ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность: в настоящей статье рассматривается этнопсихологическая культура как важный элемент управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. Подчеркивается значимость осознания этнических и культурных особенностей, а также развития навыков межкультурной коммуникации через сформировавшиеся этнопсихологические знания, умения и навыки, которые являются важным компонентом успешной управленческой деятельности. Постановка проблемы: формулируется тезис о том, что отсутствие этнокультурной компетенции у руководителей органов внутренних дел приводит к конфликтам и отсутствию взаимопонимания в коллективе, что существенно снижает эффективность оперативной и управленческой деятельности. Цель исследования: на материалах теоретического анализа по проблеме исследования проанализировать характер и особенности проявления этнопсихологической культуры руководителя органов внутренних дел при осуществлении управленческой деятельности. Методы исследования: научное исследование опирается на современные методы познания, которые были выявлены юридической наукой и апробированы на практике. Такие методы широко используются в социальных и гуманитарных науках, а также получили признание в психолого-педагогических исследованиях. В числе этих методов можно выделить общепринятые подходы, такие как диалектический и метафизический, а также общенаучные методы, включающие в себя анализ, синтез, дедукцию, индукцию, аналогию, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификацию. Результаты и ключевые выводы: в результате исследования было установлено, что для обеспечения эффективной работы внутри многонациональных коллективов, защиты граждан, поддержания общественного порядка, а также предотвращения и выявления преступлений, совершаемых на территориях, обслуживаемых органами правопорядка, руководителю необходимо учитывать этнические особенности населения и понимать ментальную культуру служащих. Акцентировано внимание на том, что этнопсихологическая культура должна стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, в частности, руководителей органов внутренних дел Российской Федерации. Также предложен ряд законодательных инициатив, направленных на создание более эффективной системы оценки работы руководителей ОВД и развитие межкультурной компетенции сотрудников.

Ключевые слова:
этнопсихологическая культура, межкультурная коммуникация, управленческая деятельность, руководитель, органы внутренних дел Российской Федерации
Текст

Актуальность

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед Министерством Внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России) является формирование этнопсихологической культуры (далее ЭПК) руководителя органов внутренних дел (далее ОВД), поскольку фундаментальные этнопсихологические знания, умения и навыки, являются важным компонентом успешной управленческой деятельности. Этнокультурные знания играют ключевую роль в построении доверительных отношений в коллективе ОВД и способствуют эффективному взаимодействию с представителями разных национальностей в процессе решения оперативно-служебных задач [1, c. 80].

Между тем, нельзя игнорировать и тот факт, что, во-первых, неправильное представление о незначимости ЭПК может стать причиной дисфункции правоохранительной системы и невыполнения задач, стоящих перед МВД России в области обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, что в конечном итоге может привести к ее неэффективности. Во-вторых, в ОВД наблюдается активный процесс смены поколений, где новые сотрудники приносят с собой те ценности и установки, которые существенно отличаются от тех, которые были у их предшественников.  С нашей точки зрения, будущее высококвалифицированного «управленческого аппарата» определено тем, что этнопсихологическая культура должна быть включена в профессиональную подготовку сотрудников ОВД. Высокая управленческая культура имеет принципиальное значение для обеспечения эффективного использования кадрового потенциала ОВД. Следует отметить, что кадры играют ключевую роль в этом процессе и только при их грамотном управлении можно достичь успеха.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что результативность работы правоохранительных органов в России в значительной степени определяется успешностью управленческой деятельности — это многогранное понятие, которое охватывает различные аспекты управления и организации, и его понимание может варьироваться в зависимости от контекста, целей и специфики деятельности.

Ученые И.А. Максимцева, Н.А. Горелова выделяют несколько ключевых компонентов, характеризующих успешную управленческую деятельность, среди них указываются: цель, эффективность и оптимизация ресурсов, лидерство и мотивация, инновации и адаптивность, этические нормы и социальная ответственность, коммуникация и взаимодействие. Итогом такой активности должно стать достижение конкретной нормы, измеряемой либо качественно, либо количественно [7].

Между тем, И.В. Ковальчук в своей теории управленческой деятельности определил ряд критериев оценки успешности, обобщив которые, сделаем следующий вывод, что успех в управлении не может быть достигнут в одиночку — он требует командной работы, стратегического мышления и готовности к изменениям [5]. Таким образом, управление человеческими ресурсами – это процесс объединения людей и организаций, чтобы цели друг друга были достигнуты.

