Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
В данной статье рассматривается сравнение персонализированного и адаптивного обучения в современном образовательном процессе. В ней анализируются основные черты каждого подхода, акцентируется внимание на целях и методах реализации. Особое внимание уделяется влиянию этих подходов на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся и повышение их успеваемости. Также обсуждаются технологии, используемые для мониторинга и анализа обучающихся и позволяющие адаптировать содержание курса в режиме реального времени. Актуальность данной статьи обусловлена растущим интересом к технологиям адаптивного обучения, способным значительно повысить эффективность образовательного процесса. В условиях постоянно меняющихся требований к обучению и стремления к индивидуализации необходимость разработки адаптивных подходов становится особенно актуальной. Цель исследования — выявить основные направления и элементы адаптивного обучения и определить влияние этих подходов на успешность обучения. В рамках исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать существующие технологии персонализированного и адаптивного обучения, оценить их влияние на результаты обучения и выявить практические аспекты внедрения таких технологий в образовательный процесс. В исследовании использовался метод систематического анализа научных публикаций и методических материалов для оценки существующих подходов в области персонализированного и адаптивного обучения. Были изучены различия и сходства между этими концепциями на основе современных моделей обучения и образовательных стратегий, применяемых в различных контекстах. Результаты исследования показывают, что персонализированное и адаптивное обучение являются эффективными подходами к содержанию и методам обучения в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Показано, что систематический мониторинг академического прогресса, динамическая коррекция учебного материала и использование комбинированных методов взаимодействия с преподавателями способствуют углублению академических знаний и повышению мотивации студентов. В заключение статьи подчеркивается, что синергия персонализированного и адаптивного обучения может значительно повысить качество образовательного процесса и способствовать эффективному достижению целей обучения
адаптивное обучение, персонализация, технологии, индивидуализация, мониторинг, успеваемость, динамическое изменение, методология, обучение, эффективность
1. Бородин А., Пивоварова А., Рымшина А. Адаптивное обучение [Электронный ресурс]. – URL: https://zen.yandex.ru/ media/id/5eb13fff62c0790b89d4ee03/adaptivnoe-obuchenie(дата обращения: 30.10.2024).
2. Бурняшов Б.А. Персонализация как мировой тренд электронного обучения в учреждениях высшего образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2017. — № 1. – URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=26078 (дата обращения: 30.10.2024).
3. Вдовина С.Б. Персонализированное образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/personalizirovannoeobrazovanie-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 01.11.2024)
4. Кравченко Д.А. Персонализация в образовании: от программируемого к адаптивному обучению [Текст] / Д.А. Кравченко, И.А. Блескина, Е.Н. [и др.] // Современная зарубежная психология. — 2020. — Т. 9. — № 3. — С. 34–46.
5. Рябинова Е.Н., Титов Б.А. Применение адаптивной системы персонифицированной подготовки студентов в дистанционном образовании [Электронный ресурс] // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Серия «Психолого-педагогические науки». — 2009. — № 1. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/primenenie-adaptivnoy-sistemypersonifitsirovannoy-podgotovki-studentov-v-distantsionnomobrazovanii (дата обращения: 01.11.2024).
6. Herold B. What does personalized learning mean? Whatever people want it to. URL: https://www.edweek.org/ew/articles/2018/11/07/what-doespersonalized-learning-mean-whatever-people.html (accessed: 02.10.2024).
7. URL: https://skillbox.ru/media/education/yan-amos-komenskiy-kratko-o-pedagogicheskoy-kontseptsii (accessed: 02.10.2024).
8. URL: https://yandex.ru/search/?text=+smart+learning+environment+(SLE)&lr=213&clid=2357520-0&win=520] (accessed: 30.10.2024).).