Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова
В работе рассмотрен вопрос усиления этнокультурой составляющей в воспитательном и образовательном процессе в системе дошкольного образовательного учреждения. На основе обобщения и систематизации научных данных сформулированы предложения по формированию оптимальной модели этнокультурного образования.
этнокультура, культура, этнопедагогика, воспитание, дошкольник, педагог, этническая идентичность
1. Андреев, А.Н. Этническая культура. Личность и культура / А.Н. Андреев. – Мн.: Дизайн ПРО, 1998. – 160 с. – Текст: непосредственный.
2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Наука, 1998. – 271 с. – Текст: непосредственный.
3. Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения / Е.С. Бабунова. – Москва: Академия естествознания, 2012. – 399 с. – Текст: непосредственный.
4. Богомолова, М.И. Использование аффилиации в воспитании культуры межнационального общения / М.И. Богомолова. – Текст: непосредственный //Детский сад от «А» до «Я». – 2006. – № 6. – С. 85-103.
5. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. – М.: Наука, 1983. – 418 с. – Текст: непосредственный.
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. Национальная школа: концепция и технология развития / Г.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1993. – С. 45-51. – Текст: непосредственный.
7. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с. – Текст: непосредственный.
8. Гордеева О.Н., Кожанов И.В. Сущность и содержание этнопедагогизации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации / О.Н. Гордеев, И.В. Кожанов. – Текст: непосредственный // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-2. – С. 328-332.
9. Гуревич, П.С. Ментальность как характеристика культуры //Диалог культур и вызовы современности эпохи: материалы бакинского форума, посвященного памяти Гейдара Алиева / Под общ. ред. Н.М. Мамедова, А.Н. Чумакова; отв. ред. А.А. Гезалов, И.Р. Мамед-заде. М.: Канон РООИ «Реабилитация», 2019. – С. 60-71. – Текст: непосредственный.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1986. – 395 с. – Текст: непосредственный.
11. Дзанайты, З.Х. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования интерактивных ресурсов обучения. – магист. дис. / З.Х. Дзанайты. – Владикавказ, 2020. – 90 с. – Текст: непосредственный.
12. Зембатова Л.Т., Дзанайты З.Х. Дидактическая игра – важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения / Л.Т. Зембатова, З.Х. Дзанайты. – Текст: непосредственный // Мир науки, культуры, образования. – М.: №6 (79) 2019. – С. 121-123.
13. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М., 2001. – 303 с. – Текст: непосредственный.
14. Личность, культура, этнос; современная психология и антропология / под ред. Л.Л. Велик. – М., 2001. – 269 с. – Текст: непосредственный.
15. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 231 с. – Текст: непосредственный.
16. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-экономический анализ) / Э.С. Маркарян. – М.: Мысль, 1983. – 284 с. – Текст: непосредственный.
17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации / Гарт62: информационно-правовой портал. – Режим доступа: URL: https://gart62.npitu.ru/assets/files/123/1.%20Национальная%20доктрина%20образования%20Российской%20Федерации%20до%202025%20года.pdf (дата обращения: 18.07.2023). – Текст: электронный.
18. Неустроев, Н.Д. Этнорегиональные традиции в воспитании и образовании сельской молодежи / Н.Д. Неустроев, А.Н. Неустроева. – Текст: непосредственный // Сборник научно-методических материалов международного научно-образовательного форума СВФУ Якутск, 23-28 июня 2014 г. Ответственные за выпуск: О.М. Чоросова и др. – 2014. – С. 550-560.
19. Николаева, Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. В. Николаева. – Электрон. текст. дан. (1,4 Мб). – Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).
20. Нормативно-правовая база дошкольного образования. – М.: 2008. – 206 с. – Текст: непосредственный.
21. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Мозаика-Синтез. – М. – 2019. – 336 с. – Текст: непосредственный.
22. Путин назвал многообразие традиций, культур и языков бесценным достоянием России. – URL: https://tass.ru/obschestvo/11075849. (дата обращения: 17.04.2023). – Текст: электронный.
23. Семенов, В.С. Культура и развитие человека / В.С. Семенов. – Текст: непосредственный // Вопросы философии. – 1982. – С. 240-244.
24. Трубина, Е.С. Технология проектирования образовательной деятельности дошкольников в условиях меняющейся этнокультурной ситуации / Е.С. Трубина. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – М. – 2016. №2. – С. 121-127.
25. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ / КонсультантПлюс: сайт. – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.07.2023). – Текст: электронный.
26. Чернышов, П.С. Недостатки компетентностного подхода в высшем образовании. – URL: file:///C:/Users/ROST/Downloads/nedostatki-kompetentnostnogo-podhoda-v-vysshem-obrazovanii.pdf. (дата обращения: 17.04.2023). – Текст: электронный.