The article discusses the features and specifics of the training and work of state and military administrations in the field of military-civil interaction. The possible composition of the participants in the interaction is characterized. The analysis (brief review) of the development of the ideas of military-civil interaction is given. At the same time, ensuring military security is one of the main functions of the state, which performs them through the management system, which includes state and military administration bodies, points and management funds. The authors determined that the military-civil administration, as a rule, is formed and fulfilling its duties in the case of managerial problems by state and military administration bodies in the territory of a foreign state or the border territories of their state, an example of which is a special military operation. As part of the study, an analysis of the conditions for the formation, composition and conditions ensuring joint work of state and military administration of law enforcement ministries and departments as part of coordinating temporary bodies (defense headquarters and operational headquarters). In addition, the authors take into account possible contradictions and the approaches to their resolution are developed on the basis of the joint training of state and military administration bodies and their solutions to specific tasks of non -combat -orientation.
state and military administration bodies, operational headquarters, defense headquarters, military-civil interaction
Введение
Многовековая история России позволила накопить бесценный опыт организации и обеспечения взаимодействия между гражданскими и силовыми министерствами и ведомствами, выполняющими совместные задачи в интересах обеспечения военной безопасности нашего государства. В большинстве случаев взаимодействие воспринимается всегда как необходимое условие работы органов государственного и военного управления в интересах обеспечения военной безопасности и в других сферах совместной деятельности.
Опыт специальной военной операции показал, что для эффективного противодействия военным опасностям и военным угрозам военной безопасности России, совместного применения сил и средств, подчиненных органам государственного и военного управления особенно в период подготовки и ведения военных действий, должна заблаговременно реализоваться комплексная система мероприятий по обеспечению взаимодействия.
Надо отметить, что значимым условием организации взаимодействия между выполняющими совместные задачи органов государственного и военного управления является протекание процессов на единой нормативной правовой основе обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В свою очередь системообразующим фактором при организации военно-гражданского взаимодействия в условиях специальной военной операции является поэтапная подготовка высококвалифицированных кадров для гражданских и военных органов управления, участвующих в решении управленческих задач в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Именно подготовка кадров для замещения должностей в органах государственного и военного управления является неотъемлемым фактором высокой эффективности организации и поддержания военно-гражданского взаимодействия силовых министерств и ведомств в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации [4-7].
В ходе исследования авторами было выявлено условное противоречие: с одной стороны, имеются в наличии различного уровня нормативные правовые акты, упорядочивающие деятельность органов государственного и военного управления, но с другой отсутствие в министерствах и ведомствах в требуемом количестве (с учетом резерва) подготовленных кадров способных организовать и постоянно поддерживать военно-гражданское взаимодействие на ведомственных уровнях управления.
Под объектом исследования рассматривается военно-гражданское взаимодействие как системообразующий компонент всех его участников в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Предметом исследования избран механизм военно-гражданского взаимодействия на федеральном и региональном уровнях при выполнении задач интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Целью работы является исследование проблемных вопросов и противоречий между различными органами государственного и военного управления возникающих при обеспечении военно-гражданского взаимодействия в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации
Методология проведения исследования характеризуется изучением нормативных правовых актов в области обеспечения военной безопасности государства, других источников (монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия, диссертации и др.), а также ведомственных нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, регламентирующих подготовку и деятельность органов государственного и военного управления (специалистов по военно-гражданскому взаимодействию), учебные планы, рабочие программы, другие учебно-методические (методические) и ведомственные аналитические материалы. Кроме этого, особую роль играет анализ конференций, научных семинаров и семинаров научных школ. Совокупность систематизированных данных исследования, будет способствовать дальнейшему развитию теории и практики в рамках подготовки специалистов военно-гражданского взаимодействия с учетом опыта специальной военной операции и других военных конфликтов.
