Значение ценностных ориентаций личности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации при выполнении профессионально-служебных задач в особых условиях
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях общества, сталкивающегося с различными вызовами и угрозами, вопрос управления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации становится особенно актуальным. Способность правоохранительных структур эффективно реагировать на нестандартные ситуации, такие как терроризм, природные катастрофы или массовые беспорядки, во многом зависит от уровня профессиональной подготовки и ценностных ориентаций личности их руководителей. В этом исследовании мы рассмотрим ключевые аспекты, связанные с особенностями ценностных ориентаций личности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации и их значения для работы в условиях, требующих особой квалификации и готовности к быстрому принятию решений. Научное исследование посвящено актуальной на сегодняшний день проблеме целенаправленного овладения субъектом профессиональной деятельности целостными и устойчивыми качествами. Ценностная сфера оказывает ключевое воздействие на взаимоотношения между субъектами, нравственные качества личности. Профессиональная деятельность руководителя органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД) должна быть ориентирована на конструктивное взаимодействие в профессиональной среде, сторонясь деструктивной тенденции, ведущей к отрицанию ограничений, лежащих в основе служебной деятельности. Для успешного выполнения задач, стоящих перед правоохранительными структурами, руководителям ОВД необходимо использовать все доступные ресурсы, адаптироваться к меняющимся условиям и постоянно повышать управленческую компетентность, направлять усилия на сбережение личного состава. Это обеспечит не только профессиональную готовность полиции к действиям в особых условиях служебной деятельности, но и безопасность граждан, что является основной целью деятельности органов внутренних дел.

Ключевые слова:
личность, ценности, ценностные ориентации, руководитель ОВД, мотивация, самоактуализация. особые условия несения службы
Текст

На протяжении нескольких десятилетий особую значимость приобретает становление профессионального ядра в лице руководителей структурных подразделений системы МВД России, складывающееся в повышении уровня профессионального мастерства, формировании морально-психологической компетентности, развитии добросовестности исполнения служебных обязанностей. Сотрудники полиции находятся в тесном взаимодействии с гражданским населением, реагируют на возникшие экстремальные ситуации, обеспечивают безопасность при проведении массовых мероприятий, тем самым пребывают в эпицентре стрессовых и кризисных ситуаций. Ключевую роль в формировании морально-психологической компетентности сотрудников полиции играет руководитель структурного подразделения, в котором сотрудники осуществляют свою служебную деятельность. Данное явление обуславливается тем, что руководитель своим примером задаёт тон поведению и действиям сотрудников, формирует организационную культуру (стратегии соответствующие ценностям подразделения), участвует в поддержании и повышении профессионального мастерства сотрудников, предоставляет ресурсы для развития личности сотрудников, разрешает возникновение конфликтных ситуаций, укрепляя внутриколлективное доверие и уважение [7, 8]. Стоит согласиться с мнением бизнесмена Маргулана Сейсембая о том, что «лидерство – это не позиция, а действие. Будьте тем, кто вдохновляет и поддерживает других», ведь лидерство включает в себя множество задач, выражающихся в действиях и примерах, основанных на собственном опыте руководителя, поступках и взаимодействии с окружающими.

Специфика деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – ОВД), предопределяет необходимость присвоения сотрудниками определённых знаний, умений и навыков, отражающих уровень профессиональной подготовки и психологической готовности к выполнению своих служебных обязанностей в процессе возникновения:

• опасных биологических процессов, происходящих в пределах конкретной территории или на территории всего государства;

• природных бедствий;

• экологических и техногенных катастроф;

• аварий на различных предприятиях и промышленных объектах, обладающих крупным характером и провоцирующих возникновение опасных для населения ситуаций.

Описанные выше условия в специализированной литературе получили название «особые условия» [10]. Особые условия, в силу своей сущности, обладают нестандартным характером для деятельности сотрудников ОВД. В тоже время, вероятность возникновения таких случаев в современных геополитических реалиях многократно возросла, государством возлагаются обязательства на органы внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению безопасности населения на вновь присоединенных территориях.

Профессионально-служебные действия в особых условиях обуславливают воспитание у сотрудников набора определённых физических и психологических качеств. Последние приобретают приоритетное значение, так как любая нестандартная ситуация, в особенности связанная с возникновением риска для жизни и здоровья человека, оказывает на неподготовленного сотрудника сильное психологическое воздействие. Важно, чтобы сотрудники ОВД обладали умениями подавления стресса, необходимыми для сохранения ясности мысли, без которой невозможно решение оперативных задач и, как следствие, обеспечение общественной безопасности. Кроме того, важным психологическим качеством каждого сотрудника должна выступать постановка приоритета общественной безопасности над личной. Воспитание указанных свойств и качеств личности напрямую зависит как от личности руководителей ОВД так и от психологических факторов оказывающих влияние на их личностно - профессиональное развитие [4].

