Автором предпринимается попытка взглянуть на феномен неправительственных организаций с международно-правовой и конституционной точек зрения. В статье анализируются проблемы гражданского общества и прав человека в рамках внутригосударственного и международно-правового измерения. Детально исследуется юридическая природа, место и роль НПО в современном конституционном праве разных стран, выявляются различные формы закрепления права на объединения, проводится анализ международно-правовых и национальных источников по данной теме и делаются соответствующие выводы. Учитывая разные определения и подходы к изучению правового статуса и деятельности неправительственных организаций, в статье используется авторское определение общественного объединения, в основу которого легли основные сущностные элементы и характеристики, среди которых правосубъектность общественных объединений, базирующаяся на праве каждого на свободу ассоциации. В работе сформулирован ряд общих теоретико-методологических рекомендаций, способствующих совершенствованию деятельности общественных объединений, развитию правовой базы их функционирования, усилению их авторитета и влияния среди граждан, постепенному снижению конфликтности в обществе, достижению гражданского, политического и правового консенсуса. Теоретическую основу научной статьи составляют работы отечественных и зарубежных ученых по общим вопросам права, прав человека, проблемам деятельности и правового статуса общественных объединений, а также труды по философии, социологии, истории, политологии и международным отношениям.
права человека, право на объединение, общественное объединение, неправительственная организация (НПО), международная неправительственная организация (МНПО), международная правосубъектность.
В конституциях постсоциалистических и постсоветских государств на формально-юридическом уровне воплощены признанные в мировом сообществе общие демократические принципы: закреплены основы нового конституционного строя; права и свободы признаны высшей ценностью; референдум и выборы — высшая форма суверенитета народа; альтернативность выборов; система государственной власти, основанная на разделении властей; идеологический и политический плюрализм; многопартийность; множественность форм собственности и признание частной собственности (например, конституции Российской Федерации 1993 г., Казахстана 1995 г., Молдовы 1994 г., Азейбарджана 1995 г., Армении 1995 г., Беларуси 1994 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Болгарии 1991 г., Словакии 1992 г., Чехии 1992 г., Боснии и Герциговины 1995 г., Словении 1997 г., Венгрии 1997 г., Польши 1997 г., Румынии 1999 г., Эстонии 1992 г., Латвии 1992 г., Литвы 1992 г., Узбекистана 1992 г. и др.).
Несмотря на некоторую схожесть положений конституций разных стран и тяготение к либерально-демократическим ценностям, они, безусловно, отражают разную направленность конституционного развития, обусловленную геополитическими и экономическими интересами, историческими и культурными традициями. По-прежнему доминирующей тенденцией является повсеместное утверждение системы прав и свобод человека и гражданина, соответствующей требованиям международноправовых стандартов. В Конституциях многих государств мира, начиная с XIX — середины XX в. закрепляются принцип равноправия, всеобщее избирательное право, личные свободы, политические, социальные и экономические права, формируется судебная система. Расширение прав человека как общая тенденция, развивающаяся в национальных государственно-правовых системах, обусловливает повышение роли государства в регулировании и защите общественных интересов. Речь идет об отмеченной государствоведами тенденции социализации конституционного права и дальнейшем ее расширении [1, с. 18]. Социализация конституционного права связана с усилением места и роли государства в экономической и социальной жизни общества, расширением соответствующих прав.
1. Конюхова (Умнова) И. А. Конституционное развитие евразийского пространства: современные тенденции и перспективы // Евразийский юридический журнал. 2010. № 3 (22). С. 18.
2. Гущин В. З. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прав граждан на объединение. М., 1998. С. 7.
3. Покровский Н.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 144.
4. Развитие некоммерческого сектора Казахстана // Организация. № 8. 2002. С.26.
5. Конституции 16 стран мира: Сб. конституций стран - членов СНГ, Балтии и ряда других государств мира / Сост. Ж. Баишев, К. Шакиров. Алматы. 1995. С. 534.
6. Иванова И.Ю., Либоракина М.И., Толмасова А.К. Проблемы налогового режима для благотворительности и не-
7. государственных некоммерческих организаций и перспек-
8. тивы его изменения / Налогообложение российских не-
9. коммерческих организаций: теория и практика. МОНФ,
10. С.87.
11. Кралечкин Д.Ю. Структура, правовой контекст и функционирование некоммерческих организаций в современной Франции. М., 2005. C. 4.
12. Gumkowska M., Herbst J. Podstawowe fakty o organizacjach pozarzadowych. Raport z badania 2006. Warszawa, 2006. С.88.
13. Иванова И.Ю., Либоракина М.И., Толмасова А.К. Проблемы налогового режима для благотворительности и негосударственных некоммерческих организаций и перспективы его изменения/ Налогообложение российских некоммерческих организаций: теория и практика. МОНФ, 2004. С. 28.
14. Кралечкин Д.Ю. Структура, правовой контекст и функционирование некоммерческих организаций в современной Франции. М., 2005. C. 4.
15. Gumkowska M., Herbst J. Podstawowe fakty o organizacjach pozarzadowych. Raport z badania 2006. Warszawa, 2006. С. 19.
16. Лапаева В.В. Закон об общественных объединениях нуждается в совершенствовании // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 97.
17. Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 3. С. 105-124; Замбровский Б. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства // Социально-политическиe науки. 1991. № 6.
18. Кудряшова М.С. К вопросу о перспективах гражданского общества в России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2001. № 5. С. 64-68.
19. Коэн Д. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003.
20. Walter В. Wriston, Technology and Sovereignty // Foreign Affairs, Vol. 18, Winter, P.72.
21. Матвеева Т. По зову сердца, а не по долгу службы. Неправительственные организации в защите прав человека: Международная практика и опыт России. М., 1998. С. 13.
22. Николаева Э.Н. Международно-правовые проблемы международных неправительственных организаций. Дисс. ... канд. юр. наук. М. 2001. С. 4-5.
23. Подшибякин С.А. Правовой статус международных неправительственных организаций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2004. С. 3.
24. Верешетин B.C. Мюхтерсон Р.Л. Примат международного права в мировой политике. Советское государство и право. 1969. С. 3-5.
25. Захарова Н.Д. Субъекты международного права. Советское государство и право. № 11. 1989. С. 112-118.
26. Кривчикова Э.С. Основы теории права международных организаций: Учебное пособие. М., 1979. С. 12.
27. ООН и современные международные отношения. Отв. ред. д-р юрид. наук Г.П. Жуков. М.: Наука. 1986. С. 243.
28. Lester M. Saloman. The riseof Nonprofit Sector // Foreign Affairs, Vol. 73, July - August, 1994. P. 108.