МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены и систематизированы подходы к оценке развития профессиональных компетенций. Рассмотрены алгоритмы оценки развития профессиональных компетенций. Уточнены особенности, преимущества и ограничения каждой группы методов. Большинство рассмотренных методов оценки проведения предполагают наличие существенных бюджетных и человеческих ресурсов для их реализации, которыми располагают крупные организационные субъекты. Методами, подходящими для малых организационных субъектов, затруднительно проводить измерение развития профессиональных компетенций работников определенных категорий (в роли которых могут фигурировать специалисты интеллектуального труда со специфическим человеческим капиталом). Что ставит вопрос о поиске новых соизмеримых или адаптировании имеющихся методов оценки для данной цели. Одним из вариантов является разработка и совершенствование методов, базирующихся на критериально-уровневых и экспертно-инструментальных принципах оценки. В их основе лежит инструментарий социологических наук, например, анкетный опрос с привлечением эксперта для качественной интерпретации собранных данных. Работа в данном направлении предоставляет возможности для дальнейшего углубления исследования.

Ключевые слова:
человеческий капитал, компетенции, критериально-уровневая оценка, трудовые ресурсы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Алтыникова Н.В., Музаев А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 1. С. 31–41. — DOI

2. Алчян А., Демсец Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация // Вехи экономической мысли. Том 5: Теория отраслевых рынков. — СПб.: Экономическая школа, 2003. С. 280–317.

3. Бабичев М.А. Развитие профессиональных компетенций работников сферы высшего образования в период первичной трудовой адаптации: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук М., 2022. 189 с.

4. Барковская Г.Ю. Механизм формирования и развития профессиональных компетенций в рамках научно-образовательного кластера (на примере здравоохранения): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2018. 204 с.

5. Галочкин А. А. Методы оценки компетенций контактного персонала отелей // Вопросы экономики и управления. 2019. № 3 (19). С. 30–33.https://doi.org/10.17759/pse.2019240102

6. Гарафиев И.З. Оценка развития инновационного потенциала региона (на примере производства кокса и нефтепродуктов) // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 22.

7. Гафурова А.Г. Формирование компетенций как фактора эффективной занятости выпускников вузов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2014. 29 с.

8. Головчин М.А. Smart-компетенции в поле эксперимента: апробация модели // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы VI международной научно-практической интернет-конференции: в 2 ч., Вологда, 29 марта — 02 апреля2021 1 года / Вологодский научный центр Российской академии наук. Том Часть 2. — Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2021. С. 87–92.

9. Гринченко Е.Л., Курдуманова О.И., Гилязова И.Б., Жарких Л.А. Диагностические методы оценки сформированности химических компетенций: уровни, критерии, показатели // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 21–24.

10. Даниловских Т.Е., Кузьмичева И.А. Направления развития методологии оценки человеческого капитала как фактора инновационного развития российской экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5, № 4 (17). С. 136–139.

11. Дуреева Т.В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. 2018. № 43 (229). С. 62–66.

12. Законопроект № 203207-8 «О внесении изменения в главу II Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” (в части государственной поддержки молодых ученых)» / [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/203207-8 (дата обращения 18.12. 2023).

13. Зеер Э.Ф. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С. 6–11.

14. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Бердникова Д.В., Борисов Г.И. Формирование транспрофессиональных компетенций у будущих инженеров // Актуальные проблемы психологического знания. 2019. № 2 (51). С. 27–35.

15. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Москва: Чистые пруды, 2007. С. 13–14.

16. Иванова С. Оценка компетенций методом интервью. М.: Альпина Паблишер, 2018. 155 с.

17. Иода Е.В., Граб И.С. Совершенствование методологии оценки индивидуального человеческого капитала в интересах инновационного развития // Вестник ОрелГИЭТ. 2011. № 4 (18). С. 78–83.

18. Калашников К.Н., Шаров В.В. Новая система оплаты труда учителей: работает ли механизм стимулирования? // Проблемы развития территории. 2016. № 5 (85). С. 136–147.

19. Ключарев Г.А., Попов М.С., Савинков В.И. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия. М.: Институт социологии РАН, 2017. 488 с.

20. Креер М.Я., Сказочкина Т.В,, Сказочкин А.В. Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики // Управление наукой: теория и практика. 2021. № 3. С. 45–60.