В основе личностной организации ключевую роль играют уже существующие ценностные ориентации, которые переплетаются и объединяют в себе различные виды деятельности в структуре личности. Стоит отметить, что под ценностными ориентациями в структуре личности следует понимать устойчивые убеждения и предпочтения личности, определяющие ее отношение к окружающей действительности и самой себе. Формируются данные убеждения под влиянием факторов различного характера, таких как: семья, культура, уровень образования, социальное окружение и накопленный опыт.

Ценности играют значимую и неотъемлемую роль в жизни каждого человека, в том числе и руководителя ОВД [1], поскольку влияют на восприятие и оценку происходящих событий, мотивацию принятия определенных действий и решений, соблюдение служебной дисциплины и обеспечение законности в соответствии с положениями действующего законодательства. Исследование себя как личности в контексте своих ценностей основывается на развитии такого механизма, как самопознания, что позволит руководителю усовершенствовать себя, осознать смысл жизни, освоить новые социальные роли. Так, А. Маслоу описывал «основные ценности нашей культуры», честностью, гуманизмом и уважением к личности, отмечая, что высшие потребности набирают силу и становятся актуальными после того, как удовлетворены низшие, физиологические потребности.

В качестве объективизации ценностей выступают некоторые явления общественного сознания, выражающие интересы личности в своей идеальной форме и придающие оценку действиям и явлениям. Сотрудники полиции и непосредственно руководители ОВД, осуществляя служебную деятельность, стремятся к самореализации, основанной на сформированности ценностно-смысловой сферы. Иерархия ценностей является уникальной, например, у кого-то первое (значимое) место занимает семья, а у кого-то самоактуализация и саморазвитие, потому раскроем некоторые из групп ценностей, а именно внешние и внутренние.

Внешние ценности личности руководителя ОВД чаще всего сосредоточены на результатах служебной деятельности, за которые возможно получить как материальное (премия), так и нематериальное вознаграждение (престиж) [2]. Внутренние же в свою очередь также направлены на результаты служебной деятельности и могут быть ориентированы на психологическое вознаграждение, складывающееся в признании авторитета или в предоставлении возможностей для личностного развития и роста. Формирование тех или иных ценностей влияет на мотивационную составляющую личности при осуществлении должностных обязанностей, а также на вовлеченность в процессе осуществления профессиональной деятельности [5, 6].

Становление руководителя ОВД является сложным и многоступенчатым процессом, включающим не только профессиональные навыки, знания, умения, практический опыт, но и личностное развитие, наличие определённой системы убеждений, установок, предпочтений [9]. Для того, чтобы выстраивать свою профессиональную деятельность, необходимо исследовать свои ценностные основания, обеспечивающих возможность самоорганизации личности в системе российского менталитета. Процесс становления и развития личности руководителя охватывается следующими основными этапами:

Таблица 1.

1 этап «профессиональная подготовка»

Наличие высшего юридического или специального образования в области правоохранительной деятельности, повышение квалификации, курсы (тренинги) по управлению коллективом и лидерству.

2 этап «практический опыт»

Получение разностороннего опыта ввиду осуществления служебной деятельности в различных должностях ОВД.

3 этап

«формирование личностного потенциала»

Участие в организации и работе подразделения, получение обратной связи от подчиненных для улучшения качества работы и формирования благоприятной коллективной среды.

4 этап «менеджмент управления»

Освоение навыков планирования работы подразделения, грамотное распределение задач и ресурсов между подчиненными, принятие взвешенных решений в условиях неопределенности и кризиса.

5 этап «профессиональная этика»

Осознание и поддержание важности соблюдения этических норм и правил в работе и взаимодействии с подчиненными.

6 этап «координационная деятельности»

Умение налаживать взаимодействие с другими подразделениями ОВД, государственными учреждениями, общественностью. Освоение навыка управления конфликтными ситуациями в коллективной среде подразделения.

7 этап «самоактуализация»

Стремление к самосовершенствованию, развитию эмпатии, самообладания, повышение уровня психологической устойчивости.

8 этап «формирование команды»

Умение вдохновлять подчиненных на выполнение служебных обязанностей, создание благоприятной и конструктивной внутренней среды коллектива, поддержание моральной сферы подразделения и профессионального роста.

 

Важно отметить, что руководителям ОВД также необходимо развиваться и совершенствоваться не только в профессиональной деятельности, но и в личностных аспектах, акцентируя внимание на способности к анализу и самоанализу, рефлексии, эмпатии, личностных качеств и ценностей, то есть психологической компетентности в целом.

Таким образом, процесс становления и изменения личности руководителя ОВД неразрывно связан с процессом её социализации, включенности в общественные отношения, разнообразием межличностных коммуникаций, а также вовлеченностью в профессиональную (служебную) деятельность. Обязательным условием самосовершенствования личности является повышение личностной активности и развитие разноуровневых межличностных контактов с окружающими людьми [3], ведь формирование ценностных ориентаций играет ключевую роль в поведении личности и её восприятии окружающей действительности.

