УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассмотрено понятие пространственного гнозиса, представлены уровни его развития у детей, а также описана мозговая организация этой функции. Автором приведены результаты изучения пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В ходе экспериментального исследования были установлены уровни сформированности у детей ориентировки в схеме собственного тела, в предметном мире, на листе бумаги. Кроме этого, анализу подлежали особенности понимания и построения квазипространственных конструкций детьми, принявшими участие в исследовании. В результате проведения диагностики были получены данные, которые указывают на наличие трудностей у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ориентировке в пространстве, которые выражались в ошибочном определении и назывании пространственных отношений между объектами по горизонтальной («право – лево») и вертикальной («выше – ниже») оси, сложности понимания и составления конструкций с локативным значением.
пространственный гнозис, пространственные представления, старшие дошкольники, общее недоразвитие речи, квазипространственные конструкции
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие / Л.С. Цветкова [и др.]. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. 296 с.
2. Безруких М.М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия у детей 5-7,5 лет. М.: Новая школа, 1995. 134 с.
3. Градова Г.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. СПб. 2010. 233 с.
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки «Психологии». - 8-е изд., стер. СПб.: Питер, 2023. 385 с.
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005. 384 с.
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Пространственные представления ребенка [электронный ресурс]// Школьный психолог. 2000. № 34. URL: https://psy.1sept.ru/index.php?year=2000&num=34 (дата обращения 12.03.2024).
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. М.: Генезис, 2007. 474 с.