Россия
Современная наука – это обширная и сложная система знаний, включающая разнообразные области, дисциплины, виды, уровни и единицы научного знания. Даже знание любой отдельной науки имеет сложную структуру и состоит из четырех качественно различных уровней знания: чувственного, эмпирического, теоретического и метатеоретического. Несмотря на существенные отличия в содержании и форме различных структурных единиц научного знания оно, тем не менее едино, потому что все его уровни и виды соответствуют общим требованиям научной рациональности. В данной статье рассматривается проблема истинности только эмпирического уровня научного знания и его различных структурных единиц: протокольных предложений, эмпирических фактов, эмпирических законов и эмпирических теорий.
научное знание, эмпирический уровень знания, истинность эмпирического знания
1. Лебедев С. А. Курс лекций по методологии научного познания. Учебное пособие. М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2016.-293 с.
2. Лебедев С. А.. Губанов Н.Н. Уровневая методология науки и ее сущность // Гуманитарный вестник. М.: Проспект, 2021.№ 2(88).
3. Лебедев С. А. Чувственное и эмпирическое знание в науке: единство и различие. В сб.: Экология человека и природы в информационно-технической среде (Эко-Мир 10). М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020, с. 59-60.
4. Лебедев С.А. Структура современной методологии науки //Журнал естественнонаучных исследований. 2019. Т. 4. № 4, с. 7-13.
5. Лебедев С. А. Научная деятельность: основные понятия. М.: Проспект. 2021.- 136 с.
6. Лебедев С. А. Научный метод: история и теория: монография. М.: Проспект, 2018. 448 с.
7. Лебедев С. А. Проблема научного метода в первом позитивизме // Вопросы философии и психологии. 2018. №5 (1). С. 24-36.
8. Лебедев С. А. Научная истина: консенсуально-экспертный характер //Гуманитарный вестник. 2019. №3 (77). С. 3.
9. Лебедев С. А. Методология науки: проблема индукции: монография. М.: ИНФРА-М. 2013. -192 с.
10. Лебедев С. А. Роль индукции в процессе функционирования современного научного знания // Вопросы философии. 1980. № 6. С. 11-34.
11. Лебедев С.А. Индуктивный метод и его роль в научном познании // Журнал философских исследований. 2018. Т. 4. № 2. С. 12-30.
12. Лебедев С.А. Проблема научного метода в античной философии // Журнал философских исследований. 2019. Т. 5. № 2. С. 10-20.
13. Лебедев С. А. Проблема Юма // Журнал философских исследований. 2015. Т. 1. №4. С. 2.
14. Лебедев С. А. Чувственное и эмпирическое знание в науке: сходство и различие // Известия Российской академии образования. 2019. №1 (49). С.5-13.
15. Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы, формы//Вопросы философии. 2016. № 6. С. 15-28.
16. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки. Учебно-методическое пособие. М.: Издательство Московского университета. 2010.- 196 с.
17. Лебедев С.А. Философия и методология науки. М.: Академический проект. 2021. -626 с.
18. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2003.- 456 с.
19. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.- 744 с.