ИНТЕРВЬЮ С ЮБИЛЯРОМ: ДОКТОРУ МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРУ АЛЕКСАНДРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЧУНТУЛУ - 75
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В интервью представлены краткие сведения о научной биографии и творчестве отечественного эргономиста, доктор медицинских наук, лауреата Премии Правительства РФ, профессора академии военных наук, академика Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике. Академика Международной академии проблем человеческого фактора, члена Межрегиональной эргономической ассоциации, члена правления Организации «Некоммерческое партнерство «Российское вертолетное общество» Александра Васильевича Чунтула. Раскрыт вклад учёного в становление системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации вертолётов.

Ключевые слова:
Александр Васильевич Чунтул, интервью, эргономические требования, разработка, эксплуатация, вертолётостроение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

  1. Учебная, воинская и научно-исследовательская деятельность юбиляра

Основные научно-практические направления деятельности А.В.Чунтула: эргономика, авиационно-космическая медицина и психофизиология, научная, организаторская и преподавательская деятельность, экспертиза рабочих мест, человеческий фактор, безопасность полетов, сопровождение разработки систем «человек-техника», «человек-летательный аппарат», «человек – тренажер», автоматизированные системы и искусственный интеллект, редакционно-издательская деятельность, популяризация научных достижений.

А.В.Чунтул в 1966 году закончил среднюю школу и поступил в Черновицкий Государственный медицинский институт. После 4 курса обучения в институте прошел отбор и перевелся для дальнейшей учебы на военно-медицинском факультете при Саратовском медицинском институте, который закончил в 1972г. С 1972 по 1979 годы работал врачом авиационных частей ВВС (ГСВГ, Сибирский военный округ, г. Красноярск). С 1979 по 2000 годы работал в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационно-космической медицины (ГНИИИ АКМ) в качестве младшего научного сотрудника (1979-1888 годы), старшего научного сотрудника (1988-1991 годы), заместителя начальника Управления (1991-1999 годы). С 1999 по 2000 год работал в качестве главного научного сотрудника института Военной медицины. 

Медицинские специализации: авиационно-космическая медицина (1973 год) на базе академических курсов при Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова; нервные болезни и психиатрия (1975 год) на базе 65 интернатуры медицинского состава Группы советских войск в Германии (ГСВГ). И с 1975 по 1977 годы работал в качестве врача – невропатолога амбулаторной врачебно-летной комиссии ВВС ГСВГ.

Воинские звания получал: 1972 год - лейтенант медицинской службы, 1974 год – старший лейтенант медицинской службы, 1978 год - капитан медицинской службы, 1982 год - майор медицинской службы, 1988 год -  подполковник медицинской службы, 1993 год -  полковник медицинской службы.

  1. Интервью с юбиляром

Александр Васильевич, значительный интерес вызывает у читателей журнала сам процесс эргономического обеспечения разработки и испытания вертолётов. Не могли бы Вы более подробно раскрыть данный процесс?

В период работы в ГНИИИ АКМ я возглавлял направление работ по военно-научному сопровождению разработки и испытаний вертолетов. Принимал участие в работе комиссий по расследованию авиационных происшествий, проведении инспекторских проверок частей армейской авиации.

 

Были выполнены работы по эргономическому сопровождению разработки и испытаний вертолетов Ми-28Д, Ми-28Н, Ми-28НЭ, Ка-50, Ми-26, Ми-34, Ми-38, модернизации вертолетов Ми-24ПН, Ми-35, Ми-8, Ми-26Т2, Ми-26Т2В, сравнительных испытаний «Черной акулы» и «Ночного охотника»;  на всех стадиях НИОКР очков ночного видения и круглосуточных оптико-телевизионных бортовых комплексов; систем искусственного интеллекта, разработки приборного оборудования и электронной индикации; средств и способов снижения шумов на вертолетах; создания перспективных систем и органов управления; учебно-тренировочных средств подготовки авиационного персонала; проектирования новых видов профессиональной деятельности и поддержания работоспособности экипажей вертолетов в полетах с непрерывной продолжительностью более 6-ти часов; эффективности пилотирования, пространственной ориентировки летчиков и безопасности полетов на вертолетах с авиагоризонтами ПКП-72 и ИКП-81; пилотирования  вертолетов вблизи земли; подготовки сценария к учебному фильму «Полет вертолета на высоте менее 15 метров» и др. В процессе этих исследований принимал личное участие в летных испытаниях вертолетов в составе экипажей в качестве врача-экспериментатора-испытателя.

Значительный интерес представляет научная экспедиция ГНИИИ АКМ с вашим участием под руководством Вячеслава Алексеевича Бодрова в Афганистан. В чем она заключалась?