Деятельность органов внутренних дел связана с непосредственным обеспечением безопасности и правопорядка, зачастую осуществляемым в условиях повышенного риска и экстремальности. Это предполагает наличие специфики в управленческой деятельности, выражаемой в: опоре на властные полномочия, строгой субординации, рациональности, закрытости и ограниченности части информации, личной и коллективной ответственности и т.д. Сущность управленческой деятельность в ОВД предполагает обеспечение оптимального взаимодействия элементов управленческой системы с контролем функционирования каждого из них, как условия целостности и эффективности всей системы [ 6].

Рассмотренные нами точки зрения, свидетельствуют о том, что управленческая деятельность требует комплексного осмысления. В частности, сегодня речь должна идти о необходимости изучения нескольких ключевых аспектов, которые взаимодействуют друг с другом и способствуют созданию эффективной и гармоничной рабочей среды. Вот основные элементы этого подхода: (теоретическая база; практические навыки; культурная осведомленность; инклюзивность; оценка и обратная связь).

По мнению К.А. Нефедовой, только на этой основе могут быть выработаны конкретные меры по нейтрализации негативного воздействия отдельных факторов [10], влияющих на эффективность работы руководителя ОВД.  Сюда же стоит отнести внедрение и использование в практической деятельности этнокультурных инноваций, поскольку мэйнстримом обществоведческой мысли становится взаимоотношение традиционного и инновационного пластов развития культуры.

Вместе с этим, органическая модернизация в контексте этнических ценностей предполагает адаптацию структуры управления к особенностям каждого служащего. Так, руководителю необходимо строить личную стратегию диалоговой коммуникации, управления конфликтами и мотивации сотрудников с учетом этнического многообразия в коллективе.

Нами выбран непосредственно метод, позволяющий выявлять зоны конфликтов на первоначальном этапе. Это связано с тем, что современные задачи, стоящие при осуществлении служебной деятельности, достаточно часто провоцируют сильное неприятие и даже этнические столкновения, если они противоречат устоявшимся традициям и нормам членов коллектива.

Сложный и длительный процесс формирования и развития управленческой культуры руководителя, несомненно, требует значительных усилий, соответствующих задатков и способностей в области управления. Требует эксплицирования тот факт, что многонациональная команда, обладая всеми характеристиками зрелой группы, нуждается в тщательном внимании со стороны опытного лидера. Этот руководитель играет ключевую роль в создании и поддержании межкультурных связей внутри коллектива.

Фактически, лидеры с высоким уровнем рефлексии способны к эффективному самоконтролю и саморегуляции, умеют конструктивно справляться с конфликтами, обладают развитыми коммуникативными навыками и чаще всего, придерживаются гуманистических ценностей в своей профессиональной деятельности.

Диалектика рассматриваемого вопроса вполне укладывается в трихотомию о том, что управленческая деятельность руководителя ОВД включает в себя обязательный элемент ЭПК. Схематично такое соотношение можно представить кругами Эйлера (см. рисунок 1).

 

Рис. 1. Круги Эйлера

 

 

 

 

 

 

А – управленческая деятельность

В – руководитель

С – этнопсихологическая культура

В свою очередь А. Раз, рассматривая управление культурой через призму социального взаимодействия, выделяет две взаимосвязанные категории, которые лучше всего описывают организационную культуру: управленческую и трудовую. Управленческая культура относится к восприятию управления, его нисходящим сообщениям, системам, нормам и событиям. Трудовая культура, в свою очередь, включает повседневные практики организационной жизни, рассматриваемые с точки зрения членов организации. Эти две категории лишь частично пересекаются. Управленческая и трудовая культуры формируют «сообщества практики», представляющие собой неформальные объединения людей [12].

Рекапитулируя вышесказанное отметим, что этнопсихологическая культура руководителя органов внутренних дел представляет собой ту область знаний, которая стремится понять взаимосвязь между этнической принадлежностью и особенностями психологического мышления в процессе осуществления управленческой деятельности.

Цель исследования: на материалах теоретического анализа по проблеме исследования проанализировать характер и особенности проявления этнопсихологической культуры руководителя органов внутренних дел при осуществлении управленческой деятельности.

Методы исследования: научное исследование опирается на современные методы познания, которые были выявлены юридической наукой и апробированы на практике. Такие методы широко используются в социальных и гуманитарных науках, а также получили признание в психолого-педагогических исследованиях. В числе этих методов можно выделить общепринятые подходы, такие как диалектический и метафизический, а также общенаучные методы, включающие в себя анализ, синтез, дедукцию, индукцию, аналогию, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификацию.