Для решения частных научных задач использовались общенаучные методы: системный, ситуационный, синтез, сравнение, опрос, мониторинг, обобщение опыта, а также исторический и логический подходы; методы военной науки: сравнительный анализ, изучение научной литературы, анализ статистических данных, интервьюирование экспертов; специальные методы военной науки: обобщение опыта подготовки и ведения войн и военных конфликтов, анализ опыта подготовки войск (сил), учений и военных игр
Результаты работы содержат научно обоснованное решение значимого для подготовки и работы органов государственного и военного управления противоречия, заключающегося в разработке и обосновании механизма военно-гражданского взаимодействия на федеральном и региональном уровнях при выполнении задач интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Повышение эффективности военно-гражданского взаимодействия достигается за счет комплексирования решений по организации и поддержанию военно-гражданскому взаимодействию между органами государственного и военного управления Особенностью разработанного механизма является осуществление его реализация на федеральном и региональном уровнях при выполнении задач интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Результаты исследования работы могут быть использованы в деятельности штабов обороны и оперативных штабов субъектов Российской Федерации, Национального центра управления обороной Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также в учебном процессе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и других образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации для подготовки специалистов по вопросам работы военно-гражданских администраций.
Новизна связана с разработкой механизма военно-гражданского взаимодействия на федеральном и региональном уровнях при выполнении задач интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Информационная база отражает современные научные представления об особенностях подготовки кадров (специалистов) в области военно-гражданского взаимодействия и открывают перспективы совершенствования направления военной педагогики, в основе которого лежит опыт практической организации рассматриваемых в исследовании задач.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение эффективности решения управленческих задач в сфере обеспечения военной безопасности Российской федерации, а именно: в согласованном и эффективном применении группировок войск (сил), а также входящих в их состав или действующих самостоятельно других войск, воинских формирований и органов, волонтерских движений, строительных компаний (организаций) и других гражданских организаций выполняющих задачи в зоне (приграничной зане) боевых действий.
Вопросы проведения совместных мероприятий силовых министерств и ведомств, в том числе и для предотвращения диверсионно-террористической деятельности на территории России, приобретают в современности особую актуальность.
Военная безопасность Российской Федерации, в исследовании, рассматривается в качестве состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения[1].
Новые условия и факторы, влияющие на обеспечение военной безопасности Российской Федерации, направленные на дестабилизацию военно-политической обстановки как в приграничных территориях специальной военной операции, так и в государстве в целом, создали объективные предпосылки для пересмотра подходов к оптимизации системы взаимодействия органов государственного и военного управления.
Ярким примером нарушения состояния защищенности граждан и объектов России являются действия диверсионно-террористических групп под руководством Службы безопасности Украины при проведении операции «Паутина» на территории Российской Федерации 1 июня 2025 года. Массированной атаке FPV-дронов в глубине государства подверглись военные объекты, расположенные на территориях Иркутской, Мурманской и Рязанской областей, а также Ивановской области и Хабаровского края. Кроме этого, 31 мая 2025 года совершенны террористические акты на транспортных коммуникациях в Брянской и Курской областях, которые повлекли жертвы среди гражданского населения.
Поскольку проявление диверсионно-террористической деятельности подрывают основы безопасности граждан, общества и государства, угрожают военной безопасности России необходимо постоянно совершенствовать систему взаимодействия органов государственного и военного управления.
При этом функциональная среда системы органов государственного и военного управления – это характерная для системы совокупность законов, концепций, стратегий, нормативных правовых актов, а также алгоритмов и параметров, которые определяют взаимодействие (информационный обмен, внешние и внутренние взаимоотношения, совместно решаемые задачи) между элементами системы управления.
В 2022 году на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введен режим - максимальный уровень реагирования, в рамках которого органы исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики[2].
В органах исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления выполняются совместные мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также осуществляются полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.
Кроме этого, на территориях Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя режим введен средний уровень реагирования, в рамках которого органы исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по проведению мобилизационных мероприятий в сфере экономики[3].
В органах исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, отдельных мероприятий по территориальной обороне, мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также полномочия по реализации мер для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и нужд населения.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2023 г. № 641, который фактически детализирует положения Указов №№ 756 и 757, в зависимости от вводимого режима, в субъектах Российской Федерации осуществляется развертывание штабов обороны (при максимальном уровне реагирования и при введении режима военного положения) или оперативных штабов (при среднем уровне реагирования, уровне повышенной готовности и уровне базовой готовности).
Данные нормативные правовые акты предоставляют полное юридическое право руководителю субъекта определять и реализовывать весь комплекс мер, принимаемых в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации в зависимости от обстановки в условиях мирного времени (отсутствия режима «военного положения»).
