ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В разных странах увеличивается количество людей, которые хотят делать добро, их называют добровольцами или волонтёрами. Волонтеры принимают участие в различных социально-значимых и общественных мероприятиях. Их деятельность состоит из безвозмездной помощи, распространении важной информации, подготовке и проведении различных общественных и социально-значимых мероприятий. Самыми популярными в России выступает пять направлений волонтёрство, к ним относятся: социальное, экологическое, событийное, культурное, военно-патриотическое. При этом вовлекается все большее количество людей разного возраста студентов, молодежи и взрослых россиян. Волонтерская деятельность дает возможность людям расширять круг знакомств, развивать коммуникативные навыки, оценивать свой потенциал при решении разных задач, помогать другим. В последние годы наблюдается тенденция к распространению волонтерской деятельности в различных сферах общества. В исследовании принимали участие 62 волонтера, из которых 42 девушки и 20 мужчин от 18 до 24 лет. Определяли какие типа направленности личности у волонтеров преобладают. Отмечено, что на изменение типа направленности личности волонтеров на волонтерскую деятельность играет стаж работы волонтеров, преобладают гражданско-ориентированный и объектно-ориентированный типы.

Ключевые слова:
волонтеры, мотивы, направленность личности, помощь, студенты
Текст

Актуальность

Направленность личности на волонтерскую деятельность может быть различной, уже в соответствии с тем, как часто и насколько разнообразно участие человека в оказании бескорыстной помощи.

Мотивы индивидуальной деятельности могут быть периодическими (эпизодами) при экологических ситуациях, или при различных событиях, когда требуется помощь в уходе за пожилым родственником/соседом, лицом с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, и мотивы различными, участие в восстановлении и поддержании исторических объектов, или помощь во время массовых мероприятий (олимпийских игр, чемпионатов/кубков мира, форумов, воспитывающих патриотизм). В этой связи изучение направленности личности на волонтерскую деятельность ставит одной из задач получение ответа, какой вид деятельности следует считать волонтерской [10]. Волонтерская деятельность бывает организованной и спонтанной, а также постоянной и эпизодической.

В последние годы наблюдается тенденция к распространению волонтерской деятельности в различных областях общества.

В России волонтерская деятельность все больше развивается (при подготовке и проведении Олимпийских игр в г. Сочи, во время пандемии, в период СВО).

Выявлено, что в процессе выполнения волонтерами различных вопросов решаются такие задачи, как оказание услуг, осуществляются работы, которые составляют предмет трудовой деятельности [2]; работают волонтеры в свободное от учебы или работы время [11, 12]. Данная деятельность выступает как определенная форма досуга. Следует отметить, что волонтеры приобретают определенные знания, умения и навыки, которые позволяют им успешно выполнять свои функции [6, 13, 14].

В некоторых исследованиях отмечено, что волонтерскую деятельность можно связать с активной гражданской позицией личности.

В ряде исследований, феномен направленности личности на волонтерскую деятельность рассматривается во взаимосвязи с развитием и становлением личности как субъекта такой деятельности [8], при этом молодые люди, принимая участие в волонтёрстве, помогая другим людям, личность сама претерпевает определенные изменения, которые влияют на мотивационно-потребностную и ценностно-смысловую ее сферу [3, 4, 5].

Важно учитывать индивидуально-психологические факторы особенности личности волонтеров, их мотивационной, потребностной, эмоциональной, ценностной сфер личности, особенности их личностных свойств и характера, а также социально обусловленные факторы, которые затрагивают особенности взаимоотношений волонтеров с окружающими их людьми, особенности восприятия социальной поддержки и социальных связей [9].

 

Методика исследования

Исследовательские выборки подбирались с учетом как возраста волонтеров, так и их пола. Критериями включенности служили следующие показатели: стаж волонтерской деятельности, молодой возраст. В исследовании принимали участие 62 волонтера, из которых 42 девушки и 20 мужчин от 18 до 24 лет (студенты и работающие), в разных мероприятиях и проектах в течении от 1 года до 3-х лет.

Для определения преобладающего типа направленности личности респондентов на волонтерскую деятельность был использован авторский опросник, согласно которому выделены личностно-ориентированная (ЛОН), объектно-ориентированная (ООН), гражданско-ориентированная (ГОН) и профессионально-ориентированная (ПОН) направленности личности волонтера.

Для авторского опросника, разработали анкеты с вопросами, которые были в виде следующих ответов:1. Когнитивно-установочный компонент направленности: (я убежден в том, что волонтерская деятельность…; я уверен, что волонтёрство  в России – это …); 2. Мотивационно-потребностный компонент: (мотивами моей волонтерской деятельности являются…; войдя в волонтерскую организацию, я знаю, что будут удовлетворены мои потребности в …); 3. Ценностно-смысловой компонент: (в своей деятельности волонтера я реализую свои ценности в …; в моей жизни, как члена волонтерской организации, значимый смысл имеют…); 4. Перцептивно-оценочный компонент: (я воспринимаю свою деятельность в качестве волонтера как…; волонтерская деятельность дает возможность …); 5. Операционально-деятельностный компонент: (как волонтер, я всегда…; мои действия в качестве волонтера характеризуются …) [1, 5, 7].

