Россия
ФГБНУ НУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения РАН (ФИЦ КНЦ СО РАН) (лаборатория научно-образовательных технологий подготовки кадров высшей квалификации, ведущий научный сотрудник)
Красноярск, Красноярский край, Россия
УДК 159.99 Прочие вопросы психологии
В статье описывается опыт психолого-педагогической диагностики причин трудностей в обучении первоклассника на примере частного случая (триады родители – ребенок). На основе феноменологического анализа делается вывод о первоочередной роли родителей в коррекции школьной дезадаптации на основании выявления таких феноменов родительства как авторитарная гиперсоциализация, диктат, отвержение, конфликтный тип взаимодействия, недостаток качественного общения, изучение которых позволяет разработать стратегию для улучшения семейной динамики. Предлагается схема консультационного процесса на основе феноменологического подхода, состоящая из 10 последовательно реализуемых шагов.
феноменология родительства, школьная дезадаптация, трудности в обучении, психологическое консультирование, родительское отношение, семейное воспитание
1. Изотова Е.Г. Особенности школьной дезадаптации у учеников начальных классов и работа по ее коррекции [Текст] / Е.Г. Изотова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70-4.
2. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости // Психология общения [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова; под ред. А.А. Бодалева. — М., 2011. — С. 535–536.
3. Марценковская И.И. Школьная дезадаптация: взгляд на проблему с позиции детской психиатрии [Элекронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate.net/ publication/280570779_Skolnaa_dezadaptacia_vzglad_na_ problemu_s_pozicii_detskoj_psihiatrii (дата обращения: 03.06.2024).
4. Филиппова Е.А. Школьная дезадаптация и факторы риска пограничных психических расстройств среди учащихся средних и старших классов массовых школ [Текст] / Е.А. Филиппова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2010. — Т. 20. — № 3. — С. 50–53.