с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье поставлена актуальная проблема разработки цифрового образовательного контента по физике 7-8-х классов. Рассмотрена законодательная база цифровизации системы образования, проанализированы цифровые образовательные проекты. Общие вопросы цифровизации образования раскрыты на примере преподавания физики учащихся 7-8-х классов общеобразовательной школы.
п реподавание физики, методика, цифровой образовательный контент, подростковый возраст
1. Абдулов, Р. М. Интерактивное обучение физике с помощью современных технических средств / Р. М. Абдулов, О. Г. Надеева // Педагогическое образование в России. 2012. № 5. С. 185-191. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18184264
2. Александров, А.Ю. Цифровизация Российского образовательного пространства в контексте гарантий конституционного права на образование // Высшее образование в России. – 2019. - №10. – С.44-49.
3. Антонова Н. А. Роль и место экспериментальных задач и заданий по разделу «Световые явления» курса «Физика» основной школы / отв. ред. А. Ю. Нагорнова [Текст] // Инновационные технологии российского и зарубежного образования Ульяновск, 2018. С. 331–346.
4. Антонова Н.А. Практические работы по физике в условиях цифровизации / Н.А. Антонова // Цифровое образование в России и за рубежом. [Электронный ресурс]. 2022.№ 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskie-raboty-po-fizike-v-usloviyah-tsifrovizatsii/viewer
5. Антонова Н.А. Использование электронной формы учебника для подготовки будущих учителей физики к формированию читательской грамотности школьников [Текст] // Материалы Первой международной научной конференции "EDCRUNCHURAL-2020". Екатеринбург, 2020. С. 8-14.
6. Безкоровайный С.А. Педагогические условия применения образовательной робототехники на уроках физики [Текст]// Проблемы учебного физического эксперимента: сборник научных трудов / Российская академия образования. - Глазов, 2017. - С. 11-13
7. Бугаевская М.В. Нормативно-правовые основы цифровизации образования // Юрист ВУЗа, № 10, 2020. - https://panor.ru/articles/normativno-pravovye-osnovy-tsifrovizatsii-obrazovaniya/51437.html#
8. Буш А.В. Цифровизация в обучении физике [Текст] / А.В. Буш // Педагогическое образование и наука. 2021. № 5. С. 95-97.
9. Гиголов А. И., Поваляев О. А. Возможности оценки экспериментальных умений по физике с использованием цифровых технологий /А.И. Гиголов, О.А. Поваляев // Педагогические измерения [Текст]. 2020. № 2. С. 102–108.
10. Грань Т.Н., Подрезова К.А. Методические особенности использования цифровых образовательных ресурсов на уровне общего образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования по физике: доклады научно-практической конференции, посвященное 90-летию МГОУ. М., 2021. С. 74-78.
11. Горохова Р.И. Возможности современных информационных технологий в проведении психолого-педагогических исследований / Р. И. Горохова, П. В. Никитин // Образовательные технологии и Общество. 2012. Т. 15, № 2. С. 390-411. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=17787400 (дата обращения: 06.08.2020).
12. Ершов М.Г. Возможности использования образовательной робототехники в преподавании физики [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Международной научной конференции. М., 2013. С 81-87.
13. Зверева Л.Г. Этапы и пути становления цифрового образования в России / Л.Г. Зверева, А.Г. Ткачева [Текст] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс].2019. Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/etapy-i-puti-stanovleniya-tsifrovogo-obrazovaniya-v-rossii/viewer.
14. Каталог образовательных программ [Электронный ресурс] https://www.kop.ru/handbook/v-pomoshch-uchitelyu/obrazovatelnye-internet-resursy-po-fizike/
15. Маслакова, Е.С. История развития дистанционного обучения в России / Е.С. Маслакова [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. С. 29-32. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 08.06.2024).
16. Магомедова Х.А. Создание цифрового учебного контента [Текст] / Х.А. Магомедова // Научные исследования высшей школы. Сб.ст. VI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 91-93. Пенза: ООО «Наука и Просвещение», 2021.
17. Резер Т.М., Владыко А. В., Муртазина А.В. Развитие цифровой образовательной среды: историко-педагогический аспект /Т.М. Резер, А.В. Владыко, А.В. Муртазина // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Первая международная научная конференция по проблемам цифровизации: EDCRUNCH URAL 2020. Материалы конференции (Екатеринбург, 29–30 сентября 2020 г.) URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/94918/1/978-5-7996-3118-5_2020_031.pdf. С. 264 – 272.
18. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования [Текст] / Р.М. Сафуанов, М.Ю. Лехмус // Педагогические науки. 2019. № 2 (28). С. 108-113.
19. Тарчевский Е.А. Практикум по физике для 8-11 классов: лабораторные работы с применением цифровых лабораторий. Под ред. С.Д. Варламова /Е.А. Тарчевский. М.: Просвещение, 2011. C. 4-12.
