In the context of the strategy of sociocultural and economic development of society, the article presents the conceptual foundations of advanced education that meets the requirements for training specialists in high-tech industries. The relevance of advanced education is due to the emergence of an innovative strategy in higher education aimed at updating the concept of a specialist in post-industrial production in the context of the educational paradigm of the 21st century. The concept of advanced education is based on the need to train qualified specialists for rapidly developing industries, whose scientific and technical training meets the requirements of professional and personal development. The author presents an approach to the problem under consideration within the framework of the modern educational paradigm, which reflects the trend of advanced education development in relation to research knowledge and the content of education. The development of the research basis in the course of the implementation of the leading functions of the process of education, upbringing and personal development, the formation of the central subject of knowledge – the subject of education, as a bearer of a new type of professional competencies, determines the idea of advanced training of research-type specialists. The content of advanced education is dynamically built up from the cognitive strategy of the learner (student), which is based on the search for new things and their objectification in the conditions of industry activity (current classes and types of practices, scientific and research activities in the conditions of the university educational process and industry research at enterprises).
industry, advanced training of specialists, post-industrial economy, research activities, socio-economic modeling, and theoretical foundations
Введение.
Идея опережающей подготовки специалиста для развивающихся отраслей экономики, согласно позиции академика РАО Новикова А.М., согласуется с разработкой новых концептуальных оснований развития высшего образования с позиции образовательной парадигмы, определяемой установившемся понятием «конвергентная образовательная парадигма» (конвергенция: «сближение, взаимопроникновение, взаимообусловленность, взаимосвязь»). Вводимое в тезаурус новое понятие «опережающее образование», активно используемое в научных публикациях, наполняется трактовкой его сущности согласно понимания «опережения чего-либо», но приоритетно, как правило, соотносимое с производством. В общеметодологическом аспекте рассматриваемая проблема опережающей подготовки специалиста заключается в разработке научных оснований развития российского образования с новых позиций-постиндустриальной реальности XXI века (Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000). Формирование образа современного производства и собственной профессиональной деятельности в условиях стремительно развивающихся отраслей постиндустриальной экономики означает изменение у специалиста представлений о сущности профессионального труда, средствах его осуществления, условий.
Современная производственная реальность характеризуется новейшим оборудованием и инновационными прорывными технологиями, что требует подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов, отвечающей логике гуманистического подхода, в противопоставлении технократическому. Сущностное понимание идеи опережающего образования согласуется с принятием того утверждения, что уровень образования специалиста должен опережать уровень развития отраслевого производства, что отвечает целям Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 20 мая 2023 года № 1315-р, направленной на обеспечение стремительно развивающихся отраслей экономики специалистами нового поколения, научно-техническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития. В формирующейся тенденции развития территориально-производственных кластеров, объединяющих отраслевое производство, науку, образование особую значимость приобретает профессиональная деятельность специалиста-исследователя, интегрирующая производственную деятельность и научные отраслевые исследования, востребованные многопрофильной экономикой.
Разработка и выдвижение новых теоретико-методологических положений.
С этих позиций существенные современные изменения в социокультурной и экономической реальности, оказывая влияние на будущие трансформации высшего образования, детерминируют решение задачи социально-экономического моделирования, дополняемого его культурно-историческим прогнозом, без которого невозможно обеспечение экономической стратегии развития Российской Федерации с учетом происходящих мировых процессов в экономике. В ряде исследований представлено, что содержание факторов, определяющих движение в отечественной истории культурно и социально-экономического развития, согласуется с системой комплексных архетипов, в качестве которых выступают ценностно-смысловые, структурные составляющие, обеспечивающие тенденцию и прогноз социокультурного развития страны (Егоров В.К. К вопросу о месте культуры в становлении нового миропорядка. Россия и мир. Диалоги-2022. Материалы VI-й международной научно-практической конференции (26-27 апреля 2022г., Москва, стр.96-103.). Формирующееся в XXI столетии общество знаний изменяет социокультурный, экономический контекст; все актуальнее определяется статус знаний и научных исследований с позиции их роли в инициативах социокультурного и экономического развития. Трансформация общества и университетской науки и, как следствие, изменение центрального субъекта знаний – субъекта образования, как носителя нового типа профессиональных компетенций, определяет новый прогноз реализации идеи опережающей подготовки специалистов исследовательского типа. Поскольку основу социальных перемен, составляющих развитие общества XXI столетия как общества знаний, составляет отношение к знанию и познанию, которое выступает одним из детерминант высшего образования, развития исследовательской основы в ходе реализации ведущих функций процесса обучения, воспитания и развития личности. Социальная структура постиндустриального общества, как отмечает академик Новиков А.М., Карпов А.О, Вербицкий А.А., Мартынов В.Г., др., порождается способами работы со знанием, порождая творческое мышление и исследовательское образование (сно)).