Межведомственные координирующие органы (штабы обороны) выполняют функции штаба территориальной обороны и оперативного штаба субъекта Российской Федерации. Руководителем штаба обороны субъекта Российской Федерации назначается высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.
В состав штаба обороны субъекта Российской Федерации включаются:
представители Министерства обороны Российской Федерации; руководители территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
руководители территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
руководители территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
руководители территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
представители органов публичной власти субъекта Российской Федерации и организаций.
Состав оперативного штаба утверждается Губернатором субъекта Российской Федерации, и как правило включает:
руководитель - Губернатор области;
старший оперативной группы Министерства обороны Российской Федерации в оперативном штабе области;
должностные лица аппарата Губернатора области;
руководители областных управлений федеральных органов;
главы городов и крупных районных центров области (руководители оперативных штабов районов);
руководители областных управлений министерств, агентств, ведомств и служб;
руководители областных управлений Прокуратуры и следственного комитета Российской Федерации, военных прокуратур и военно-следственного комитета;
руководители областных органов средств массовой информации; руководители областных общественных и религиозных организаций;
руководители крупных государственных и частных предприятий и компаний, ведущих деятельность в области;
командиры добровольческих формирований;
другие должностные лица по решению губернатора.
Основной формой работы оперативного штаба являются заседания, проводимые по решению руководителя для выработки комплекса мер, принимаемых в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Штабы обороны и оперативные штабы отвечают за взаимодействие и согласованность выполнения мероприятий в целях:
выполнения задач по охране общественного порядка;
обеспечения общественной безопасности;
защите государственной границы Российской Федерации;
борьбы с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств;
борьбы с незаконными вооруженными формированиями.
В оперативное подчинение штабов обороны и оперативных штабов субъектов Российской Федерации, на территориях которых введен средний уровень реагирования, передаются воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов внутренних дел Российской Федерации, а также силы и средства соответствующих субъектов Российской Федерации[4].
Все решения оперативного штаба принимаются коллегиально открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании Оперативного штаба.
Решения высших должностных лиц Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, принятые в рамках их компетенции в соответствии с настоящим Указом, являются обязательными для исполнения органами публичной власти в названных субъектах Российской Федерации, иными органами, в том числе коллегиальными, организациями, осуществляющими деятельность на территориях этих субъектов Российской Федерации, гражданами, зарегистрированными по месту жительства (месту пребывания) и (или) находящимися на территориях этих субъектов Российской Федерации[5].
Неисполнение или нарушение решения оперативного штаба, принятого в пределах его компетенции при реализации в субъекте РФ Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757, влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
Опыт работы совместных структур силовых министерств и ведомств может говорить о наличии одной из существенных проблем военно-гражданского взаимодействия при совместной работе органов государственного и военного управления. По мнению Зверева П.Г., такой проблемой могут быть противоречия в способах мышления, поведения и коммуникации военных и гражданских как представителей диаметрально противоположных социальных слоев [2].
В рамках исследования работы штабов обороны и оперативных штабов, можно отметить что эти противоречия могут быть обусловлены: наличием разных по функциональности нормативных правовых актов, различными формами профессиональной подготовки (форм образования), уровнем психологической и педагогической подготовки должностных лиц, а также социально-культурными стереотипами, системой отношений к социальным процессам, мнимыми представлениями о том, каким должно быть поведения должностных лиц различных структур.
Существующие противоречия и функциональные различия органов государственного и военного управления силовых министерств и ведомств могут значительно влиять на стороны взаимодействия при их совместной работе, а также негативно сказываться на возможности эффективного выполнения задач в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В настоящее время созрела необходимость создания единого механизма взаимодействия органов государственного и военного управления в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации, который будет охватывать подготовку должностных лиц на всех этапах, от обучения до предоставления возможности реализации себя, как личности в структуре силовых министерств и ведомств.
