ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследования соотносится с целями и задачами, продиктованными в нормативно-правовых документа. Вопрос формирования медиакомпетентности обучающихся различных вузов ученые поднимают уже давно. Рынок труда диктует все более жестокие требования к инженерам, поэтому исследование становления медиакомпетентности будущего инженера является важным. В статье описана цепочка исследовательской деятельности над данным вопросом, сформулированы определения «медиакомпетентность будущего инженера» и «становление медиакомпетентности», которые вошли в научный оборот. Приведена структура медиакомпетентности будущего инженера и более подробно рассмотрен когнитивный компонент, который выступает отражением знаний о медиа, а также возможностей приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Представлена диагностика, подтверждающая результативность проведенной работы по формированию когнитивного компонента медиакомпетентности.

Ключевые слова:
медиаобразование, медиакомпетентность, математика, будущий инженер, когнитивный компонент
Список литературы

1. Афанасьева Ж.С., Афанасьев А.Д., Подлиняев О.Л. Методологические подходы к преподаванию искусственного интеллекта в техническом вузе // Успехи гуманитарных наук. – 2022. – № 1. – С. 194–201. EDN: https://elibrary.ru/TBYDSP

2. Белоедова А.В. Медиакомпетентность: Учебно-методическое пособие. – Белгород. – 2023. – 150 с.

3. Государственная программа РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Развитие образования» на 2018–2025 гг. (от 26.12.2017 №1642) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справочно-поисковая система. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d 292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения 12.04.2025)

4. Григорьева И.В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2014. – 239 с. EDN: https://elibrary.ru/SJDMWZ

5. Ivanova L.A., Verbitskaya O.M. Mediacompetence as a necessary condition of successful communication in virtual speech environment // Crede Experto: Transport, Society, Education, Language. 2014. № 3. P. 194–201. EDN: https://elibrary.ru/TUCEFT

6. Кутькина О.П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Барнаул, 2006. – 22 с. EDN: https://elibrary.ru/NKDVWF

7. Миндеева С.В. Медиакомпетентность как ключевая в техническом вузе // Наука Красноярья. – 2012. Т. 1. – № 4. – С. 134–140. EDN: https://elibrary.ru/PABNWX

8. Миндеева С.В. Медиакомпетентность будущего инженера: компонентный состав, критерии и показатели // Медиаобразование. – 2017. – № 3. – С. 45–53. EDN: https://elibrary.ru/ZENBHJ

9. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования // Ассоциация инженерного образования. URL: http://aeer.ru/ (дата обращения: 12.04.2025)

10. Перевозова О.В., Возилова Е.В. Медиакомпетентность как необходимая профессионально-экономическая характеристика соискателей в цифровой трансформации рынка труда // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 3(128). – С. 974–979. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2021.128.3.193; EDN: https://elibrary.ru/QJGIHL

11. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.04.2025).

12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – специалитет по специальности 23.05.04 Эксплуатация железных дорог от 27.03.2018 г. № 216. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-23-05-04-ekspluataciyazheleznyh-dorog-216/ (дата обращения: 12.04.2025)

13. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – специалитет по специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов от 27.03.2018 г. № 217. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-2305-05-sistemy-obespecheniya-dvizheniyapoezdov-217/ (дата обращения: 12.04.2025)

14. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – специалитет по специальности 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей от 27.03.2018 г. № 218. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/7192 6116/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.04.2025)

15. Хлызова Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2011. – 210 с. EDN: https://elibrary.ru/QFCTYX

16. Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 406 с. EDN: https://elibrary.ru/SUNEZT

Войти или Создать
* Забыли пароль?