Научная экспедиция (1982г.) в составе: А.Н. Кольцова; В.М. Звоникова; А.Д. Сергакова; А.В. Чунтула; под руководством профессора В.А. Бодрова была связана с изучением особенностей воздействия факторов боевого стресса на экипажи вертолетов в условиях горно-пустынной местности Афганистана.

По результатам проведенных исследований, впервые в боевых условиях, были получены данные о психофизиологическом состоянии летного состава, которые легли в основу нормативных документов по медицинскому обеспечению полетов на боевое применение, нормированию летной нагрузки, проведению реабилитационно-восстановительных мероприятий, организации санаторного обеспечения, профилактике срывов профессиональной деятельности, неврозов и психических расстройств.

В числе нормативных документов по результатам исследований были разработаны: «Руководство по психофизиологическому обеспечению деятельности летного состава в горно-пустынной местности»; «Методическое руководство по выживанию  летного состава в горно-пустынной местности»; «Методическое пособие по психофизиологической подготовке к ведению боевых действий»; «Курс лекций по подготовке слушателей военно-медицинской академии по медицинскому обеспечению летного состава в боевых условиях»; «Методическое руководство по проведению психокоррекции и психотерапии участникам боевых действий на базе профилакториев и санаториев».

В исследованиях, проведенных в боевых условиях, впервые были описаны фазы и особенности утомления, вызванные боевым стрессом, а также состояние переутомления летного состава. Разработанная классификационная таблица состояний человека, включающая стадию переутомления, дала научное понимание и возможность учета этих состояний при планировании и анализе профессиональной деятельности специалистов летных и других профессий.

Самые значимые результаты вашей научно-исследовательской деятельности связаны с советским периода. Чем вам пришло заниматься после распада СССР и увольнения из рядов Вооруженных Сил?

После увольнения в 2000 году из рядов Вооруженных Сил РФ организовал и возглавил первое в авиационной промышленности подразделение эргономики, на базе ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля». С 2000 года работал в должности заместителя Главного конструктора по эргономике вертолетов и техническим средствам подготовки авиационного персонала, советником исполнительного директора АО «Национальный центр вертолетостроения Миль и Камов».

Одновременно осуществлял деятельность в качестве профессора кафедры «Эргономика и информационно-измерительные системы» Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского (МАТИ), консультанта авиакомпании «Волга-Днепр» по человеческому фактору, преподавателем Института повышения квалификации специалистов гражданской авиации.

Спортивные увлечения: волейбол-капитан сборной команды института; любительский большой теннис и горные лыжи

Занимался разработкой и внедрением в авиационную практику системы добровольных сообщений по безопасности полетов. В 1992 году организовал Центр добровольных сообщений по безопасности полетов в авиации России, а в 1994 году «Общественную организацию содействия исследованиям проблем человеческого фактора и безопасности полетов». За этот период было издано 10 сборников информационно-аналитических материалов Центра добровольных сообщений по безопасности полетов «Линия доверия» и 115 бюллетеней «Обратная связь».

В качестве руководителя Центра добровольных сообщений по безопасности полетов принял участие в международных конференциях в Германии, Великобритании, США. Являлся участником Государственной программы по повышению безопасности полетов авиации России и разработке автоматизированной системы оперативного и долгосрочного прогноза безопасности полетов авиакомпаний.

В 2010 году, совместно с академиком Пономаренко В.А., организовал и провел 28-29 апреля, в г. Санкт-Петербурге, на базе Дома науки, «Международный семинар по теме: «Пространственная ориентировка в авиации. Исследования, влияние на безопасность полетов, пути решения проблемы». На семинаре, с участием ученых из ведущих авиационных государств, впервые было представлено новое научное направление «Учение об иллюзиях полета» (Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В.).

В 2007 году организовал Общество Ограниченной Ответственности «Корпорация Русская эргономика и интеллектуальные системы» (ООО КРЭИС), которое объединяет, для осуществления научной деятельности, специалистов в области авиационной эргономики, психологии и психофизиологии, интеллектуальных технологий, летный состав, инструкторов-методистов профессионального обучения и др., в части работ по: подготовке предложений в технические задания на разработку изделий (основной техники и тренажеров) с учетом требований по эргономике летательных аппаратов различного назначения и средствам подготовки персонала; эргономическому проектированию на стадиях разработки эскизно-технических проектов; эргономическому сопровождению процедур изготовления макетных и опытных образцов, разработке предложений по оптимизации эргономических характеристик изделий; участию в проведении натурных испытаний и выдача заключений; оптимизации алгоритмов функционирования системы «человек-техника»; подготовке комплекта документации по эргономике, для включения в акты испытаний в соответствии требованиями нормативных документов; подготовке сертификационного базиса и др.

