The technology of academic competition on descriptive geometry carrying at South-West State University is considered. The academic competitions are intended to identify the most capable students. Participation in academic competitions are encouraged by diplomas of all-Russia student´s academic competitions. These diplomas enable the students to receive an additional scholarship for their research activities within half a year, and also the prize in the South-Western State University. The descriptive geometry tasks related to academic competitions that had been carried in the South-Western State University in different years have been presented in this paper. The decisions have been given for the majority of tasks.
academic competition, descriptive geometry.
Настоящее время требует развития машиностроения и промышленного производства в нашей стране. Большое внимание уделяется подготовке выпускников технических, машиностроительных специальностей и направлений подготовки бакалавра — творчески мыслящих специалистов, обладающих необходимыми знаниями, умениями, навыками, способностью и готовностью выполнять определенную деятельность. Кроме того, важно, чтобы данные выпускники обладали способностью решать сложные инженерные задачи в области своей профессиональной деятельности, применяя для этого новые, нетрадиционные методы и подходы.
Для развития творческого, стереометрического мышления у студентов используется начертательная геометрия. В общем случае, начертательная геометрия рассматривает методы отображения пространственных объектов на плоскость и способы решения стереометрических задач на чертеже. Изучение данной дисциплины дает возможность развить пространственное мышление, интеллектуальные возможности студента. Этому способствуют разработка плана решения стереометрической задачи безотносительно к проекциям и чертежу, а также выполнение чертежа с использованием способов и алгоритмов начертательной геометрии.
С целью выработать у студентов мотивацию к решению традиционных задач начертательной геометрии, необходимых для освоения данного курса, более сложных задач, изучению дополнительных разделов начертательной геометрии, а также чтобы выявить талантливых, мыслящих студентов, проводятся олимпиады. Совершенствуется учебный процесс данной дисциплины и повышается качество подготовки специалистов. Студенты, занявшие призовые места в вузовской олимпиаде, в дальнейшем могут принять участие во Всероссийской студенческой олимпиаде по начертательной геометрии.
Участие в олимпиадах поощряется: дипломы Всероссийской студенческой олимпиады дают возможность студентам получать дополнительную стипендию за научную деятельность в течение полугодия, а также премию. В ЮЗГУ, при использовании балльно-рейтинговой системы контроля качества образования, за участие в международных, республиканских, вузовских и кафедральных олимпиадах по соответствующей дисциплине даются дополнительные баллы, кроме того, баллы добавляются за призовые места. Оценка по дисциплине с экзаменом, а также оценка «зачтено», «не зачтено» по дисциплине без экзамена выставляется в соответствии с количеством баллов, набранных студентом в течение семестра, и дополнительных баллов. Количество баллов, набранных студентом по отдельной дисциплине, учитывается при определении общего рейтинга студента.
1. Al´shakova E.L. Model´ uchebnogo protsessa podgotovki studenta s primenenie CAD-tekhnologiy. Sb. trudov Mezhdunar. nauch.-metod. konf. po inzhenernoy geometrii i komp´yuternoy grafike. M.: MITKhT, 2010. S. 49-52.
2. Al´shakova E.L. Primenenie informatsionnykh tekhnologiy v uchebnom protsesse na kafedre nachertatel´noy geometrii i inzhenernoy grafiki. Geometriya i grafika: Sb. nauch. trudov. Vyp. 1. M.: MITKhT, 2011. S. 61-68.
3. Peklich V.A., Zhirnykh B.G., Markov V.M. Zadachi moskovskikh i rossiyskikh olimpiad po nachertatel´noy geometrii: Ucheb. izdanie. M.: Izd-vo Assotsiatsii stroitel´nykh vuzov, 2004.
4. Peklich V.A., Palenko S.N. Zadachi po nachertatel´noy geometrii: Ucheb. posobie dlya vtuzov. M.: Vyssh. shkola, 1999.