Особенностью современных военных конфликтов, является то, что силовые министерства и ведомства во взаимодействии, помимо своих основных функциональных задач, как правило привлекаются для решения специфических задач не боевой направленности. К ним могут относятся: поддержание позитивной информационной среды и общественного правопорядка, обеспечение продовольствием и водой, гуманитарная (волонтерская), психологическая и медицинская помощь, планирование и использование воздушного пространства и обеспечения безопасности полетов воздушных судов, обеспечение безопасности мореплавания, постконфликтное урегулирование, восстановление инфраструктуры жилья, промышленности, проведение социальной политики, мероприятия по снижению уровня криминогенной обстановки, поисково-спасательного обеспечения и др.
При этом в зависимости от условий, урбанизации, наличия населения спектр задач, выполняемых органами государственного и военного управления, постоянно расширяется.
Например, показательным было выполнение не боевых и не характерных задач силами и средствами Министерства обороны России в строительстве и восстановлении гражданской инфраструктуры [1].
В отечественном опыте инициатором организация военно-гражданского управления и взаимодействия силовых министерств и ведомств выступал начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков в ходе участия советских войск в вооруженном конфликте в Афганистане (1979-1989). В основной идее предлагалось преобразование существующего Главного командования Сухопутных войск в Главное командование резервов и территориальной обороны с подчинением последнему воинских частей гражданской обороны и военкоматов. Кроме этого, на контролируемых советскими и афганскими войсками территориях предполагалось создание гражданского корпуса включающего различных специалистов (управленцы-администраторы, специалисты социальных профилей, медицинские специалисты, специалисты-организаторы коммунального и сетевого хозяйства и другие) Структурно данный корпус включался в состав Министерства обороны СССР, с основной задачей - налаживание мирной жизни на занятых территориях. В тоже время данная идея не была поддержана [3].
В настоящее время режим «Военного положения» на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а на территориях Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя законодательно не обеспечен. В этих условиях при реализации положений Указов Президента Российской Федерации функции и задачи оперативные штабы в субъектах Российской Федерации решают в «специфических» условиях: «нет войны и нет мира». Реализация решений, принимаемых штабами обороны и оперативными штабами осуществляется привлечением к выполнению задач граждан, заключивших контракт на добровольной основе с Министерством обороны Российской Федерации на выполнение задач и имеющимися в субъекте силами, и средствами федеральных органов исполнительной власти.
В условиях введения режимов «Среднего уровня реагирования» и «Уровня повышенной готовности», где на территории субъектов режим «Военного положения» не введен, основным проблемным вопросом остается необходимость определения порядка применения оружия и ограничения прав и свобод граждан.
Заключение
Таким образом, работа органов государственного и военного управления в интересах военно-гражданского взаимодействия в условиях проведения.
специальной военной операции способствует успешному выполнению задач и является одной из важных составляющих, которая требует постоянного участия руководства государства, гибкого реагирования на возникающие противоречия с целью их скорейшего устранения.
В тоже время на основе проведенного анализа содержания и форм подготовки специалистов по военно-гражданскому взаимодействию подтверждено, что при всех положительных моментах, особенно, в нормативных правовых и организационно-технических областях, имеется «неустойчивость стыка двух или нескольких органов государственного и военного управления» и «надежда на самостоятельность органа управления в его зоне ответственности» продолжают негативно сказываться на эффективности военно-гражданского взаимодействия в смежных областях при участии нескольких структур при решении одной управленческой задачи.
В первую очередь данное утверждение связано с тем, что на присоединенных и приграничных территориях управление и взаимодействие идет фактически по двум ветвям власти - военной и гражданской. Между тем, нормативный правовой статус вновь сформированных военно-гражданских администраций, штабов обороны и оперативных штабов обусловливает необходимость постоянного совершенствования вопросов военно-гражданского взаимодействия в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Важным условием обеспечения военно-гражданского взаимодействия является наличие подготовки кадров (специалистов) по единым образовательным программам подготовки в разных министерствах и ведомствах с обоснование теоретического материала по опыту военных конфликтов. Для решения задач - обоснования содержания и качества необходимого образования можно использовать комплексирование имеющихся образовательных программ подготовки разных министерств и ведомств, а подготовку проводить в одном учебном заведении.
В свою очередь результаты исследования подтвердили, что подготовленные кадры (специалисты), участвующие в решении совместных управленческих задач в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации, являются основой обеспечения эффективного военно-гражданского взаимодействия в условиях специальной военной операции, других военных конфликтов.