Какие результаты вашей плодотворной многолетней научно-исследовательской деятельности вы считаете самыми значимыми?

Благодаря творческим и профессиональным контактам в соавторстве подготовил более 500 научных трудов для летного  состава, авиационных врачей, психофизиологов, эргономистов, специалистов в области авиационной медицины и безопасности полетов, инженеров-конструкторов вертолетов и тренажеров, в том числе ряда монографий и методических пособий: «Надежность экипажей вертолетов в условиях ограниченной видимости»; «Деятельность летных экипажей и безопасность полетов»; «Иллюзии полета»; «Учение об иллюзиях полета»; «Особые ситуации в летной практике»; «Человеческий фактор: курс лекций»; «Человеческий фактор (Учебное пособие)»; «Теория и практика добровольных сообщений по безопасности полетов»; «Экипажу об эргономике вертолета Ми-26»; «Экипажу об эргономике вертолета Ми-26Т2»; «Экипажу об эргономике вертолета Ми-8»;   «Экипажу об эргономике вертолета Ми-28Н»; «Полет на вертолете в очках ночного видения»; «Полеты на вертолетах вблизи земли»; «Психофизиология безопасности полетов»; «Человек и безопасность полетов»; «Человек в вертолете»; «Боевые вертолеты Ми-24/Ми-35»; Многотомная серия «Эргономические технологии разработки и испытаний вертолетов «Ми» в 6-ти томах: том 1 Сборник работ, посвященный 15-летию организации подразделения эргономики в ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля»; том 2 Электронные системы отображения информации современных и перспективных вертолетов; том 3 Технологии интеллектуальной поддержки экипажей вертолетов; том 4 Эргономические технологии обоснования состава экипажей вертолетов; том 5 Инженерно-эргономические  технологии разработки и модернизации вертолетов; том 6 Инженерно-эргономические технологии разработки активной системы безопасности полетов на вертолётах при потере экипажем работоспособности  и др.

В период своей профессиональной деятельности в ГНИИИ АКМ и ОАО «Московский вертолетный завод им.М.Л.Миля» являлся ответственным исполнителем и научным руководителем более 50 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

 В 1989 году защитил, под руководством академика В.А.Пономаренко, кандидатскую, а в 2002 году докторскую диссертации. В которых разработал технологии изучения и оценки психофизиологических возможностей и ограничений экипажей вертолетов в зависимости от уровня сложности полетных заданий, объёма информационного обеспечения и условий выполнения совмещенной деятельности. В результате были сформулированы: принципы построения информационной среды для экипажей вертолетов новых поколений с использованием систем электронной индикации; требования к количеству членов летных экипажей вертолетов в зависимости от сложности полетных заданий; априорная методика оценки временных параметров деятельности, психофизиологической загрузки и резервов внимания летчиков при планировании полетных заданий различного уровня сложности с использованием перспективных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования вертолетов; разработана концепция образа пространственной ориентировки, как основного регулятора деятельности летчиков в полетах на вертолетах с использованием оптико-телевизионных комплексов представления внекабинного пространства (в дальнейшем именуемые как системы технического зрения). 

Осуществил также научное руководство 5-ти кандидатских диссертаций и более 20 дипломных проектов выпускников МАТИ и МАИ. Являюсь членом Правления Российского вертолетного общества. Возглавляю секцию «Эргономика вертолетов и учебно-тренировочные средства» на форумах Российского вертолетного общества. Постоянно участвую с докладами на международных и отечественных научных конференций, симпозиумов, форумов.

В соавторстве с коллегами и учениками по науке  являюсь обладателем  патентов: «Комплекс программно-математического обеспечения визуальной и интеллектуальной поддержки экипажа вертолета Ми-24»; «Многоканальный орган управления летательным аппаратом»; «Устройство для измерения геометрических параметров кабин летательных аппаратов, углов обзора внутрикабинного и внекабинного пространства с рабочих мест экипажа»; «Цифровой биометрический комплекс оценки функционального состояния пилота воздушного судна»; «Информационно-управляющий комплекс кабины пилотов вертолета».

За достигнутые успехи в процессе своей многолетней профессиональной и научной деятельности награжден «Орденом почета», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР воину интернационалисту, Грамотой Всемирного фонда безопасности полетов за вклад в исследования человеческого фактора, медалями: «За боевые заслуги»; «Воин-интернационалист»; «От благодарного Афганского народа»; «Маресьева «За верность авиации»; «За безупречную службу в ВС» 1,2 и 3 степени; «Ветеран ВС» и другими, а также знаком «Почетный работник МВЗ им.М.Л.Миля».

