The basic concepts of the modern higher school of graphic drawing for a long time have been a central issue in the training of academic drawing. This article discusses two lines: Russian and Western European art pedagogy of the turn of XIX– XX century. A number of common features can be noted, which are peculiar for these artists. Proclaiming the nature as the basis of art — Ažbe, Hollósy and Chistyakov, sought to develop scientific, analytical method of the form image. They set the task to use in their methods and achievements of contemporary art the main directions of the XX century, as cubism, constructivism, etc. And although everyone solved this problem in its own way, their analytical focus on revealing the laws of art in nature was general.
basic concept, anthropometric сanon Leonardo, form — plane, constructivism, suprematism, profile sketch, internal axis.
Изображение фигуры человека является центральной доминантой обучения академическому рисунку начиная с эпохи Возрождения до наших дней. Рисунок, известный под названием «пропорциональный канон», может быть интерпретирован как образ ренессансного человека. Автопортрет тридцатилетнего Леонардо в полный рост — антропометрическая модель идеальной соразмерности частей фигуры относительно мироздания. Гуманистический антропоцентризм осознавал созданный мир исходя из пропорций человеческого тела. Человеческое тело, как таковое, стало для возрожденца самостоятельной эстетической данностью — моделью и «мерой всех вещей».
И сегодня человек является одной из центральных фигур в творчестве художников, скульпторов, писателей, артистов и архитекторов. Для человека и ради человека создавались и создаются материальные ценности, в том числе произведения искусства и архитектуры. Человек служил и служит мерилом пропорциональных соразмерностей объектов материальной среды. Им соразмеряют всю среду обитания. Исходя из пропорций человека, строят здания и сооружения, шьют одежду и обувь и т.п. Вряд ли какой-либо объект изображения представлял бы столь сложную, подвижную и выразительную форму, как человек. Бесконечное разнообразие его движений, необычайная гибкость и целесообразность конструкции человеческого тела пробуждают в нас творческие идеи, вызывает желание передавать его внешнюю красоту и внутреннее содержание.
Рисование и изучение человека развивает чувство красоты вкуса, утонченность. Совершенствуются интеллект и мастерство, постигаются законы природы, пропорции, понятия органичности и композиционной целостности, ряд других представлений и закономерностей.
В классах Российской академии художеств задачи рисунка усматривались в точной передаче внешнего вида форм фигуры человека, тем самым изучение формы, ее построения, конструкции становится ненужным, поскольку оно мешает точно воспроизводить «чистое» впечатление, получаемое от натуры.
1. Alekhin A.D. Izobrazitel´noe iskusstvo: Ucheb.-metod. posobie. M.: Prosveshchenie, 2011.
2. Barchai E. Anatomiya dlya khudozhnikov: Uchebnik. Budapesht: EKSMO-Press, 1997.
3. Chivardi D. Risunok: Ucheb.-metod. posobie. M.: EKSMO, 2003.