Личность руководителя ОВД является ключевым звеном во всей структуре подразделения и оказывает колоссальное воздействие на подчинённых. В ситуации своей дезорганизованности и утраты профессионального функционала, разрушению подлежат все элементы системы и чтобы выстроить свою деятельность руководителю необходимо отождествлять её с конструктивной направленностью творческого начала, развития мотивационной составляющей. Данный процесс является трудоёмким, ввиду имплицитного устранения установок личности, стесняющих мышление и приводящих к отрицанию некоторых элементов линейности и самоопределения. Речь идёт о неадаптивности, разрушающей стороне мотивации, которая опосредует перемещение общественных ценностей в личностное понимание и принятие смысла посредством накопления жизненного опыта.

Ценности личности руководителей формируют основополагающий каркас, на котором строится не только их собственный путь, но и культура подразделения ОВД, которым они управляют. Нами был проведен опрос 126 руководителей территориальных органов, в котором мы попросили обозначить пять важных личностных ценностей, без которых невозможно руководство подразделением в особых условиях службы.

Важнейшими ценностями респонденты обозначили честность (81%), ответственность (93%) и способность к эмпатии (78%). Честность позволяет установить доверительные отношения с подчиненными, создавая атмосферу открытости и уважения. Ответственность подразумевает готовность принимать решения и последствия этих решений, что укрепляет авторитет лидера и вдохновляет подразделение на совместную работу ради достижения общих целей. Ключевым аспектом также является умение слушать и понимать потребности своих сотрудников. Эмпатия, как важный элемент эмоционального интеллекта, помогает руководителям находить общий язык с подчиненными, способствуя более глубокому взаимопониманию и укреплению связи внутри коллектива.

Учитывая вышесказанное, безусловно, проблема выявления и развития личностных и профессионально важных качеств и компетенций руководителя ОВД, является одной из важнейших задач психологии, не имеющей окончательного решения и в настоящее время. Решение указанной проблемы является актуальным для совершенствования психологической работы с руководящими кадрами в ОВД, позволяя целенаправленно развивать их личностно-профессиональные качества и компетенции и тем самым способствуя повышению эффективности их профессионально-управленческой деятельности [4]. Следовательно, ценности личности руководителей ОВД, основанные на этических принципах и человечности, становятся неотъемлемой частью успешного управления и устойчивого развития подразделения как в обычных условиях несения службы, так и в особых, где человеческие качества и этические принципы оказываются особенно важными, становясь основой для принятия решений, формирования командного духа и обеспечения эффективного взаимодействия между сослуживцами, даже в самых сложных обстоятельствах.

Список литературы

1. Гордеев Е.А. Влияние ценностей руководителя на его управленческую деятельность / Е. А. Гордеев // Сборник трудов XXI Международной конференции «Афанасьевские чтения» на тему «Социальное управление: ценности, приоритеты развития и ресурсы» : Материалы конференции, Москва, 16 февраля 2024 года. – Москва: Российский государственный социальный университет, 2024. – С. 135-139.

2. Галимуллина И.А. Ценностные ориентации современного руководителя / И.А. Гулимуллина // Журнал: Синергия наук, 2022. – С. 352-359.

3. Иванова А.А. Психологическая подготовка личности сотрудника органов внутренних дел как элемент достижения профессионального успеха / А. А. Иванова // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности : Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Москва, 27 марта 2024 года. – Москва: Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2024. – С. 153-155.

4. Лебедева, М. Е. Психологические факторы личностно-профессионального развития руководителей органов внутренних дел : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лебедева Мария Евгеньевна, 2023. – 198 с.

5. Мальцева, Т. В. Психологические особенности удовлетворённости трудом руководителей органов внутренних дел Российской Федерации / Т. В. Мальцева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2023. – № 3(99). – С. 250-257. – DOIhttps://doi.org/10.35750/2071-8284-2023-3-250-257.

6. Мальцева, Т. В. Структура субъектности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации / Т. В. Мальцева // Психология и право. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 125-140. – DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2022120210.

7. Митракова Е.Н. Влияние личности руководителя на формирование профессиональной мотивации и психологический климат в коллективе органов внутренних дел / Е. Н. Митракова // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности : Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Москва, 27 марта 2024 года. – Москва: Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя, 2024. – С. 237-239.

8. Митракова Е.Н. Психологическая компетентность современного руководителя как основа оптимизации процесса адаптации молодых сотрудников / Е. Н. Митракова // Актуальные проблемы адаптации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности: состояние и перспективы : Всероссийская научно-практическая конференция : сборник научных трудов, Москва, 31 марта 2022 года. – Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022. – С. 377-380.

9. Семенова Н.Ю. Основные компоненты профессиональной направленности и этапы ее формирования / Н. Ю. Семенова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 5. – С. 215-217.

10. Тарчоков Б.А. Актуальные вопросы подготовки сотрудников ОВД к деятельности в особых условиях / Б.А. Тарчоков // Образование и право. – 2022. – № 2. – С. 308-311.

Рецензии
1. Значение ценностных ориентаций личности руководителей органов внутренних дел Российской Федерации при выполнении профессионально-служебных задач в особых условиях Авторы: Печенкова Елена Анатольевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?