Как отмечается в современных исследованиях, характерной особенностью когнитивной личности исследовательского образования выступает способность к определенным сферам работы со знанием, проявлением в условиях пространства социальных и профессиональных ролей на основе ее когнитивного потенциала, профессиональной предрасположенности в социокультурном пространстве. В развитии данного контекста целесообразно обращение к содержательной интерпретации сущности такого понятия как «социализация», «социализация личности научно-исследовательского типа» (А.О. Карпов, Общество знаний: генезис, исследовательское образование, университет.- М.: Канон +РООИ «Реабилитация».-2023 г.). Автором отмечается, что введение в современный тезаурус высшего образования понятия «опережающая социализация», понимается как процесс включения индивида в общество будущего, учитывающего доминирующую роль научного знания и его продуктивный характер, особенности труда в современном обществе как обществе знаний, как способности личности осваивать стратегии опережающего образования в соответствии с прогнозом развития отрасли. В данном контексте актуализируется задача разработки образовательных программ модульного построения (базового и опережающего).
В обобщенном контексте представления теоретического основания опережающей подготовки специалиста имеют концептуальные подходы развития университетского образования: Университет 3.0 (теории предпринимательского университета Б. Кларка, модели тройной спирали Г. Ицковица, концепции Университета третьего поколения Й. Виссемы и др.). В ряде исследований представляется модель университета трех миссий, соединяющего в себе модели сетевого, креативного, инновационного и предпринимательского университетов (NCI/// E- модель университета 3.0), подготовка в которых согласуется с идеей исследовательского образования опережающего характера. Также целесообразно отметить, что современное социокультурное и экономическое пространство в их динамике и противоречии отражают фундаментальную парадигму современного социального развития нового цивилизационного этапа, обусловливая актуальность рассмотрения идей опережающего (и исследовательского) образования в условиях становления общества XXI века как общества знаний (knowledge society). Высокотехнологичное отраслевое производство оказывает воздействие на образование, преобразовывая его и включая в него приоритеты социального развития, экономической трансформации, духовного роста личности.
В соответствии с принятой Правительством Российской Федерации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в связи с указом Президента РФ от 09.05.2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» обозначены сквозные технологии, к которым отнесены: большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей», выступающих драйверами трансформации отраслей. Особое значение в цифровизации отраслей экономики имеют технологии-промышленный интернет и робототехника, являющиеся базой осуществления трансформаций промышленности, определяемой понятием Четвертая промышленная революция или Индустрия 4.0. Данные технологии, обеспечивающие процесс создания киберфизических систем (роботов), управляемых через интернет, означающий создание новых услуг, представляемыми отраслями, чем и обусловлена опережающая подготовка специалиста [7, 8].
Также интересен вектор развития профессиональных кадров в условиях высокой конкуренции высокотехнологичных отраслей экономики с позиции становления трудовых династий. Это один из способов привлечения в профессиональную отрасль с острым дефицитом, особенно если эта отрасль с высокой социальной значимостью: медицинские и педагогические работники, научные сотрудники, инженеры и др. Фактор династийности так же актуален в предпринимательстве, когда передается владением компанией - как и некоторые обязательства. К позитивным факторам можно отнести не только передачу опыта, но и подготовку молодого человека к профессиональным трудностям и способам их решения. Таким образом, к началу трудовой деятельности молодой человек будет подготовлен лучше, нежели чем тот, у кого подобного опыта не было. Исследователи также называют непрерывную передачу опыта из поколения в поколение в определенных профессиональных сферах (дипломатия, медицина, творческие профессии) условием трансляции и сохранения профессионализма в этих сферах [6].
В ряде исследований отмечается, что положение человека как профессионала поддерживают внутренние практики сохранения династии, профессиональная династия создаёт социальную инфраструктуру, которая способствует её эффективному существованию. Это включает в себя профессиональное общение с последователями и единомышленниками, налаженные связи в профессиональной среде, а также контакты, которые могут обеспечить преемственность, успешный профессиональный старт, продвижение по карьерной лестнице и получение выгодных предложений на рынке труда. Таким образом, создаётся эффективный общественный механизм для организации подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики как социального лифта, основанного на ценностях профессиональной преемственности.
Выводы.
