Современный образ полицейского в России представляется гражданам справедливым и выносливым, ответственным и дисциплинированным, вежливым и тактичным, готовым прийти на помощь в любой ситуации, т.е. профессионалом с большой буквы, способным вести конструктивный диалог и владеющим нормами и правилами современного русского литературного языка. Одним из главных показателей профессионализма сотрудников полиции является уровень развития профессиональной речевой культуры. Какие дисциплины изучаются в Академии управления МВД России, способствующие формированию «языковой личности» сотрудника в непрерывном образовании, а также необходимые для совершенствования профессиональной и речевой деятельности в условиях получения дополнительной квалификации, переподготовки и обучения в адъюнктуре. В статье рассматриваются вопросы подготовки управленческих и научно-педагогических кадров в Академии управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, основой обучения которых служат такие дисциплины как практическая риторика, русский язык и культура речи, психология и педагогика высшей школы, культурология. Методы исследования: контент-анализ, анализ рабочих программ, изучаемых в Академии управления МВД России дисциплин, обобщение полученных результатов. Поддержка русского языка, сохранение культуры речи является одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в 2024 году. В системе правоохранительных органов России полиция занимает одно из ключевых мест, выполняя определенные задачи и функции по защите прав и интересов граждан от преступных посягательств и поддержании правопорядка в постоянном взаимодействии с населением. Деятельность российского полицейского реализуется в постоянной коммуникации с органами государственной власти, организациями и учреждениями, общественными объединениями, с различными категориями граждан, а также с коллегами, подчиненными, тем самым владение словом, как средством общения, является одним из основных критериев профессиональной деятельности полицейского.
языковая личность, непрерывное образование, личностное говорение, коллективное и индивидуальное языковое сознание, интенциональность
Введение
Профессиональная речевая подготовка сотрудника органов внутренних дел является одним из главных критериев профессиональной деятельности и формируется в процессе непрерывного образования.
Понятие «языковая личность» зарождалось в течение всей истории языкознания и философии языка, а в отечественной лингвистике возникло в конце двадцатых годов ХХ столетия.
Анализ данного феномена предполагает с одной стороны обращение к языку, носителем которого является личность, а с другой – к личности, с которой непосредственно связан язык, выражающий усвоенный ею духовно-нравственный и социальный опыт посредством речи, и, являясь, «связующим звеном между языком и культурой» [1, с.43].
«Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе русского языка и культуры речи» выступают в настоящее время в числе приоритетных задач государственной политики нашего государства и должны быть реализованы при участии федеральных органов исполнительной власти, в том числе внутренних дел- отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета безопасности РФ в ноябре текущего года [Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"].
Исследуя функционирование языка, В. фон Гумбольдт писал, что «предназначение языка состоит в «превращении мира в мысли», в выражении мыслей и чувств, в обеспечении процесса взаимопонимания, в развитии внутренних сил человека» [3], т.е. состоящих в непосредственной связи с личностью, «наделенной волей и стремлениями, мыслями, взглядами, суждениями, настроениями и оценками, предъявляющей претензии и имеющей права – этическим феноменом, представляющим собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности» [2, с.244].
В отечественной лингвистике о происхождении языковой личности впервые упомянул советский ученый В.В. Виноградов, выделив коллективную и индивидуальную «языковую личность». При этом он полагал, что для индивидуальной характерно свойство «личностного говорения», сильное развитие которого дает возможность в личностном находить и познавать социальное через раскрытие всех структурных компонентов «языковой личности» [5, с.62]. Именно в личности мы можем видеть совокупность принципов, характеризующих все значимые свойства языка. Языковая личность – это личность, выраженная в языке, в текстах и через язык на базе языковых средств [11].
В своей теории коммуникации российский лингвист В.И. Карасик определил «языковую личность» как носителя коллективного и индивидуального языкового сознания, существующего в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов, обозначив ее как субъект социальных отношений в языковом пространстве, обладающий своим неповторимым набором личностных качеств [6, с.7].
