В настоящее время все более популярными в учебном процессе становятся электронные образовательные ресурсы. В статье приведены дидактические основы конструирования электронного учебника «Физика-9» с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся различной профильной направленности, показана его роль в индивидуализации обучения в реальной образовательной практике.
индивидуализация обучения, электронный учебник, информационные технологии, индивидуальные особенности.
Проблема индивидуализации обучения относится к традиционным для психолого-педагогической науки. Но в условиях профильного обучения она становится одной из актуальных. От ее успешного разрешения зависит судьба многих школьников.
Среди многочисленных аспектов реализации индивидуализации обучения в профильной школе основополагающее значение приобретают:
- формирование содержания обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ученика;
- выбор новых методов обучения на основе информационного подхода. В настоящее время в условиях глобальной информатизации новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний, значительно обогащают возможности традиционных методов.
- Нам представляется, что использование современных информационных технологий в реальном образовательном процессе позволит по-новому подойти к проблеме индивидуализации обучения и программные компьютерные продукты могут оказаться значимыми в осуществлении индивидуализации обучения.
К настоящему времени создано множество компьютерных программных средств, применяемых в образовательном процессе:
- контролирующие, тренажерные, моделирующие, демонстрационные; автоматизированные обучающие системы;
- мультимедиа и программы виртуальной реальности;
- интеллектуальные и экспертные обучающие системы. Электронные информационные технологии начинают все активнее использоваться для поддержки и расширения возможностей традиционных методов обучения. Важным ресурсом для реализации индивидуализации обучения в профильной школе может выступить электронный (компьютерный) учебник.
Заметим, что электронный учебник по некоторым позициям существенно отличается от печатного.
1. Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008. - 132 с.
2. Кожина О.А. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.