Статистический анализ эмпирических данных включал в себя расчет среднего арифметического, стандартное отклонение, h-критерий Краскела-Уоллиса, t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции по Спирмену.

 

Результаты эксперимента

Оценили ответы молодых людей, которые являлись волонтерами в разных сферах деятельности с помощью контент-анализа.

Следует отметить, что практически все опрошенные волонтеры ответили на вопрос о том, какие потребности будут удовлетворены в процессе участия их в волонтерской деятельности, указали на потребности в гармоничном межличностном взаимодействии (96%) (табл. 1).

При определении своих субъективно ощущаемых мотивов волонтерской деятельности большая часть волонтеров отмечали именно альтруистические мотивы, где основным было желание давать социально одобряемые ответы.

Вопрос формулировался так, чтобы выделить наиболее важные для волонтеров потребности, которые могут быть удовлетворены в процессе участия их в волонтерской деятельности. Многие волонтеры, наряду с потребностью в общении, указали на потребность - чувствовать себя нужным и полезным другим людям. Часть волонтеров связывают свое желание принимать участие в волонтерской деятельности с потребностью преодоления скуки и более активной жизни, в определении своего места, что говорит об отсутствии осмысленности жизни у ряда волонтеров, о том, что волонтерская деятельность может выполнять и компенсаторную функцию.

39% студентов-волонтеров считают волонтерскую деятельность одним из возможностей в достижении личных целей, они отмечали такие характеристики в ответах анкеты, как «волонтерская деятельность дает мне возможность проявить себя», «почувствовать себя нужным, востребованным», «я уверен, что через волонтерские организации можно выстроить себе неплохую карьеру». Для некоторых студентов желание оказаться в центре внимания, проявить себя, попробовать себя в общественной жизни являются мотивом для участия в студенческих объединениях волонтеров. Следует отметить, что личностно-ориентированная направленность у некоторых волонтеров этой группы касается достижения целей для расширения новых знакомств, полезных контактов для дальнейшей работы, новых предложений, успешной самопрезентации. 16% студентов имеют гражданско-ориентированную направленность, сформированную гражданскую позицию, у них развито чувство патриотизма, любовь к своей стране. Их стремление принимать участие в волонтерской деятельности и спортивных мероприятиях обусловлена желанием принести пользу, быть причастным к важным событиям и наличием гражданской позиции.

 

Таблица 1. Данные контент-анализа ответов волонтеров на вопрос: «Войдя в волонтерскую организацию, я знаю, что будут удовлетворены мои потребности в …»

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, число, ШрифтАвтоматически созданное описание

И только у 13% - профессионально-ориентированный тип направленности на волонтерскую деятельность, у них есть желание узнать что-то новое о своей выбранной профессии, освоить и приобрести практические навыки в будущей профессии.

Некоторые молодые волонтеры принимают участие в волонтерских студенческих организациях для решения своих личных целей, удовлетворения личностно значимых потребностей, таких как расширение круга общения и друзей, попытки привлечь внимание к себе, проявить лидерские качества.

Отмечена динамика изменения типов направленности личности волонтеров в зависимости от стажа волонтерской деятельности (табл. 2).    

Таблица 2. Анализ показателей типа направленности волонтеров в зависимости от стажа

 

Типы направленности личности на волонтерскую деятельность

Волонтеры со стажем 1 год

Волонтеры со стажем 3 года

t

p

ЛОН

5,3 ± 0,5

3,7 ± 0,4

2,24

<0,05

ООН

3,6 ± 0,4

5,8 ± 0,7

2,72

<0,05

ГОН

1,9 ± 0,3

3,9 ± 0,5

3,70

<0,01

ПОН

4,1 ± 0,4

1,6 ± 0,2

5,55

<0,001

Выявлено, что более длительное участие волонтеров в различных мероприятиях и оказании помощи влияет на изменение типа направленности личности волонтеров на волонтерскую деятельность. У более юных и имеющих небольшой стаж работы стремлении быть волонтером чаще обусловлено попыткой решить свои проблемы и достичь своих, личностно значимых целей, а с взрослением и увеличением стажа работы в волонтерских организациях такие мотивы и побуждения уменьшаются и уже само участие вызывает интерес к самому объекту деятельности, формируется потребность быть полезным людям, оказывать помощь, общаться с ними.

 

Обсуждение

У волонтеров, которые имеют стаж 2-3 года направленность меняется в сторону преобладания гражданско-ориентированного и объектно-ориентированного типов, и снижается у таких типов направленности, как личностно-ориентированная и профессионально-ориентированная.

Данное исследование свидетельствует о том, что происходящие изменения в направленности личности на волонтерскую деятельность влияют на формирование и развитие молодых людей, нравственное воспитание и гражданскую позицию.

Следует отметить, что преобладающий тип направленности личности у молодых людей на волонтерскую деятельность меняется с увеличением стажа участия в соответствующей деятельности. Полученные результаты подтверждает вывод о том, что волонтерская деятельность обусловливает трансформацию мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сфер личности ее субъекта.

