Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ, Россия
УДК 004.414.2 Анализ и проектирование вычислительной системы
УДК 004.421 Алгоритмы составления программ
Системы поддержки принятия решений в современном мире позволяют существенно повысить эффективность работы специалистов различных сфер деятельности. Проектирование таких систем включает построение алгоритмов их работы. Обоснована актуальность поставленной задачи. Оптимизация учебных планов не имеет в настоящее время однозначного варианта решения. Данная тема неоднократно поднимается в научных публикациях и имеет различные подходы к постановке задач и их решению. В данной работе построена алгоритмическая модель в выбранной концепции системы. Модель включает четыре алгоритма. Данная работа содержит три алгоритма работы модулей системы, предназначенных для решения оптимизационных задач разного типа. Каждый алгоритм представлен в виде блок-схемы и подробного описания всех этапов. При этом каждый алгоритм содержит три основных блока. Первый блок подготовки к решению оптимизационной задачи, необходимый для ввода всех данных, заполнения первичных значений. Второй блок решения самой задачи, который включает перебор всех вариантов, отбор допустимых решений и выбор оптимального из них. А также третий блок, предназначенный для вывода результатов и представления полученного решения пользователю
Проектирование, СППР, алгоритм, учебный план, оптимизация
1. Халин, В.Г. Системы поддержки принятия решений: учебник и практикум для вузов // под редакцией В. Г. Халина, Г. В. Черновой. Москва, 2023. – 494 с.
2. Суханова, Т.В. Проектирование учебных планов среднего общего образования [Текст] / Т.В. Суханова // Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития». – Калуга, 2022. – C. 229-233.
3. Ключевский, А.Ю. Формирование творческого мышления курсантов в рамках дисциплин учебного плана [Текст] / А.Ю. Ключевский, Н.Н. Случанинов // Сборник материалов X-ой Международной межвузовской научно-методической конференции «Инновационные технологии в педагогике высшей школы». – Санкт-Петербург, Петергоф, 2024. – C. 80-87.
4. Zhou, L. The journey continues: mathematics curriculum analysis from the official curriculum to the intended curriculum [Текст] / L. Zhou, Lo. Jaja, J.Liu // Журнал « Journal of curriculum studies research» – Анкара, 2023. – №3(5). – C. 80-95. DOI:https://doi.org/10.46303/jcsr.2023.32
5. Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно- методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.
6. Рожков, С.Е. Формирование индивидуального учебного плана иностранных студентов на основе компетенций [Текст] / С.Е. Рожков // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Приоритетные направления развития регионального экспорта продукции АПК»– Красноярск, 2024. – C. 301-306.
7. Черткова, А.Д. Дополнительное профессиональное образования как неотъемлемая часть учебного плана [Текст] / А.Д. Черткова // Журнал «Академическая публицистика» – Уфа, НИЦ: «Аэтерна», 2024. – №5-1. – C. 417-419.
8. Nasu, IU. Data-Driven Approach to Curriculum Analysis [Текст] / IU.Nasu, M.S.Drobinin, M.S.Efanov, V.V. Lanin // Журнал «Proceedings of the institute for system programming of the RAS». – Perm, 2020. – 36(2). pp.83-90. DOI:https://doi.org/10.15514/ISPRAS-2024-36(2)-7.
9. Бронникова, Л.М. Некоторые аспекты реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [Текст] / Л.М. Бронникова, А.В. Овчаров, П.В. Скулов, Е.А. Хорохордина / Фундаментальные исследования, 2012. – №11(5) C.1089-1094.
10. Ozturk-Akar, E. State-based curriculum making in Turkey: curriculum modernization initiative and the latest science curriculum [Текст] / E. Ozturk-Akar // Журнал «Curriculum journal» – 2023. – №2(34). – C. 298-314. DOI:https://doi.org/10.1002/curj.192
11. Chen, Y. The politics reform of education in China: the curriculum 2001 and the new curriculum [Текст] / Y. Chen // Журнал «Lecture notes in education psychology and public media» – 2023. – №1(7). – C. 183-189. DOI:https://doi.org/10.54254/2753-7048/7/20220774
12. Юрчишина, М.В. Математическое моделирование процесса оптимизации учебного плана высшего образования [Текст] / М.В.Юрчишина, К.И.Бушмелева // Сборник трудов Национальной научно-практической конференции Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты. – Москва, 2022. – C. 141-144.