20. Топоркова А.М., Ретинская В.М. Нормативно-правовые основы и проблемы реализации дополнительного образования в Российской Федерации в условиях цифровой экономики [Текст] / А.М. Топорков, В.М. Ретинская // Вестник Пензенского университета. 2022. № 4. С. 36-41
21. Холина С.А. Содержательный компонент образовательной среды по физике в средней школе [Текст] / С.А. Холина // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 6. - С. 57-60
22. Царьков И.С. Урок в цифровом кабинете физики в технологии «1 ученик : 1 компьютер» [Электронный ресурс] / И.С. Царьков, П. Н. Чеботарев // Информатика и образование. 2013. № 2(241). С. 28-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id
23. Чужданова Е.Н. Формирование открытой информационно-образовательной среды на уроках физики в условиях ФГОС [Электронный ресурс] / Е. Н. Чужданова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 3(60). С. 154-156. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37369377
24. Шилинг Г.С., Сафронова С.А. Виртуальная и дополненная реальность как средство повышения наглядности на уроках физики в средней школе [Текст] /Г.С. Шилинг, С.А. Сафронова // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденция развития: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 129-133.
25. Южаков В.Н. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.Н Южаков, А.А. Ефремов // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2018. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-i-organizatsionnye-barierydlya-tsifrovizatsii-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
26. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действ. ред.) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Москва. – URL : https://www.pravo.gov.ru. – Загл. с титул. экрана.
27. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды (вместе с «Положением о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»): Постановлении Правительства РФ от 7.12. 2020. № 2040. – Текст: электронный // КонсультантПлюс. Профиль : Юрист [Электрон. периодич. изд.]. – Москва : КонсультантПлюс, 2024. – (дата обращения 03.05.2024).
28. О проведении эксперимента по формированию цифровых документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении посредством модуля «Единый реестр цифровых документов об образовании» федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» в 2024 году»: Постановление Правительства РФ от 14.02.2024 № 173. – Текст: электронный // КонсультантПлюс. Профиль : Юрист [Электрон. периодич. изд.]. – Москва : КонсультантПлюс, 2024. – (дата обращения 03.05.2024).
29. Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников: Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 (ред. от 21.02.2024). – Текст: электронный // КонсультантПлюс. Профиль : Юрист [Электрон. периодич. изд.]. – Москва : КонсультантПлюс, 2024. – (дата обращения 03.05.2024).
30. О признании утратившими силу приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» и приказов Министерства просвещения Российской Федерации о внесении изменений в указанный приказ»: Приказ Минпросвещения России от 27.05. 2020. – Текст: электронный // КонсультантПлюс. Профиль : Юрист [Электрон. периодич. изд.]. – Москва : КонсультантПлюс, 2024. – (дата обращения 03.05.2024).
31. ГОСТ Р 59871-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Цифровая научно-образовательная среда. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.11.2021 N 1560-ст) // https://www.consultant.ru/law/podborki/cifrovizaciya_obrazovaniya/
32. Паспорт стратегии: Цифровая трансформация образования. Группа «Национальная инновационная система. Стратегическое направление «Цифровая трансформация». https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/download/4030/
33. Белага В.В.,. Ломаченков И.А,. Панебратцев Ю.А. Физика 7 класс Сферы Учебник ФГОС. [Текст] /В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев М.: Просвещение, 2014. 144 с. Белага В.В.,. Ломаченков И.А, Ю.А. Панебратцев Физика 7 класс Сферы Учебник ФГОС. [Текст] /В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев М.: Просвещение, 2018. 160 с.
34. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б.: Физика. 7 класс. Учебник (комплект из 2-х частей). Под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена [Текст] / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов. М.: Мнемозина, 2015. 446 с.
35. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б.: Физика. 7 класс. Учебник (комплект из 2-х частей). Под ред. В.А. Орлова, И.И. Ройзена [Текст] / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов. М.: Мнемозина, 2015. 463 с.
36. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М., Кайдалов А.Б. Физика. 8 класс. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. ФГОС [Текст] / Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кайдалов. М.: Мнемозина, 2015. 463 с.
37. Изергин Э.Т. Физика. 7 класс. Учебник ФГОС. [Текст] / Э.Т. Изергин. М.: Русское слово, 2022. 232 с
38. Изергин Э.Т. Физика. 7 класс. Учебник ФГОС. [Текст] / Э.Т. Изергин. М.: Русское слово, 2021.232 с
39. Кабардин О.Ф. Физика. 7 класс. Учебник ФГОС. [Текст] / О.Ф. Кабардин. М.: Просвещение, 2022. 177с.
40. Кабардин О.Ф. Физика. 8 класс. Учебник ФГОС. [Текст] / О.Ф. Кабардин. М.: Просвещение, 2021.175 с.
41. Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник ФГОС. [Текст] /А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2013. 221 с.
42. Перышкин А.В. Учебник. Учебное пособие. Физика. 7 класс. ФГОС новый [Текст] /А.В. Перышкин. М.: Экзамен, 2023. 256 с.
43. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник ФГОС. [Текст] /А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2019. 240 с.
44. Перышкин А.В. Учебник. Учебное пособие. Физика. 8 класс. ФГОС новый [Текст] /А.В. Перышкин. М.: Экзамен, 2022. 272 с
45. Перышкин А.В., Иванов А.И. Физика. 7 класс. Учебник. Линия УМК Перышкина ФГОС. [Текст] /А.В. Перышкин, А.И. Иванов. М.: Просвещение, 2024. 240 с.
46. Перышкин А.В., Иванов А.И. Физика. 8 класс. Учебник ФГОС. [Текст] /А.В. Перышкин, А.И. Иванов. М.: Просвещение, 2022. 256 с.
47. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 класс. Учебник ФГОС [Текст] / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2019. 224 с.
48. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 класс. Учебник ФГОС [Текст] / Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. М.: Дрофа, 2019. 256 с.