В настоящее время развиваю концепцию включения технологий человеческого фактора в разработки   искусственного интеллекта для авиации  и беспилотных авиационных систем.

В 2010 г., в качестве руководителя коллектива авторов работы, по разработке эргономических технологий в целях создания вертолетов нового поколения и обеспечения безопасности полетов, был удостоен Премии Правительства РФ в области науки и техники.

Александр Васильевич, большое спасибо за ответы. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и интересные материалы для журнала «Эргодизайн». Творческих успехов и научного долголетия!

Список литературы

1. Патент на полезную модель № 41703 U1 Российская Федерация, МПК B64D 47/00. Устройство для измерения геометрических параметров кабин летательного аппарата и углов обзора внутрикабинного и внекабинного пространства с рабочих мест экипажа : № 2004112601/22 : заявл. 27.04.2004 : опубл. 10.11.2004 / А. В. Чунтул, В. В. Поляков, В. С. Придворов [и др.] ; заявитель Открытое акционерное общество "Московский вертолетный завод имени М.Л. Миля". – EDN ZPKXGL.

2. Поляков В.В., Чунтул А.В. Совершенствование методики эргономической оценки рабочих мест экипажа вертолетов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 1(30). С. 43. EDN MVHXSX.

3. Чунтул А.В. Эргономические проблемы разработки информационного обеспечения экипажей вертолетов новых поколений // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2007. № 1-1(38). С. 46-48. EDN LGLAUV.

4. Патент № 2323420 C1 Российская Федерация, МПК G01J 1/42. Бортовая система индикации освещенности низких уровней : № 2006130979/28 : заявл. 29.08.2006 : опубл. 27.04.2008 / В. Г. Волков, И. Ю. Ларцев, А. Н. Петрова [и др.] ; заявитель Федеральное государственное унитарное предприятие "Альфа" (ФГУП "Альфа"). – EDN ZIEROX.

5. Патент на полезную модель № 97517 U1 Российская Федерация, МПК G01B 7/30. Измеритель дальности и углов "иду-01" : № 2010117603/28 : заявл. 05.05.2010 : опубл. 10.09.2010 / А. Г. Кармалеев, В. М. Львов, С. В. Добросовестный [и др.]. – EDN KXWGEU.

6. Чунтул А.В., Лапа В.В., Давыдов В.В. Особенности пространственной ориентировки летчика при использовании телевизионной системы обзора внекабинного пространства // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2013. Т. 47, № 5. С. 12-16. EDN RRZQRR.

7. Патент № 2559188 C1 Российская Федерация, МПК B64C 13/06. многоканальный орган управления летательным аппаратом : № 2014111292/11 : заявл. 25.03.2014 : опубл. 10.08.2015 / А. В. Чунтул, И. А. Таратонов ; заявитель Акционерное общество "Вертолеты России" (АО "Вертолеты России"). – EDN ZFJNXV.

8. Спасенников В.В. Сравнительный анализ публикационной активности отечественных психологов и эргономистов с использованием показателей цитируемости // Эргодизайн. 2021. № 4(14). С. 235-249. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2021-4-235-249. EDN EBAWPB.

9. Патент № 2587724 C2 Российская Федерация, МПК A61B 5/00, A61B 5/04, A61B 5/053. Цифровой биометрический комплекс оценки функционального состояния пилота воздушного судна : № 2013119391/14 : заявл. 25.04.2013 : опубл. 20.06.2016 / А. В. Чунтул, В. В. Александров, С. В. Кулешов, А. А. Зайцева ; заявитель Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук (СПИИРАН). – EDN KAYJHT.

10. Чунтул А.В., Козловский А.П. Светоимпульсная стимуляция в системе коррекции состояния авиационных специалистов // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2018. Т. 52, № 5. С. 47-52. DOIhttps://doi.org/10.21687/0233-528X-2018-52-5-47-52. EDN PTKJVG.

11. Чунтул А.В. Эргономическое обеспечение разработки современных и перспективных систем "экипаж-вертолет-среда" // Эргодизайн. 2019. № 4(6). С. 147-155. DOIhttps://doi.org/10.30987/2619-1512-2019-2019-4-147-155. EDN ADYOSU.

12. Чунтул А.В. Психофизиологические и эргономические аспекты восприятия зрительных образов формируемых средствами технического зрения // Эргодизайн. 2021. № 4(14). С. 306-312. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2021-4-306-312. EDN ZYREJQ.

Войти или Создать
* Забыли пароль?