Историко-культурные аспекты государственной и военно-патриотической деятельности российского казачества в контексте непрерывного образования
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Традиционная культура воина-защитника нашла свое отражение и воплотилась в подвигах казачества в наиболее сложные периоды российской истории. Образцы государственной и военно-патриотической деятельности российского казачества должны быть представлены в системе его непрерывного образования и общей гуманитарной подготовки.

Ключевые слова:
российское казачество; непрерывное образование; государственная деятельность; военно-патриотическая деятельность; воинская культура; культура казачества; духовное развитие; служение.
Текст

Непрерывное образование российского казачества в соответствии с основными положениями принятой Концепции рассматривается как инструмент социально-экономического, государственно — политического и духовного развития территорий с компактным проживанием казачества и собственно казачьих сообществ [8]. Кроме того, система непрерывного образовательная казаков предусмотрена в соответствующих учебных заведениях, включающих казачий компонент. В связи с этим целесообразно кратко коснуться содержания феномена казачества.

Существует, как известно, ряд определений понятия «казачество», в котором отражены этнокультурные, социально-психологические и государственно-политические аспекты этого сложного явления. В целом, обобщая ряд подходов, можно охарактеризовать казачество как сложившуюся за длительный период своего исторического развития общность людей, отличающуюся самобытной традиционной культурой и комплексом неповторимых этнопсихологических, социокультурных особенностей.

В процессе эволюции традиционной культуры казачества формировались качества, которые принято считать отличительными чертами казака и которые в значительной мере сохранили свою жизнеспособность в настоящее время — это развитое чувство личного достоинства, индивидуальной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; трудолюбие и хозяйственность, владение воинскими навыками, дисциплина, любовь к родной земле, уважение к старшим, почитание обычаев и заветов предков.

Анализируя феномен российского казачества, важно помнить, что, прежде всего — это военное сословие, состоящее из представителей населения ряда российских местностей, пользовавшихся особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности. Таким образом, казачество представляет собой традиционно военное полупривилегированное сословие, благодаря которому осуществлялась эффективная защита границ государства. Несмотря на сложные и противоречивые трансформации в социальной направленности и действиях казачества в ранние периоды его истории, данные аргументы позволяют охарактеризовать сложившуюся на протяжении веков своеобразную воинскую культуру российского казачества как традиционную культуру воина-защитника.

В современной России казачество, учитывая его ярко выраженное государственное начало, становится значимой и признанной силой, направленной на решение общественных интересов не только местного, но и общегражданского, государственного значения.

В Стратегии развития российского казачества до 2020 года акцентируется положение о том, что «…стратегической целью государства является развитие российского казачества и усиление его роли в решении государственных задач» [11, с. 4]. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. 

Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи» [9]. Государство поддерживает стремление казаков возродить исконный уклад жизни, свои самобытные, исторически сложившиеся культурные традиции и духовные ценности, информация о которых — как следствие данной политики — должна, по нашему убеждению стать полноправным учебно-оспитательным компонентом образовательной системы российского казачества всех уровней, включая высшую школу.

Список литературы

1. Болотин Д. Выдающийся советский оружейник. - М.: Военный вестник, 1971.

2. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь. - Т. 1 / под общ. ред. М.Г. Вожакина. - М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. - 672 с. - ISBN 5-901679-08-3.

3. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. - М.: Кучково поле, 2011. - Т. 1. - 736 с. - 200 экз. - ISBN 978-5-9950-0189-8.

4. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1987.

5. Головко А.Г. Вместе с Флотом. - М., 1984.

6. Гусаров А.Ю. Ораниенбаум. Три века истории. - СПб, 2011. - ISBN 978-5-93437-329-1.

7. Задорожный П.Ф. О положении дел в казачестве России и ближнего Зарубежья: доклад Совету Атаманов Союза казаков России Воронежская область. - Россошь 19 августа 2011 г.

8. Концепция непрерывного образования российского казачества. - М.: МГУТУ имени К.Г. Разумовского, 2012.

9. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. - 2012. - 20 февраля.

10. Решин Е.Г. Генерал Карбышев. - 4-е изд., испр. - М., 1987.

11. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. - М., 2012.

12. http://flot.com/history/personalities/golovko.htm

Войти или Создать
* Забыли пароль?