Особое внимание необходимо уделить формированию «языковой личности» сотрудника органов внутренних дел, так как речевая культура полицейского служит определенным маркером, характеризующим его как образованного специалиста и интеллигентного человека. Недостаточная речевая подготовка и отсутствие навыков применения языковых норм и правил современного литературного языка в деятельности российского полицейского приводит к отсутствию способности сочувствовать и сопереживать, слушать и слышать коллег, подчиненных, понимать и видеть особенности собеседника и умении интерпретировать его поступки. Полиция в своих действиях призвана «проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие» [Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»], все проводимые правоохранительные процедуры должны обеспечивать закон и порядок, «быть обоснованы и понятны для граждан» [ Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу 01.03.2024)]. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [10] определяет этические нормы, правила и требования к служебному поведению сотрудника, основанные на принятых в обществе нравственных принципах и ценностях, а также предписывает воздерживаться в устной и письменной речи от оскорблений, грубости, нецензурной брани, жаргона, уголовной лексики, вести себя достойно и вежливо. Несоблюдение перечисленных норм и правил в деятельности полиции лишает сотрудника морального права на уважение, поддержку и доверие граждан, коллег, руководителей. Учитывая многозначность возложенных на полицию функций, на первый план выходят и становятся наиболее значимыми такие формируемые качества личности как коммуникабельность, речевая культура, умение взаимодействовать и управлять коллективом [4, с.127-129], т.е. качества, позволяющие принимать и реализовывать управленческие решения, грамотно использовать собственный потенциал, возможности личного состава, индивидуальной и коллективной успешности и эффективности профессиональной деятельности Министерства в целом [8, с.6].
Для выполнения поставленных задач и, в первую очередь, для руководителей всех уровней системы МВД РФ изучение гуманитарной области знаний имеет очень важное значение. Ведущая роль в этом принадлежит одной из основных образовательных организаций системы МВД РФ, Академии управления МВД России, выступающей флагманом для профессионального и карьерного роста управленцев в сфере органов внутренних дел на протяжении многих десятилетий (далее МВД РФ) Академия предоставляет возможность сотруднику полиции на различных этапах служебной деятельности включаться в процесс профессионального развития (повышение квалификации, переподготовка, повышение уровня профессиональной пригодности по основным направлениям деятельности, адъюнктура), т.е. соответствовать определенной квалификации сотрудника полиции в меняющихся условиях профессиональной деятельности, обеспечивая при этом непрерывность образования в МВД России.
Анализ рабочих программ дисциплин, включенных в образовательный процесс Академии за последнее двадцатилетие, показывает, что подготовка будущих управленцев и научно-педагогических кадров строилась на основе изучения общей гуманитарной культуры, практической риторики, культуры педагогического общения. Так, в учебные планы магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» в Академии были включены программы проведения научно-исследовательских семинаров по дисциплинам «Юридическая психология», «Профессиональная педагогика в деятельности руководителя ОВД», что позволяло слушателям решать задачи по выработке навыков ведения научных дискуссий, диалогов, полемики, используя возможности речевого потенциала. Работа по программе научно-исследовательского семинара включала несколько разделов, в том числе «Педагогическая риторика в деятельности руководителя ОВД» с изучением тем «Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей речевого поведения руководителя ОВД в процессе профессионального общения», «Педагогико-риторический идеал руководителя: сферы существования, задача сохранения, перспективы развития», в результате изучения которых обучаемые приобретали умения и навыки в решении профессионально-педагогических задач: разработка конкретных научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию работы с личным составом, педагогическое управление процессами обучения и воспитания сотрудников ОВД и взаимодействие ОВД с населением, общественными организациями и объединениями.
С 2021 года в Академии управления МВД России реализуется программа по профессиональной подготовке лиц старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в подразделения центрального аппарата МВД России, осуществляемая в рамках обучения по должности служащего «Полицейский» (основная программа профессионального обучения, 2022г.). Так, в разделе «Морально-психологическая подготовка» предполагается изучение наиболее значимых для ОВД тем «Принципы и нормы профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», «Правила служебного общения и служебного этикета сотрудника»; в разделе «Русский язык в деловой документации. Культура речи» рассматриваются вопросы, касающиеся основных требований к профессиональной речи сотрудников ОВД РФ, прежде всего речь идет о правильности, точности, ясности, логичности, чистоты речи, а также уместности употребления языковых норм. Профессиональный цикл данной программы предполагает изучение основ русского жестового языка, используемого для общения глухих и слабослышащих (дактильная речь, жестовая речь) и позволяет освоить специфические средства общения людей с нарушением функции слуха.