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день отмечается незначительное количество трудов по этнопсихологической культуре руководителя органов внутренних дел Российской Федерации. К примеру, к указанной тематике относятся некоторые из работ А.А. Бодалева, В.В. Вахниной, С.А. Гаврилина, С.В. Дубровской, В.В. Зинченко, П.Н. Левина, Н.Г. Лосева, Г.А.  Митрофановой, А.А.  Синогейкина, Е.В. Скворцовой, Т.В. Михайловой. Особого внимания заслуживает диссертационная работа Л.Н.  Ооржак, где автором впервые на уровне монографического исследования рассматриваются особенности этнической психологии сотрудников правоохранительных органов и влияние межэтнических отношений на их профессиональную деятельность [11] и диссертационное исследование А.А. Зайырбековой, в котором впервые предпринято специальное этнопсихологическое исследование защитных механизмов личности сотрудников ОВД стран СНГ и представлен теоретический анализ современного состояния проблемы этнопсихологических особенностей защитных механизмов личности [4].

В целом, исследование организационной культуры в полиэтническом коллективе ОВД предоставляет возможность прогнозировать поведенческие модели и стратегии действий сотрудников в подразделениях системы МВД России [2], избегать возникновения конфликтных ситуаций. В частности, это может происходить за счет возможности постоянного контроля психоэмоционального состояния служащего, которое находится в прямой зависимости от его культурного фона [3], базирующегося, как правило, на психическом складе этноса (далее ПСЭ).

Таким образом, ранняя диагностика негативной атмосферы в коллективе помогает определить и устранить факторы, приводящие, в том числе, и к нарушениям дисциплины.

Примечательно, что президент России В.В. Путин многократно высказывал свою озабоченность по поводу работы системы мониторинга межэтнических конфликтов в разных сферах жизни, отмечая, что «в настоящее время она только регистрирует произошедшие события, вместо того чтобы выявлять потенциальные точки напряженности и возможные угрозы» [13].

Также о важности оптимизации межнационального согласия в российском обществе свидетельствует наличие Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая по-нашему мнению, требует корректировки с учетом изменившихся внешних условий и вхождения в состав России новых регионов.

Прежде всего, это является важнейшим аспектом для руководителей, уже работающих или только готовящихся проходить службу на вновь присоединенных к России территориях. Приоритетная цель вышеуказанной Стратегии должна быть переориентирована на включение элементов этнопсихологии в программы обучения и переподготовки кадрового аппарата.

Полагаем что интеграция этнопсихологических знаний в практическую деятельность органов внутренних дел не только способствует повышению доверия со стороны населения, но и создаст условия для более качественного выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на новых территориях. Это требует от руководителей не только профессиональных навыков, но и глубокого понимания социокультурного контекста, в котором они действуют. 

При этом очевидным остается обстоятельство, что теория «этнокультурного плюрализма» заменила теорию ассимиляции как заключительный этап в развитии этносов и их культур за последние десятилетия. Жизнь опровергла однолинейность марксовской диалектики, стремящейся втиснуть сложные и многомерные процессы экономической, политической и культурной жизни в универсальную логику закономерностей. В условиях глобализации стереотип о временном чувстве этносоциальной принадлежности заменен на все более высокую значимость этнической идентичности.

На руководителя как элемент управленческой культуры в своих работах обратили внимание Т.В. Михайлова, Е.К. Горбунова, отметившие, что руководители подразделений ОВД в условиях постоянной трансформации не только отечественного, но и зарубежного общественного пространства, реформирования структуры власти и изменения управленческих методов, все чаще сталкиваются с возрастающими требованиями к личности руководителя. Важнейшим аспектом этого процесса являются индивидуальные психологические характеристики лидера коллектива в служебной сфере [9].

Успешность руководителя в мультиэтнической рабочей группе зависит от того, каким социально-психологическим потенциалом он обладает, давно ли занимает руководящие должности, а также от стиля управления.

В свою очередь, согласно Б. Мельникасу, для более глубокого понимания процессов в системе управления и изменений в культуре управления важно проанализировать особенности, оказывающие влияние на формирование ЭПК руководителя [8].

Понятие «особенность» охватывает множество аспектов и может применяться в различных контекстах. В общем смысле, особенность обозначает уникальные характеристики или черты, которые отличают один объект, явление или группу от других. Эти отличия могут быть как физическими, так и нематериальными, и они играют важнейшую роль в понимании и восприятии окружающего мира.

