Актуальность. В настоящее время проблема формирования оптимальных эмоциональных состояний у сотрудников полиции к выполнению служебных обязанностей, особенно, в особых условиях и чрезвычайных ситуациях требует тщательного изучения со стороны специалистов в области психологии. В связи с проведением специальной военной операции, ростом деструктивных социальных изменений возникает необходимость в умении использования современных психотехнологий для формирования оптимальных эмоциональных состояний в кризисных ситуациях. Основой для умения выдерживать кризисные ситуации, являются такие личностные качества как стрессоустойчивость, самообладание, самоконтроль поведения, адаптивность, адекватная самооценка. В комплексе перечисленные качества выполняют регулирующую и сопровождающую функции на всем жизненном пути личности сотрудника полиции. Проблема. Несмотря на значимость оптимизации эмоционального состояния личности сотрудника, отмечается некая бессистемность научных исследований, направленных на изучение профессионально важных компетенций в эмоционально-волевой сфере субъекта, а потому задача по систематизации психологических средств выступает одной из самых ключевых и актуальных. Цель данной статьи заключается в анализе возможностей процесса использованием технологий тренинга оптимизации эмоционального состояния сотрудников полиции для формирования психологической готовности к успешным действиям в кризисных ситуациях. Методы исследования: анализ и систематизация научно-психологической литературы по тематике исследования; анкетирование; методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта, шкала тревоги А. Бека, шкала самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина; сравнительный анализ групп исследования; статистические методы обработки данных. Выводы. Сотрудники полиции целенаправленно и осознанно использующие методы оптимизации функциональных состояний, на основе активации психологических ресурсов более эффективны в выполнении служебных задач, менее конфликтны и асоциальны, более привержены организационным требованиям.
кризисные ситуации, самооценка, эмоциональные состояния, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации
1. Корнилова Т.В. Значимость эмоционального интеллекта для обучающихся в ведомственных образовательных организациях [Текст] / Т.В. Корнилова, О.В. Гонцова, М.Е. Лебедева // Прикладная психология и педагогика. 2023. — Т. 8. — № 4. — С. 68–77. — DOI:https://doi.org/10.12737/25000543-2023-8-4-68-77 DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2023-8-4-68-77; EDN: https://elibrary.ru/PJRYLK
2. Крыжевская Н.Н. Профессиональное выгорание сотрудников ОВД как следствие психотравмирующего воздействия профессиональной деятельности: основные проявления и следствия [Текст] / Н.Н. Крыжевская, Ю.В. Жикривецкая, Е.В. Василенко // Прикладная психология и педагогика. 2023. — Т. 8. — № 3. — С. 140–151. — DOI:https://doi.org/10.12737/25000543-2023-8-3-140-151 DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2023-8-3-140-151; EDN: https://elibrary.ru/TQPBOU
3. Поздняков В.М. Психологические аспекты повышения готовности слушателей и курсантов учебных заведений МВД СССР к службе в исправительно-трудовых учреждениях [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В.М. Поздняков. — Домодедово, 1989.
4. Федотов А.Ю. Развитие профессионального стиля саморегуляции у сотрудников ОВД в условиях обучения в центре профессиональной подготовки [Текст] / А.Ю. Федотов, Л.Н. Костина, Д.Е. Алексеев, И.О. Котенев // Прикладная психология и педагогика. — 2023. — Т. 8. — № 1. С. 57–70. — DOI:https://doi.org/10.12737/2500-0543-2022-57-70 EDN: https://elibrary.ru/CNRUEP
5. Столяренко А.М. Прикладная юридическая психология. СПб.: Питер, 2006. — 568 с.
6. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел [Текст] / А.М. Столяренко. М., 1987.
7. Кайгородова Н.З. Эмоциональное выгорание сотрудников МВД в контексте их стрессоустойчивости [Текст] / Н.З. Кайгородова, Е.Н. Курсакова, Т.Г. Волкова, Д.В. Каменек // Прикладная психология и педагогика. — 2023.