 

Выводы

Проведенное исследование по оценке волонтеров по принадлежности их к тому или иному типу направленности личности, а также характеристики выраженности каждого типа направленности, подчеркивает определенные тенденции и свидетельствует о том, что в процессе участия в волонтерской деятельности, у молодых людей происходит изменение его личностных структур в сторону формирования и повышения нравственных убеждений, увеличивается интерес к работе и волонтерству.

Нужно подчеркнуть, что существуют статистически достоверные различия в показателях степени выраженности у молодых людей типологических особенностей направленности их личности на волонтерство, в зависимости от стажа их деятельности, а также от видов волонтерской деятельности, принимающих участие в различных ее сферах.

Список литературы

1. Ишкова Е.В. Индивидуально-психологические факторы направленности личности на волонтерскую деятельность //Человеческий капитал. - 2021. - № 2 (146). - С. 208-217. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2021.02.20; EDN: https://elibrary.ru/CYFCKL

2. Панкратова И.А. Взаимосвязь представлений об успешности профессиональной деятельности с профессиональной направленностью студентов педагогических факультетов //Известия Южного федерального университета. - 2012. - № 5. - С. 113-119.

3. Поздеева Е.Г. Развитие современных направлений молодежного волонтерства как расширение возможностей профессионально-личностного развития //Россия в глобальном мире. - 2024. - Т. 27. - Вып. 1. - C. 78-94. EDN: https://elibrary.ru/MGJSSU

4. Козлова Н.П. Развитие волонтерского движения в России //Экономические системы. - 2017. Т. 10. - № 1 (36). - С. 46-48. EDN: https://elibrary.ru/YQYJOH

5. Артемьева С.И., Ильина И.В Роль волонтерского движения в воспитании патриотизма // Патриотизм как основа формирования духовно-нравственной культуры личности в системе образовательных организаций: сборник научных статей / По материалам Международной научно-практической конференции «Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве» (18-19 марта 2020 г.), ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К. Г. Разумовского (ПКУ)». – М.: ООО «Ваш формат», 2020 г. МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2020. – 492 с. – С. 466-471. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43949430

6. Ишкова Е.В., Шмелёва С.В. Личность и волонтерская деятельность /Сб. научных материалов Международной научно-практической конференции «Теоретические и прагматические аспекты становления человека в образовательном пространстве» (05-06 декабря 2019 г., Москва, ФГБОУ ВО «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)» М. 2020 по личности. - 2019. - С.273-276. EDN: https://elibrary.ru/SSYMWR

7. Перинская Н.А., Романюк А.Д. Волонтёрская деятельность как фактор формирования личности молодого человека //Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2019. - № 6. -С. 23-30. DOI: https://doi.org/10.17805/trudy.2019.6.3; EDN: https://elibrary.ru/YCXEOO

8. Зимбардо Ф. Ляйппе М. Социальное влияние //СПб.: Питер. - 2000. – 448 с.

9. Беляева Е.В., Сальников Д.И., Чернышова О.В. Роль волонтерской деятельности в формировании духовно-нравственных качеств волонтеров //Известия Юго-западного государственного университета. - 2018. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 138-146.

10. Глушко, А.Н., Богданов А.Р., Гагин И.И., Иванченко Н.В., Сильченко И.В., Яковлева А.А. Психологические закономерности профессионального развития студентов вузов /Сборник научных трудов ИГУМО и ИТ. - 2012. - № 15 (23). - С. 448-456. EDN: https://elibrary.ru/ROWISP

11. Касьянов В.В., Самыгин П.С., Горлова Н.И. Перспективные пути и способы содействия участию молодежи в волонтерской деятельности в контексте реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. //Caucasian Science Bridge. - 2022. - 5 (3). - С. 56-63. DOI: https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.3.5; EDN: https://elibrary.ru/WQHSDG

12. Mishina M.M., Ognev A.S., Feoktistova S.V. The values and purpose-in-life orientations of university students in Russia and Transdniestria //The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - P. 413-422 DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.54

13. Bonkalo T.I., Logachev N.V., Shmeleva S.V. Formation of a professional and informational culture of future lawyers as a Condition for solving the problems of digitalization of legal professions /В сборнике: Modern Global Economic System: Evolution Development vs. Revolutionary Leap Сep. Institute of Scientific Communications Conference Cham. - 2021. -P.1318-1327. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_145; EDN: https://elibrary.ru/DBAWPF

14. Bonkalo T.I., Grebennikova V.M., Grebennikov O.V. et al. Estimation of High School students' creative abilities as a result of joint creative activity //Revista Conrado, - 2023. 19(94) - 270-275. EDN: https://elibrary.ru/IIDKEY

15. Penkova I.V., Karpova N.V., Shmeleva S.V., Kartashev V.P. Health disorders prevention in preschoolers by means of physical education: historical aspect /В сборнике: The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. T. 122. - C.1042-1047. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.122; EDN: https://elibrary.ru/YVWDVP

Рецензии
1. ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Авторы: Сидоркин Геннадий Владимирович


Войти или Создать
* Забыли пароль?