С 2001 года для слушателей факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России в учебный процесс Академии была включена дисциплина «Полицейская (милицейская) деонтология» (рабочая программа дисциплины по выбору студентов, устанавливаемая ВУЗом (ГСЭ.В.02) цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин по специальности юриспруденция 2001г.). Это система норм и кодексов профессионального поведения и деятельности сотрудников правоохранительных органов (полиции, милиции), имеющая своей основной целью вооружить слушателей знаниями основ нормативного регулирования в сфере профессионально-нравственных отношений, деонтологической подготовки кадров, критериев оценки поведения и действий сотрудников для обеспечения эффективности и бесконфликтности служебных отношений сотрудников ОВД в правоохранительной деятельности, во взаимоотношениях с гражданами, сослуживцами, должностными лицами государственных структур. Тематический план программы предполагал изучение вопросов, связанных с культурой и этикой делового общения руководителя как фактора деонтологического воспитания личного состава; соблюдение деонтологических норм культурных традиций, правил протокола, этикета и такта; также рассматриваются вопросы деонтологии во взаимодействии с коллегами, представителями общественности и средств массовой информации.
Для слушателей, проходящих обучение по программе магистратуры по направлению подготовки «Управление персоналом» предусмотрена дисциплина «Деловая риторика», включающая следующие темы: «Риторика – учение о речевых коммуникациях общества», «Деловая речь руководителя органа внутренних дел», «Бытовая речь. Торжественная речь. Этика речи», «Риторические правила и законы», изучение которых позволяет сотруднику кадрового подразделения органов внутренних дел сформировать умения в области управления этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами, управления деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением, а также кадровым резервом. По направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» второго факультета Академии управления МВД России, начиная с 2021 года включена учебная дисциплина «Профессиональная коммуникация на русском и иностранном языках», условием успешного освоения которой в течение 1 и 2 семестров очной формы обучения является комплекс знаний, умений и навыков, сформированный на предшествующем этапе обучения, а также в результате освоения программы высшей школы по дисциплине «Иностранный язык».
В настоящее время адъюнктура Академии управления МВД России реализует одну из важнейших задач по подготовке кадров высшей квалификации для ведомственных образовательных и научно-исследовательских учреждений, а также иных организаций и подразделений [9, с.18]. С 2003 года в учебные планы факультета научных и научно-педагогических кадров (адъюнктуры) включена дисциплина «Тренинг профессионально ориентированных риторики и дискуссий», нацеленная на повышение профессионально-педагогической речевой культуры, на развитие риторической индивидуальности с изучением на протяжении 40 часов наиболее значимых тем: «Практическая риторика и культура языка преподавателя», «Нормы русского литературного языка и стили речи», «Риторика научного диалога», «Риторическое моделирование коммуникативных ситуаций». В настоящее время в Академии данная дисциплина представляет собой модуль по выбору адъюнкта и не является обязательной к изучению.
Также для изучения в адъюнктуре по выбору вариативной части (факультативный курс), образовательной программы включена дисциплина «Русский язык в научно-исследовательской деятельности», направленная на более качественную подготовку научных текстов, документации, осуществлению научно-исследовательской деятельности и изучается после прохождения школьного курса русского языка и дисциплины «Русский язык и культура речи», если она входила в программу ВУЗа, т.е. как минимум предполагает наличие педагогического образования. Освоение дисциплины предполагает определенные требования к входным знаниям, навыкам и умениям обучающегося, необходимым для ее изучения. Так, обучающийся должен знать: основные нормы русского литературного языка, основные функции и лингвистические термины, основные стили современного русского языка, правила орфографии и пунктуации, уметь: применять знания русского литературного языка в практике речевого общения, оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения норм русского литературного языка, применять правила орфографии и пунктуации в практике письма, пользоваться толковыми, орфографическими, орфоэпическими словарями и справочной литературой по русскому языку, а также владеть: различными видами деловой профессиональной, научной коммуникации; акцентологическими, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными нормами современного русского литературного языка; навыками отбора языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией общения, формулами делового речевого этикета. Готовность сотрудника полиции к использованию современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках служит результатом освоения данной программы.
