Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (профессор)
Москва, Россия
Россия
Предмет данной статьи: природа чувственного знания в науке, его предмет, структура, истинность, функции. Чувственный уровень научного знания является исходным для любой конкретной науки, формируя базу для эмпирического и теоретического уровня научного знания. Однако, чувственный уровень научного знания — это не результат чисто субъективного восприятия ученым познаваемой реальности. Чувственное восприятие учеными объектов их познания детерминировано рядом объективных факторов: а) содержанием познаваемых объектов; б) биологической нормой человеческих ощущений и восприятий, сформировавшейся у него как биологического вида в ходе длительной эволюции; в) познавательной и практической установкой субъекта научного познания. Это способствует достижению общезначимости чувственных данных, полученных учеными в ходе экспериментов и наблюдений. А. Пуанкаре назвал чувственные данные науки «голыми фактами», отличая их от научных фактов, образуемых уже а) в результате описания конкретных чувственных данных на определенном научном языке (естественном или искусственном, «приборном» языке), б) в результате их последующего обобщения их содержания. Научные факты – это уже результат не чувственного уровня научного познания, а более высокого уровня, а именно - эмпирического уровня познания, представляющего собой первый уровень рационального познания в науке.
научное знание, уровни научного знания, чувственное знание в науке
1. Лебедев С.А. Методология научного познания. Москва, Юрайт, 2023.
2. Лебедев С.А. Истинность чувственного и эмпирического знания в науке// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 2020, № 2, с.117–126. DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7227-2020-2-117-126; EDN: https://elibrary.ru/SJIROS
3. Лебедев С.А., Назаров А.А. Конструктивистская концепция чувственного познания // Журнал философских исследований, 2022, Т.8. № 1, с.3–11. EDN: https://elibrary.ru/YUMRCC
4. Лебедев С.А., Асланов Л.А., Борзенков В.Г., Казарян В.П. и др. Концепции современного естествознания. Москва, Юрайт, 2011. EDN: https://elibrary.ru/VTSSWV
5. Методология науки: сборник статей (отв. ред. С.А. Лебедев). М.: Проспект. 2024. Философия науки: сборник статей (отв. ред. С.А. Лебедев). М.: Проспект. 2024.
6. Лебедев С.А. Введение в философию науки: 15 лекций. М.: Проспект. 2024. EDN: https://elibrary.ru/DLBUTM
7. Лебедев С.А. Курс лекций по методологии научного познания. М.: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. 2016. EDN: https://elibrary.ru/ZDBSRZ
8. Лебедев С.А. Объект и субъект научного познания. В кн.: Методология науки: сборник статей (отв. ред. С.А. Лебедев). М.: Проспект. 2024. С. 15-22. EDN: https://elibrary.ru/KKXUAR
9. Лебедев С.А., Тюменцева М.Ю. Научное знание и его структура. В кн.: Методология науки: сборник статей (отв. ред. С.А. Лебедев). М.: Проспект. 2024. С. 46-59. EDN: https://elibrary.ru/UOIQMF
10. Лебедев С.А. Виды научного знания и их функции. В кн.: Методология науки: сборник статей (отв. ред. С.А. Лебедев). М.: Проспект. 2024. С. 60-75. EDN: https://elibrary.ru/BNXYYR
11. Лебедев С.А., Насонов И.В. Научный метод: единство и многообразие. В кн.: Методология науки: сборник статей (отв. ред. С.А. Лебедев). М.: Проспект. 2024, С. 29-45.
12. Лебедев С.А. Современная методология науки и ее структура. В кн.: Методология науки: сборник статей (отв. ред. С.А. Лебедев). М.: Проспект. 2024. С. 5-14. EDN: https://elibrary.ru/TXAPSD



