Актуальность исследования соотносится с целями и задачами, продиктованными в нормативно-правовых документа. Вопрос формирования медиакомпетентности обучающихся различных вузов ученые поднимают уже давно. Рынок труда диктует все более жестокие требования к инженерам, поэтому исследование становления медиакомпетентности будущего инженера является важным. В статье описана цепочка исследовательской деятельности над данным вопросом, сформулированы определения «медиакомпетентность будущего инженера» и «становление медиакомпетентности», которые вошли в научный оборот. Приведена структура медиакомпетентности будущего инженера и более подробно рассмотрен когнитивный компонент, который выступает отражением знаний о медиа, а также возможностей приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности. Представлена диагностика, подтверждающая результативность проведенной работы по формированию когнитивного компонента медиакомпетентности.
медиаобразование, медиакомпетентность, математика, будущий инженер, когнитивный компонент
1. Афанасьева Ж.С., Афанасьев А.Д., Подлиняев О.Л. Методологические подходы к преподаванию искусственного интеллекта в техническом вузе // Успехи гуманитарных наук. – 2022. – № 1. – С. 194–201. EDN: https://elibrary.ru/TBYDSP
2. Белоедова А.В. Медиакомпетентность: Учебно-методическое пособие. – Белгород. – 2023. – 150 с.
3. Государственная программа РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Развитие образования» на 2018–2025 гг. (от 26.12.2017 №1642) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справочно-поисковая система. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d 292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения 12.04.2025)
4. Григорьева И.В. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования медиакомпетентности будущего педагога: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2014. – 239 с. EDN: https://elibrary.ru/SJDMWZ
5. Ivanova L.A., Verbitskaya O.M. Mediacompetence as a necessary condition of successful communication in virtual speech environment // Crede Experto: Transport, Society, Education, Language. 2014. № 3. P. 194–201. EDN: https://elibrary.ru/TUCEFT
6. Кутькина О.П. Педагогические условия формирования медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Барнаул, 2006. – 22 с. EDN: https://elibrary.ru/NKDVWF
7. Миндеева С.В. Медиакомпетентность как ключевая в техническом вузе // Наука Красноярья. – 2012. Т. 1. – № 4. – С. 134–140. EDN: https://elibrary.ru/PABNWX
8. Миндеева С.В. Медиакомпетентность будущего инженера: компонентный состав, критерии и показатели // Медиаобразование. – 2017. – № 3. – С. 45–53. EDN: https://elibrary.ru/ZENBHJ
9. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования // Ассоциация инженерного образования. URL: http://aeer.ru/ (дата обращения: 12.04.2025)
10. Перевозова О.В., Возилова Е.В. Медиакомпетентность как необходимая профессионально-экономическая характеристика соискателей в цифровой трансформации рынка труда // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 3(128). – С. 974–979. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2021.128.3.193; EDN: https://elibrary.ru/QJGIHL
11. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.04.2025).
12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – специалитет по специальности 23.05.04 Эксплуатация железных дорог от 27.03.2018 г. № 216. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-23-05-04-ekspluataciyazheleznyh-dorog-216/ (дата обращения: 12.04.2025)
13. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – специалитет по специальности 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов от 27.03.2018 г. № 217. [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-2305-05-sistemy-obespecheniya-dvizheniyapoezdov-217/ (дата обращения: 12.04.2025)
14. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования – специалитет по специальности 23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей от 27.03.2018 г. № 218. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/7192 6116/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.04.2025)
15. Хлызова Н.Ю. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2011. – 210 с. EDN: https://elibrary.ru/QFCTYX
16. Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. – М. : Директ-Медиа, 2013. – 406 с. EDN: https://elibrary.ru/SUNEZT