21. Кузьмин М.А. Развитие оценочного инструментария в системе управления профессиональными компетенциями сотрудников организации: дисс. … к.э.н. Самара, 2012. 204 с.

22. Лысенко А.Н. Управление инновационным развитием высокотехнологичных машиностроительных предприятий на основе эффективного использования человеческого капитала // дисс … канд. экон. наук, Москва, 2014.

23. «Обновление научных кадров — важнейшая задача, которая поможет достичь технологического суверенитета нашей страны», — Евгений Люлин / [Электронный ресурс] URL: https://www.zsno.ru/press-service/news/401811/ (дата обращения 15.12.2023).

24. Пахаренко Н.В. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 310.

25. Помулева Н.С. Методика оценки влияния человеческого капитала на инновационное развитие: новые подходы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 4. С. 21–24.

26. Российская наука становится моложе / [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/monitoring/mnk/news/ 533851184.html (дата обращения 15.12.2023).

27. Совещание Правительства РФ, посвященное новой версии федеральных государственных образовательных стандартов / [Электронный ресурс] URL: http://www.ug.ru/ news/24731 (дата обращения 05.12.2023).

28. Трофимова Т.А., Борисов А.Ф., Воронцов А.В. Человеческий капитал работников транспортной компании: проблемы управления и развития // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2023. Т. 12. № 6. С. 5–8. https://doi.org/10.12737/2305-7807-2024-12-6-5-8

29. Трубицын В.А. Оценка компетенций персонала методом Ассессмент-Центра // Евразийский союз ученых. 2015. № 12-2 (21). С. 138–141.

30. Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Астрахань. 2008. 26 с.

31. Эсаулова И.А., Арзамасова Г.С. Новая модель экологического обучения и развития персонала // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2023. Т. 12. № 6. С. 54–59. https://doi.org/10.12737/2305-78072024-12-6-54-59

32. Akyazi T., Goti A., Bayón F. et al. Identifying the skills requirements related to industrial symbiosis and energy efficiency for the European process industry. Environ Sci Eur 35, 54 (2023). https://doi.org/10.1186/s12302-023-00762-z

33. Elfering A., Keller A.C., Berset M. et al. Taking the chance: Core self-evaluations predict relative gain in job resources following turnover. SpringerPlus 5, 1702 (2016). https://doi.org/10.1186/ s40064-016-3365-0

34. Ferris G.R., Treadway D.C., Kolodinsky R.W., Hochwarter W.A., Kacmar C.J., Douglas C. & Frink D.D. Development and validation of the political skill inventory. Journal of Management Official Journal of the Southern Management Association, 31 (1), 126–152 (2005).

35. Helm C., Warwas J. & Schirmer H. Cognitive diagnosis models of students’ skill profiles as a basis for adaptive teaching: an example from introductory accounting classes. Empirical Res Voc Ed Train 14, 9 (2022). https://doi.org/10.1186/s40461-022-00137-3

36. Lazear Edward P. (2003): Firm-Specific Human Capital: A Skill-Weights Approach, IZA Discussion Papers, No. 813, Institute for the Study of Labor (IZA), Bonn.

37. Shi L.P., Imdorf C., Samuel R. et al. How unemployment scarring affects skilled young workers: evidence from a factorial survey of Swiss recruiters.

38. Tamura Y., Amano H. & Ota J. Analysis of cognitive skill in a water discharge activity for firefighting robots. Robomech J 8, 13 (2021). https://doi.org/10.1186/s40648-021-00201-9

39. Tamura Y., Amano H. & Ota J. Analysis of firefighting skill with a teleoperated robot. Robomech J 7, 26 (2020). https://doi. org/10.1186/s40648-020-00177-y

40. Weigl M., Müller A., Hornung S. et al. Job resources and work engagement: the contributing role of selection, optimization, and compensation strategies at work. J Labour Market Res 47, 299–312 (2014). https://doi.org/10.1007/s12651-014-0163-4

41. Zhang J., Song L.J., Wang Y. et al. How authentic leadership influences employee proactivity: the sequential mediating effects of psychological empowerment and core self-evaluations and the moderating role of employee political skill. Front. Bus. Res. China 12, 5 (2018). https://doi.org/10.1186/s11782-0180026-x

Войти или Создать
* Забыли пароль?