Согласно изложенного контекста, особенность опережающего образования проявляется в отношении исследовательского познания к содержанию обучения: содержание динамически выстраивается из познавательной стратегии обучающегося (студента), в основе которой лежит поиск нового и его объективация в условиях отраслевой деятельности (текущих занятий и вида практик, научной и исследовательской деятельности в условиях образовательного процесса университета и отраслевых исследований на предприятиях). В современной образовательной практике высшее образование испытывает значительные проблемы в осмыслении субъектом образовательного процесса себя в качестве исследователя и творческой личности: исследовательская деятельность должна раскрыть научные основы отраслевых сфер и производств, тенденцию их развития и долгосрочного прогноза, формировать мотивационную основу как одно из оснований построения субъектом траектории опережающего образования. Актуализация ведущих аспектов развития опережающего образования выступает одним из оснований становления инновационной стратегии в высшем образовании, направленной на обновление представлений о специалисте постиндустриального производства в условиях образовательной парадигмы XXI века [5].
На основе представленных теоретических оснований для достижения целей опережающего образования (опережающей подготовки специалиста) необходимо определить ряд задач, направленных на реализацию научных идей и подходов в части формирования будущих специалистов, обладающих востребованными знаниями и профессиональными компетенциями, способными реализовать личностный потенциал в условиях постиндустриального общества.
1. Basyuk V. S., Dugarova T. Phenomenology of Personality Development and Everyday Life: Value and Sense Orientations. Cennosti i smy`sly`[Values and Meanings], 2025, no. 2(96), pp. 99-116. (in Russian)
2. Vasil`eva O.Yu., Basyuk V.S., Kazakova E.I. Traditions of modern teacher education//Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of Moscow University Teacher Education]. 2022. no.4.pp..152-168. (in Russian).
3. Erofeeva, M. A. Educational space of an educational institution for personal socialization / M. A. Erofeeva // Sovremenny`e vektory` v obrazovanii: teoriya i praktika : Stat`i i materialy` V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodny`m uchastiem), posvyashhennoj 135-letiyu so dnya rozhdeniya A.S. Makarenko, Kolomna, 24 noyabrya 2023 goda. Kolomna: Gosudarstvenny`j social`no-gumanitarny`j universitet, 2024. pp.. 111-119. (In Russian).
4. Erofeeva, M. A. On the evolution of continuing education / M. A. Erofeeva, M. Yu. Kuzneczov // Traektoriya razvitiya sub``ektov obrazovatel`nogo processa : Materialy` II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Voronezh, 01 marta 2024 goda. Voronezh: Istoki Publ. , 2024. pp.. 34-39. (In Russian).
5. Karpov A.O. Issledovatel`skoe obrazovanie: klyuchevy`e koncepty` [ Research Education: Key Concepts] //Pedagogika Publ.. M., 2011, no.3. pp..20-30. (In Russian).
6. Karpov A.O. Obshhestvo znanij: genezis, issledovatel`skoe obrazovanie, universitet [The Knowledge Society: Genesis, Research Education, and the University 3.0]-M: Kanon +ROOI «Reabilitaciya» Publ., 2023. (In Russian).
7. Novikov A.M. Postindustrial`noe obrazovanie [Post-industrial education]. M.: Izdatel`stvo «E`gves» Publ., 2008. (In Russian).
8. Novikov A.M. Rossijskoe obrazovanie v novoj e`poxe [Post-industrial education in a new era]. /Paradoksy` naslediya. Vektory` razvitiya.M.: E`gves Publ., 2000. (In Russian).
9. Oreshkina A. K. Teoriya i metodologiya vy`sokotexnologichny`x napravlenij podgotovki specialistov v sisteme vy`sshego obrazovaniya [Theory and Methodology of High-Tech Training in the Higher Education System].- M.: Izdatel`skij centr RGU nefti i gaza (NIU) imeni I.M. Gubkina Publ., 2023. (In Russian).
10. Oreshkina A.K. Metodologicheskie osnovy` podgotovki specialista dlya vy`sokotexnologichny`x otraslej i proizvodstv v obrazovatel`nom processe neprery`vnogo professional`nogo obrazovaniya [Methodological Foundations of Training Specialists for High-Tech Industries and Production in the Educational Process of Continuous Professional Education]. M.: Izdatel`stvo Sechenovskogo Universiteta Publ., 2023. (In Russian).
11. Robert E`.V., Muxametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Informacionno-obrazovatel`noe prostranstvo. [Information and educational space]. FGBNU «IUO RAO» Publ., 2017. (In Russian).