При этом очевидно, что успешное изучение ЭПК руководителя ОВД невозможно без познания совокупности психологических характеристик и особенностей, присущих определенной этнической группе, формирующихся под влиянием исторических, социальных, культурных, экономических и географических факторов.

Проблема и в том, что, назрела необходимость существенной переработки разрозненных между собой, но находящихся в тесном взаимодействии, нормативных правовых актов, а также модернизации методик оценки служебной деятельности и ее результатов, в рамках которых сегодня осуществляется профессиональная этнокультурная деятельность руководителя органа внутренних дел. Изменения должны включать совокупность взаимосвязанных и согласованных идеологических, воспитательных, организационных и правовых мер.

Для совершенствования системы правовой регламентации, регулирующей этнопсихологическую управленческую деятельность руководителя ОВД Российской Федерации, предлагается внесение ряда изменений в действующее российское законодательство.

  1. 1. 1. Статьи 10, 11, 12, 13, 14 федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» дополнить уточнениями, касающимися межкультурной коммуникации. Необходимо ввести обязательные требования к обучению сотрудников полиции основам межкультурного диалога и этнопсихологии, а также следует уточнить права сотрудников при получении необходимых теоретических и практических знаний. Считаем логичным включить в закон положения о необходимости разработки и внедрения комплексных программ, учитывающих специфические потребности различных этнических групп.

Также для улучшения межкультурного взаимодействия важно, чтобы сотрудники полиции проходили ориентированное обучение, содержащее информацию о традициях и особенностях поведения представителей различных культур. Например, знание специфики общения с народами Кавказа или коренными народами Севера поможет избежать недоразумений и возникновения конфликтных ситуаций.

2. Статьи 2, 20, 22, 29, 33 федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнить положениями о необходимости формирования у будущих сотрудников правоохранительных органов навыков межкультурной коммуникации и понимания этнопсихологии как важной составляющей их профессиональной подготовки. Важно предусмотреть обязательное включение курсов по этнопсихологии и межкультурной коммуникации в программы подготовки сотрудников правоохранительных органов в образовательных организациях системы МВД России, а также установить требования к содержанию этих курсов. Достижению поставленной цели будет способствовать уточнение требований к квалификации педагогических работников, которые будут вести курсы с целью обеспечения высокого качества образования.

3.  В статьях 1, 2, 3, 4 Приказа МВД России от 19 января 2015 года № 31 «О порядке взаимодействия органов внутренних дел с населением» уточнить цели и задачи ОВД при взаимодействии с населением, с учетом интересов разнообразных этнических групп. Для улучшения обратной связи между ОВД и населением предлагается создание консультативных советов с участием представителей различных этнических групп. С целью эффективного взаимодействия с этническими группами требуется разработать и внедрить методические рекомендации, включающие процедуры, формы и способы обратной связи. Также необходимо включить в учебный план по профессиональной подготовке сотрудников ОВД темы, связанные с межкультурной коммуникацией и особенностями работы с представителями различных этнических групп.

4. Статьи 5, 10, 12, 14 федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной службе» дополнить положением о необходимости учета взаимодействия с этническими и культурными группами как одного из принципов оценки эффективности работы руководителей ОВД. Установить конкретные критерии оценки работы руководителей, которые будут включать взаимодействие с этническими группами. Важными показателями могут стать количество положительных отзывов от местных жителей, а также другие метрики, отражающие качество взаимодействия и уровень доверия к ОВД.

Кроме того, необходимо включить в отечественное законодательство положения о необходимости профессионального развития сотрудников в области межкультурного общения. Это создаст стимулы для сотрудников развивать свои навыки и повысит качество их взаимодействия с населением.

Непременным условием должно стать обеспечение условий для карьерного роста сотрудников, обладающих знаниями и навыками в области межкультурного взаимодействия. Это может включать специальные программы повышения квалификации, способствующие повышению уровеня профессионализма личного состава и эффективности работы ОВД.

5. Статьи 1, 2, 4, 7, 10 федерального закона от 08 марта 2015 года № N 21-ФЗ «Кодекса административного судопроизводства» дополнить положениями, касающимися необходимости учета культурных и этнических особенностей при осуществлении административного судопроизводства.

Не менее значимым является уточнение того, что при рассмотрении дел, суды общей юрисдикции обязаны принимать во внимание культурные и этнические особенности сторон, особенно в тех случаях, когда правонарушение связано с культурными практиками.

