Россия
Россия
Автономная некоммерческая организация высшего образования "Университет Иннополис" (Ассесмент-центр, Руководитель Методического сектора)
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение "Северо-Кавказский федеральный университет" (Советник ректора по цифровизации)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
Данное исследование посвящено анализу организационно-педагогических условий реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, осуществленной в рамках проекта «Цифровые кафедры» в 2022–2023 гг. Результаты исследования основаны на анкетировании непосредственных субъектов образовательного процесса и анализе официальной информации, предоставленной образовательными организациями высшего образования. Полученные результаты легли в основу разработки методических рекомендаций по улучшению организационно-педагогических условий реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки в рамках проекта «Цифровые кафедры».
организационно-педагогические условия, цифровые кафедры, профессиональная переподготовка
1. Аграновский, А. В. Применение инструментов педагогического дизайна при проектировании программы профессиональной переподготовки в рамках проекта «Цифровые кафедры» / А. В. Аграновский, Е. Л. Турнецкая // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2023. – № 1(37). – С. 36-48.
2. Анамова, Р. Р. Глава 10. Опыт Московского авиационного института в реализации проекта «Цифровая кафедра» / Р. Р. Анамова, Е. В. Подкидышева // Аэрокосмическое образование в России. Ответ на вызов времени : Под редакцией Д.А. Козореза. – Москва : Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2023. – С. 177-187.
3. Ветошкин, А. Ю. Опыт реализации программ профессиональной переподготовки в аграрном вузе в рамках проекта "Цифровые кафедры" / А. Ю. Ветошкин // Всемирный день качества – 2023 : Материалы IV Международной конференции, Саратов, 08 ноября 2023 года. – Саратов: Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, 2023. – С. 78-85.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Теоретические подходы к проектированию информационной образовательной среды технологического образования: Монография / М.Л. Субочева, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Г.Н. Некрасова и др. / под общей редакцией М.Л. Субочевой и М.Е. Вайндорф-Сысоевой. – М.: «Спутник+», 2018. – 207 с.
5. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Современные подходы к организации электронного обучения в вузе: монография / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Р.Н. Бахтизин, Н.Ю. Фаткуллин и др. – М.: ИИУ МГОУ, 2014. – 160 с.
6. Гарипова, В. В. Цифровые кафедры как источник обучения цифровым навыкам будущих специалистов в муниципальных органах власти / В. В. Гарипова // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 15 декабря 2023 года. – Курск: ЗАО "Университетская книга", 2023. – С. 83-86.
7. Еремина И.И., Шаронова А.А. Формирование цифровых компетенций студентов – слушателей программ дополнительной профессиональной переподготовки проекта «Цифровые кафедры» // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 4. – С. 138-144; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39984 (дата обращения: 05.06.2024).
8. Ермаков С. Г., Куценко С. М., Гильванов Р. Г. Актуальные вопросы организации деятельности цифровой кафедры в условиях цифровой трансформации вуза // Известия Петербургского университета путей сообщения. — СПб.: ПГУПС, 2023. — Т. 20. — Вып. 1. — С. 70–78. DOI:https://doi.org/10.20295/1815-588X-2023-1-70-78.
9. Ильин, И. В. Практика формирования цифровых компетенций у студентов не ИТ-направлений в рамках проекта «Цифровая кафедра» / И. В. Ильин, А. Ф. Кузаев // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 6. – С. 190-198.
10. Клочков, М. А. О ходе процесса реализации проекта «цифровая кафедра» в Удмуртском государственном университете / М. А. Клочков // Формирование научного и кадрового потенциала развития Удмуртской Республики : Сборник конференции, Ижевск, 08–10 ноября 2022 года. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2022. – С. 104-120.
11. Кудрина, Е. В. Проект «Цифровые кафедры» в СГУ: модель реализации, достигнутые результаты и перспективы / Е. В. Кудрина // Информационные технологии в образовании. – 2023. – № 6. – С. 186-191.
12. Первые итоги работы «цифровых кафедр» : Сборник успешно реализованных проектов. – Иннополис : Университет Иннополис, 2023. – 41 с.
13. Постановление Правительства РФ от 09.05.2022 N 845 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации высшего образования «Университет Иннополис» на проведение комплексной оценки развития цифровых компетенций обучающихся, получающих дополнительную квалификацию по профилю в области информационных технологий на «Цифровой кафедре» образовательных организаций высшего образования - участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
14. Прибыльский, А. В. Реализация IT-компетенций 1С в рамках программы «Цифровые кафедры» / А. В. Прибыльский, В. В. Шадрина // Новые информационные технологии в образовании : Сборник научных трудов XXIII Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января – 01 2023 года. Том 1. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «1С-Паблишинг», 2023. – С. 132-134.
15. Проект "Цифровые кафедры": как и у кого формировать цифровые компетенции? / О. И. Максимкина, Н. В. Жадунова, Е. В. Кирдяшова, Е. Е. Яшин // Социальные нормы и практики. – 2023. – № 4(10). – С. 34-49. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2713-1033-2023-4-34-49.
16. Проект «Цифровые кафедры» результаты 2022-2023 гг. : презентация // Цифровая экономика : офиц. сайт. 9 слайдов. URL: https://files.data-economy.ru/Docs/It_programs_results.pdf
17. Реализация программы «Обслуживание систем интернета вещей» в рамках проекта «Цифровые кафедры» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в РТУ МИРЭА / С. В. Литвинов, А. А. Бондарь, В. О. Скрипачев [и др.] // Системы компьютерной математики и их приложения. – 2023. – № 24. – С. 410-415.
18. Реализация проекта "Цифровые кафедры" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в СГУ / Н. А. Александрова, Л. В. Кабанова, Ю. Н. Кондратова [и др.] // Информационные технологии в образовании. – 2022. – № 5. – С. 9-13.
19. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022619924 Российская Федерация. Автоматизированная информационная система для организации учебного процесса обучения в образовательных организациях "Цифровая кафедра" : № 2022618048 : заявл. 05.05.2022 : опубл. 26.05.2022 / Р. Э. Асланов, И. А. Артемьев, Д. М. Макеев, В. П. Полубабкин.
20. Сорокин, С. Б. Подготовка образовательных программ проекта «Цифровая кафедра» программы «Приоритет 2030» НГТУ им. Р.Е. Алексеева / С. Б. Сорокин, А. Д. Филинских // Инновационные технологии в образовательной деятельности : Материалы XXV Международной научно-методической конференции, Нижний Новгород, 08 февраля 2023 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2023. – С. 289-293. – DOIhttps://doi.org/10.46960/intech_2022_289.
21. Харитонова, И. В. Электронный учебно-методический комплекс в реализации образовательной программы «Цифровые кафедры» / И. В. Харитонова // Дистанционное обучение в высшем образовании: опыт, проблемы и перспективы развития : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19 апреля 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2023. – С. 155-156.
22. Яшин, Е. Е. К вопросу о выявлении уровня сформированности цифровых компетенций у обучающихся в рамках проекта «Цифровые кафедры» / Е. Е. Яшин, Е. В. Кирдяшова // Бизнес. Образование. Право. – 2023. – № 4(65). – С. 356-361. – DOIhttps://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.65.800.