Результаты исследования, полученные при подготовке данного материала, не являются исчерпывающими и представляют вклад в теорию подготовки органов государственного и военного управления, который может быть использован для проведения дальнейших исследований процесса обеспечения военно-гражданского взаимодействия в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации
[1] Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 г.
[2] Указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756» (Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru). Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, дата обращения 02.06.2025 г.).
[3] Там же.
[4] Указ Президента РФ от 25 августа 2023 г. № 641 «О дополнительных мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей». (Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru). Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, дата обращения 02.06.2025 г.).
[5] Указ Президента Российской Федерации от 13 января 2025 г. № 11 «О дополнительных мерах, осуществляемых в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. « 756 «О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей». (Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru). Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, дата обращения 02.06.2025 г.).
1. Voennye specialisty pristupili k vosstanovleniyu razrushennogo Mariupolya //Rossiyskaya gazeta [Elektronnyy resurs] [Russian newspaper [Electronic resource]]. - Rezhim dostupa URL: https://rg.ru/2022/06/23/strojka-po-ustavu.html? ysclid=llz510ic69467850888 (data obrascheniya: 02.06.2025).(in Russia)
2. Sbornik materialov nauchnogo seminara «Problem teorii i praktiki voennogo upravleniya» voenno-nauchnoy shkoly kafedry voennogo upravleniya № 14 [Tekst] [A collection of materials of the scientific seminar “Problems of the theory and practice of military management” of the military -scientific school of the Department of Military Directorate No. 14 [Text]]: - M.: VAGS of the Armed Forces of the Russian Federation, 2025.(in Russia)
3. Sbornik materialov nauchnogo seminara «Problem teorii i praktiki voennogo upravleniya» voenno-nauchnoy shkoly kafedry voennogo upravleniya № 15 [Tekst] [ A collection of materials of the scientific seminar “Problems of the theory and practice of military management” of the military -scientific school of the Department of Military Directorate No. 15 [Text]]: - VAGS of the Armed Forces of the Russian Federation, 2025. (in Russia)
4. Issledovanie problem mezhvedomstvennogo vzaimodeystviya s federal'nymi organami ispolnitel'noy vlasti pri sovmestnom reshenii zadach v interesah oborony // sbornik materialov voenno-nauchnoy konferencii [Tekst] [A study of the problems of interagency interaction with the federal executive bodies in the joint solving problems in the interests of defense // Collection of materials of the military science conference [Text]]: - M.: VAGS of the Armed Forces of the Russian Federation, 2024.(in Russia)
5. Skancev, A. A. Razvitie teoreticheskih polozheniy i razrabotka rekomendaciy po mezhvedomstvennomu vzaimodeystviyu federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti pri vypolnenii zadach v interesah obespecheniya voennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii: dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata politicheskih nauk po special'nosti: 6.1.1 "Strategiya. Voennye aspekty bezopasnosti gosudarstva. Voennaya politologiya". Otrasl' nauk-politicheskie [Tekst] [dissertation for the degree of candidate of political sciences in special: 6.1.1 "Strategy. Military aspects of state security. Military political science". The industry of science -political [Text]]: - M.: VAGSH Armed Forces of the Russian Federation, 2023. (in Russia)
6. Ponomarenko, A. M. Osnovy organizacii vzaimodeystviya organov voennogo upravleniya Vooruzhennyh Sil Rossiyskoy Federacii s organami upravleniya drugih voysk, voinskih formirovaniy i organov: lekciya dlya slushateley [Tekst] [lecture for listeners [Text]: - M.: VAGS of the Armed Forces of the Russian Federation, 2023. (in Russia)
7. Nikolaev, G. A. Edinoe informacionnoe prostranstvo voennoy organizacii gosudarstva i informacionnoe vzaimodeystvie v sisteme NCUO Rossiyskoy Federacii. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferencii na temu: «Aktual'nye problemy sistemy upravleniya voennoy organizacii gosudarstva s ispol'zovaniem tehnologiy iskusstvennogo intellekta» [Tekst] [A collection of materials of a scientific and practical conference on the topic: “Actual problems of the system of managing the military organization of the state using artificial intelligence technologies” [Text]]: - M.: VAGS of the Armed Forces of the Russian Federation, 2023. (in Russia)