На протяжении нескольких лет в Академии реализуется несколько дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки слушателей и адъюнктов, позволяющих овладеть компетенциями для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности. Так, изучение «Культурологии» (рабочая программа дисциплины федерального компонента цикла общих гуманитарных и социально-дисциплин по специальности Государственное и муниципальное управление» для слушателей факультета подготовки начальников горрайлинорганов внутренних дел, 2007г.) способствует удовлетворению образовательных и профессиональных потребностей, а также профессионального развития, обеспечение соответствия меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, в осуществлении культурно-просветительской деятельности в ОВД РФ, что позволяет сотрудникам силового ведомства в практической деятельности применять общекультурные компетенции, культурологические знания, а также способность использовать современные психолого-педагогические теории и методы при изучении тем: «Культура и этика руководителя при проведении деловых бесед, встреч, совещаний и приема посетителей», «Культура речи руководителя ОВД, этика содержания и стиля разрабатываемых управленческих документов», «Дипломатия и этикет», «Этикет на рабочем месте».
Несмотря на актуальность вопросов, связанных с профессиональной речевой подготовкой сотрудников ОВД, до настоящего времени они не нашли должного отражения в организационных документах органов и учреждений системы МВД РФ, что является пробелом при принятии управленческих решений руководством Министерства [7]. Одной из основных причин, на наш взгляд, является ограничение речевой подготовки дисциплинами, включенными в процесс обучения слушателей и адъюнктов в виде факультативных курсов и являющихся вариативными, что не позволяет в полной мере выстраивать систему для решения педагогических задач, в том числе профессиональной языковой подготовки сотрудников ОВД по обеспечению надежного фундамента для формирования зрелой языковой личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Вывод
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что от уровня подготовки полицейского как профессионала зависят результаты оперативно-служебной деятельности не только одного отдельно взятого сотрудника, но и Министерства внутренних дел в целом. Система оценки деятельности органов внутренних дел складывается, прежде всего, из уровня профессионализма полиции и доверия граждан, которые зависят также от речевой подготовленности и требуют постоянного совершенствования для научной, культурной и дальнейшей профессиональной карьеры сотрудника в системе МВД России.
1. Барсукова Е. В. Языковая личность как категория исторической культурологи: на материале «Архива князя Воронцова» : дис. на соиск. учен. степ. кандидата культурологии : 24.00.01 — теория и история культуры / Барсукова Елена Викторовна ; Мордовский государственный университет имени Н П. Огарёва. Саранск, 2007. 229 с. с.43.
2. Губский, Е.Ф., Кораблева, Г.В. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 576 с.: с. 244.
3. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию: пер. с нем. Москва: Прогресс, 2000. 400 с.
4. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие/под ред. док. пед. наук Н.В. Сердюк и др.- Москва.: Академия управления МВД России, 2021.- 148 с., с. 127-129.
5. Виноградов, В.В. О художественной прозе / В.В. Виноградов. – Москва: Госиздат, 1930. – 186 с., с. 62.
6. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с., с.7.
7. Носкова Л. Г. Формирование системы профессиональной речевой подготовки сотрудников органов внутренних дел» : авториферат дис. Доктора педагогических наук : 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования/Носкова Людмила Германовна ; Академия управления МВД России. Москва, 2016. 53 с.
8. Сердюк Н.В., Ходякова Н.В., Скляренко И.С. Общая педагогика.: учебник/ под. ред. доктора пед. Наук, доц. Н.В. Ходяковой. – Москва.: Академия управления МВД России, 2023.- 188 с., с. 6.
9. Словарь иностранных слов под ред. И.В. Лехина, 6-е переработанное издание. – М.: Сирин, 1996. – 608 с., с. 18.
10. Приказ МВД РФ от 26.06.2020 № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
11. Федорченко И. А. Метафорическая и метатекстовая константы языковой личности академика В.В. Виноградова: дис. на соиск. учен. степ. кандидата филологических наук: 10.02.01 — русский язык / Федорченко Ирина Александровна; Алтайский государственный университет. Барнаул, 2002.