13. Кашинцева, И.Л. Требования ФГОС ВО к структуре учебного плана и календарного учебного графика [Текст] / И.Л. Кашинцева, Т. А. Попова // Сборник материалов научно-методической конференции «Подготовка кадров в системе ведомственного профессионального образования ФСИН России: от истории к современности (к 50-летию высшего учебного заведения)». – Рязань, 2020. – C. 81-85.
14. Реестр программного обеспечения. Реестровая запись №2375 от 15.12. https://reestr.digital.gov.ru/reestr/303725/ дата рег. 12.09.2016
15. Aslam, K. Curriculum implementation challenges: development and validation of an integrated curriculum implementation challenges tool [Текст] / K. Aslam, R.A. Khan, M.A. Aslam, F.Z. Zaidi // Журнал «Pakistan journal of medical sciences» – 2023. – №1(40). – C. 89-94. DOI:https://doi.org/10.12669/pjms.40.1.7258
16. Дроздов, Н.А. Оптимизация учебных планов [Текст] / Н.А. Дроздов // Информационные технологии в образовании: материалы II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-Черноземье – 2008)». Курск, 2008.
17. Лавлинская, О.Ю. Ранжирование учебных дисциплин с использованием экспертных оценок [Текст] / О.Ю. Лавлинская // Моделирование систем и информационные технологии. – Воронеж, 2006. – №3(2). – С. 80-83.
18. Кривицкая, М.А. Подходы к проектированию задачи составления рабочего учебного плана специальности высшего профессионального образования [Текст] / М.А. Кривицкая, К.И. Бушмелева // Материалы ежегодного международного симпозиума «Надежность и качество 2011». – Пенза, 2011. – C.126-127.
19. Халтурин, Е.А. Представление учебных планов в виде графа и их алгоритмическая обработка [Текст] / Е.А. Халтурин // Сборник материалов международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект свободный – 2023». – Красноярск, 2023. – C. 73-75.
20. Чернышева, А.В. Метод векторного представления и автоматизированной оценки учебного плана в системе интеллектуальной поддержки проектирования образовательных программ [Текст] / А.В. Чернышева, М.В. Хлопотов // Журнал «Экономика. Право. Инновации» – Санкт-Петербург, ИТМО, 2024. – №2. – C. 61-71.
21. Алексахин, С.В. Моделирование связности дисциплин учебного плана в системе дистанционного образования [Текст] / А.Б. Николаев, В.Ю. Строганов // XI Международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2001") Секция: 3. ИТ в открытом образовании. – 2001.
22. Сеньковская, А.А. Математическое моделирование и методы оптимизации учебного процесса вуза (на примере задач формирования рабочих учебных планов [Текст] : дис. ... канд. техн. наук: 05.13.18: защищена 14.09.21 / А. А. Сеньковская. – Омск, 2021. – 154 с.
23. Юрчишина, М.В. Обобщенный алгоритм работы системы поддержки принятия решений «Оптимальный учебный план» [Текст] / М.В. Юрчишина, К.И. Бушмелева // Сборник XХI Международной научно-практической конференции «Инновационные, информационные и коммуникационные технологии». – Сочи, 2024. – С.393-397.
24. Скиена, Стивен С. Алгоритмы. Руководство по разработке [Текст] / : Стивен С.Скиена // Санкт-Петербург, 2022. – 848 с.
25. Юрчишина, М.В. Экспертная оценка групп связанных дисциплин учебного плана для бакалавриата по направлению «Информатика и вычислительная техника» [Текст] / М.В. Юрчишина, К.И. Бушмелева // Сборник трудов XХ Международной научно-практической конференции «Инновационные, информационные и коммуникационные технологии». – Махачкала, 2023. – С. 174-178.
26. Сатторов, А.Э. Таҳлили нақшаву барномаҳои таълимӣ дар тайёрии касбии донишҷӯёни самти математика [Текст] / А.Э.Сатторов, К.А.Сатторов // Журнал «Паёми донишгоҳи миллии тоҷикистон». – Душанбе 2023. – 12(2). С.254-261.
27. Сапожник, К.В. Концепция подсистемы подбора коэффициента важности дисциплин [Текст] / К.В. Сапожник, М.В. Юрчишина, К.И. Бушмелева // Сборник трудов Национальной научно-практической конференции «Фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и инновационные проекты». – Москва, 2023. – C. 698-701.