное конструирование образа врага как инструмент информационной войны (на примере ресурса-иноагента «Крым.Реалии») [Текст] / М.Н. Клинцова // Культура в фокусе научных парадигм. — 2022. — № 14–15. С. 290–294.

12. Клушина Н.И. Медиастилистика и ее место в современной филологической науке [Текст] / Н.И. Клушина // Журнал Белорусского государственного университета. — 2019. № 1. — С. 35–38.

13. Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях [Текст] / Г.И. Козырев // Социологические исследования. — 2008. — № 1. — С. 31–39.

14. Колобова С.В. Особенности копинг-стратегий журналистов, освещающих события специальной военной операции [Текст] / С.В. Колобова // Вестник Тверского государственного университета. — 2023. — № 3. — С. 248–254.

15. Костылов Ю.С. Лексические средства создания образа врага: на примере текстов советской массовой печати 1919–1953 гг., освещающих локальные и региональные конфликты. — 2012 [Электронный ресурс]. — URL: https:// elar.urfu.ru/bitstream/10995/3881/2/urgu0925s.pdf? ysclid= ltred0m9v9280261545

16. Лугуева Р.Г. Языковые особенности создания образа врага в российских и западных СМИ [Текст] / Р.Г. Лугуева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. — № 2-2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ yazykovye-osobennosti-sozdaniya-obraza-vraga-v-rossiyskihi-zapadnyh-smi

17. Синельникова Л.Н. Информационная война ad infinitum: украинский вектор [Текст] / Л.Н. Синельникова // Политическая лингвистика. — 2014. — № 4. — С. 95–101.

18. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде 1945–1954 гг. — 1998 [Электронный ресурс]. — URL: https:// viewer.rsl.ru/ru/rsl01000060442?page=1&rotate=0&theme=w hite

19. Федорова К.И. Реализация речевой агрессии: стратегия саморепрезентации в англоязычных СМИ [Текст] / К.И. Федорова, С.В. Николаева // Филологические науки: вопросы теории и практики. — 2016. — № 8. — С. 162–165.

20. Шахматова Т.С. Оскорбление как инструмент языкового насилия в речевых ситуациях институционального общения [Текст] / Т.С. Шахматова // Ученые записки Казанского университета. — 2013. — № 5. — С. 267–278.

Войти или Создать
* Забыли пароль?