Уместно включить принцип учета культурных и этнических особенностей как один из основных принципов, обеспечивающих справедливость и объективность в судебном процессе.

Вместе с тем, следует добавить пункт, который бы обязывал суды учитывать культурные особенности участников судопроизводства, что может включать необходимость предоставления этнических переводчиков, если это необходимо для понимания сути дела. Также следует ввести требование о том, чтобы судебные акты содержали обоснование, учитывающее культурные и этнические аспекты, если они имеют значение для дела.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, этнопсихологическая культура является необходимым компонентом успешной управленческой деятельности руководителя ОВД в многонациональном коллективе. Понимание культурных особенностей и развитие навыков межкультурной коммуникации способствуют не только эффективному управлению, но и построению доверительных отношений с населением.

Во-вторых, важно внедрять элементы этнопсихологии и межкультурной коммуникации в образовательные программы подготовки сотрудников ОВД. Это позволит повысить их культурную компетентность и улучшить взаимодействие с различными этническими группами при решении служебных задач.

В-третьих, управление многонациональными коллективами требует от руководителей ОВД не только профессиональных навыков, но и глубокого понимания социокультурного контекста. Эффективное управление возможно только при условии учета совокупности психологических характеристик и особенностей этнического состава.

В-четвертых, ранняя диагностика негативной атмосферы в коллективе и учет культурных особенностей помогут избежать конфликтов и повысить дисциплину среди сотрудников.

В-пятых, для повышения эффективности работы руководителей ОВД требуется переработка нормативных правовых актов и внедрение новых программ, касающихся межкультурной коммуникации и взаимодействия с этническими группами. Это должно включать обязательное обучение сотрудников основам этнопсихологии и межличностного общения.

Список литературы

1. Вахнина В.В., Хишигбаяр Ц. Психологические особенности лидерского потенциала руководителей территориальных органов внутренних дел Российской Федерации и полиции Монголии // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2019) [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25 апреля 2019 г.) Санкт-Петербург, 2019.

2. Вахнина В.В., Михайлов В.И., Штейников Н.А. Профилактика межличностных конфликтов как фактор, влияющий на формирование благоприятного социально-психологического климата в служебном коллективе органов внутренних дел // Прикладная психология и педагогика. 2018. Т. 3. № 2.

3. Гаврилин С.А. Психология межнациональных отношений в полиции / С.А.  Гаврилин // Психология и право. — 2022. — Т. 10, № 3. — С. 40-46.

4. Зайырбекова А.А. Этнопсихологические особенности защитных механизмов личности сотрудников органов внутренних дел стран Содружества Независимых Государств: автореферат дис. … канд. психол. наук : 19.00.06. - Москва : АУ МВД России, 2022. - 24 с.

5. Ковальчук И.В. Стратегическое управление: теория и практика. — Санкт-Петербург: Питер, 2015. С. 100-120.

6. Лебедева, М. Е. Психологические факторы личностно-профессионального развития руководителей органов внутренних дел : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Лебедева Мария Евгеньевна, 2023. – 198 с. – EDN UHWYPW.

7. Максимцева И.А., Горелова Н.А. Управление человеческими ресурсами: учебник для вузов / И. А. Максимцев [и др.] ; под редакцией. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 467 с.

8. Melnikas, B. Management culture in the context of globalization and European integration: historical background // Public Administration and Management Culture in View of Globalization: New Challenges. – 2008. – V. 18, No. 2. – Pp. 6–17.

9. Михайлова Т.В., Горбунова Е.К. К вопросу о влиянии этнопсихологических особенностей на успешность управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации / Педагогика и психология: академический журнал. — 2023. — № 1 (1). — С. 52-58.

10. Нефедова К.А. Информирование о правонарушениях как разновидность правовой активности: специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Нефедова Ксения Александровна, 2020. – 257 с.

11. Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел (на материалах МВД Республики Тыва): дис. … канд. психол. наук. М., 2005. 214 с.

12. Raz, A. E. Emotions at work: normative control, culture and organizations in Japan and America. – Cambridge, MA and London: Harvard University Asia Center. – 2002. – 258 p.

13. Татьяна Замахина. Путин поручил скорректировать Стратегию государственной национальной политики. Российская газета. 2023. 17 мая.

Рецензии
1. Этнопсихологическая культура как элемент управленческой деятельности руководителя органов внутренних дел Российской Федерации Авторы: Метелев Александр Валентинович


Войти или Создать
* Забыли пароль?