рассмотрены вопросы новых технологий транспортировки круглых лесоматериалов по рекам с ограниченными глубинами, также рассмотрен такелаж для плотов из плоских сплоточных единиц.
лесосплав, круглые лесоматериалы, сплоточные единицы, такелаж.
УДК 634.378
ТЕХНОЛОГИИ СПЛАВА КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПО РЕКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ГАБАРИТАМИ ЛЕСОСПЛАВНОГО ХОДА
ALLOY TECHNOLOGIES ROUND TIMBER ON THE RIVERS FLOW DIMENSIONS WITH DISABILITIES
Перфильев П.Н., к.т.н. доцент,
Карташов А.А., студент
ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
г. Архангельск, Россия
DOI: 10.12737/16473
Аннотация: рассмотрены вопросы новых технологий транспортировки круглых лесоматериалов по рекам с ограниченными глубинами, также рассмотрен такелаж для плотов из плоских сплоточных единиц.
Summary: the issues of new technologies transport round timber down the rivers with the limited depth, also considered for rigging rafts of flat units.
Ключевые слова: лесосплав, круглые лесоматериалы, сплоточные единицы, такелаж.
Key words: rafting, round timber,units for the alloy, rigging.
В настоящее время предприятия, которые занимаются заготовкой круглых лесоматериалов, перевозят сырье до заводов-переработчиков различными видами транспорта. Основными из них являются: сухопутный и водный. При планировании транспортировки важно выбрать наиболее оптимальный логистический путь, так как это будет влиять на себестоимость и конкурентоспособность перевозимых материальных ценностей. Несмотря на огромные преимущества сухопутных видов транспортировки, основными из которых являются более высокая коммерческая скорость и доставка «от двери до двери», доля водного транспорта круглых лесоматериалов на относительно дальних расстояниях в последнее время неуклонно растет ввиду меньшей себестоимости транспортировки. Вместе с тем при перевозке лесоматериалов водным путем нет необходимости тратить дополнительные средства на содержание в надлежащем состоянии транспортного пути. Водную транспортировку осуществляют двумя способами – плотовой лесосплав и баржами. В настоящее время в большинстве случаев при плотовом лесосплаве используют пучковые плоты. Пучок круглых лесоматериалов, как вид сплоточной единицы, апробирован в течении многих лет. У него есть множество положительных качеств, но из-за относительно большой осадки такой сплоточной единицы его нельзя использовать на реках с ограниченными глубинами, а это практически все малые и часть средних рек. Лесосеки, находящиеся рядом с такими водными артериями, получаются отрезанными от транспортировки круглых лесоматериалов по воде и поэтому в большом числе случаев они для заготовки лесоматериалов не используются. Авторы считают, что такие реки также должны использоваться, как транспортные артерии. Предлагается на реках с ограниченными габаритами лесосплавного хода применять плотовой лесосплав на базе плоских сплоточных единиц (ПСЕ), которые имеют меньшую, по сравнению с пучком, осадку (от 20см). Конструкция ПСЕ рассмотрена в некоторых статьях авторов [1,2,3].
1. Перфильев П.Н. Исследования гидродинамических характеристик линеек из плоских сплоточных единиц [Текст]:/ П.Н.Перфильев, А.А.Митрофанов - Архангельск: Изв.вузов, Лесной журнал, 2009, № 1. - с.44-51.
2. Перфильев П.Н. Методика расчета параметров линеек из плоских сплоточных единиц для условий лесосплава на криволинейных участках рек [Текст]:/ П.Н.Перфильев, В.А.Барабанов, А.А.Митрофанов - Архангельск: Изв.вузов, Лесной журнал, 2009, № 6. - с.67-72.
3. Перфильев П.Н. Оценка влияния масштабного эффекта при исследовании гидродинамических характеристик линеек из плоских сплоточных единиц [Текст]: / П.Н. Перфильев, Я.В.Шадрина / Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции «Лесной комплекс России: актуальные проблемы и стратегии развития» №2 ч.2 - Воронеж: изд-во ФГБОУ ВПО ВГЛТА, 2015. - с.276-280.