Russian Federation
The article describes the main approaches to formation of communicative competence of municipal employees. The author stresses that within modern education system, communicative competence is reflected in the ability to design and master new contents and technologies, capability to realize one»s professional mission and build creative interaction with the surrounding world. Efficiency of professional activity depends on optimal compliance of the subject of activity with social demands, norms, conditions.
approach; communicative competence; competence; municipal employee; education.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, особое место среди которых занимает успешная коммуникативная деятельность специалиста как основа продуктивных взаимоотношений, достижения взаимопонимания и реализации целей и задач профессиональной деятельности, как способ самосовершенствования, самореализации и преодоления личностных кризисов [1, с. 43]. Расширяются деловые коммуникации, культурный и информационный обмен, усиливается взаимодействие и взаимовлияние социумов в самых разных сферах жизни, в том числе и профессиональной. В этих условиях потребность в специалистах, владеющих коммуникативной компетенцией, значительно возрастает. Государство в лице его органов и служащих должно адекватно отвечать на вызовы и проблемы современности.
В настоящее время коммуникативные компетенции в области государственного управления стали обязательными квалификационными требованиями, предъявляемыми к государственным служащим действующим федеральным законодательством. Современный специалист, работающий в системе «человек — человек», характеризуется своей коммуникативной компетенцией.
Сегодня сформировалось несколько подходов к формированию коммуникативной компетенции личности: компетентностный, личностно-деятельностный, субъектно-личностный, аксиологический, системный и т.д.
Одним из важных и современно обоснованных подходов к формированию коммуникативной компетенции муниципального служащего является компетентностный подход, предусматривающий понимание сущности компетентности, его составных частей — базовых компетенций, в основе которых лежит формирование коммуникативной компетенции.
Подход заключается в закономерности развития системы образования, обусловленной поиском путей и способов качественного удовлетворения непрерывно развивающихся потребностей общества. Наряду со знаниями студенты должны овладеть и способностями самостоятельно решать практические задачи. «Компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих и жизненных ситуаций, иметь представление о последствиях своей деятельности, нести за них ответственность.
1. Aukhadeeva L.A. Formirovanie kommunikativnoy kul'tury sovremennogo uchitelya v protsesse vuzovskoy podgotovki: avtoref. dis. …d-ra ped. nauk. - Kazan', 2008.
2. Mikheeva T.B. Sovershenstvovanie professional'noy kompetentnosti uchitelya russkogo yazyka polietnicheskoy shkoly: avtoref. dis. …d-ra ped. nauk. - M., 2009.
3. Skazhenik E.N. Praktikum po delovomu obshcheniyu: ucheb. posobie. - Taganrog: Izd-vo TRTU, 2005.