from 01.01.1994 until now
Novomoskovsk, Tula, Russian Federation
The article deals with the views of the French utopians - Henri Saint-Simon and Charles Fourier - on patterns of economic development. Description of their sketches of the future economic system is given. The main provisions of their positions, as well as the similarities and differences of theories are identified.
History of Economic Thought, Saint-Simon, Fourier, Utopians, economic development, the future of the economy.
Среди множества утопистов особое место в истории экономических учений [1, 2] занимают французские утописты Анри Клод де Рувруа Сен-Симон и Шарль Фурье.
Анри Сен-Симон – выходец из знатного аристократического рода – пожертвовал блестящей военной и придворной карьерой ради полной лишений литературной и научной деятельности. Имея характер восторженный и увлекающийся, он считал себя рыцарем, освобождающим беднейшую часть человечества от страданий.
К началу своей литературной деятельности Сен-Симон был совершенно лишен всяких средств к существованию и переживал нужду и голод. Одно время он даже находился на иждивении своего слуги. Но всегда был верен своей идее – построение общества будущего, в котором обеспечивается более полное развитие способностей всех людей.
Шарль Фурье был родом из семьи состоятельного торговца, всю жизнь занимался торговлей, а также был конторским служащим. Умер он в глубокой нищете.
Утописты пытались выводить общество будущего из требований человеческой натуры, человеческих идеалов, разума и справедливости. Они полагали, что установить новый общественный порядок можно путем пропаганды их идеалов, путем убеждения людей, и в первую очередь правителей.
Все это перекликается с современным подходом в управлении – поведенческим.
Цель поведенческого подхода – оказание помощи работнику в осознании собственных возможностей. Основой этого подхода является повышение эффективности труда за счет повышения роли человеческих ресурсов. В постиндустриальном обществе на первый план также выходит развитие интеллекта и творческих способностей.
Наиболее интересными являются взгляды Сен-Симона на общественное развитие. Среди всех наук особое место Сен-Симон отводит науке о человеке и человеческом обществе. Он возмущается тем, что ученые забыли о человеке, не пишут историю человеческого общества.
Сен-Симон ставит своей задачей написать научную историю, открыть закономерности общественного развития. Идея закономерности общественного развития служит основой всей системы Сен-Симона. Из идеи закономерности общественного развития Сен-Симон делает вывод о возможности научного предсказания, предвидения будущего.
Изучением общественного развития занимался и Фурье. Однако при объяснении причин изменений в общественном развитии Сен-Симон обращался не только к прогрессу разума, науки, но и к экономическому фактору, т.е. история человеческого общества представляет собой смену различных общественных форм, покоящихся на собственности. Истинным основанием социального здания, говорил Сен-Симон, является владение и порядок пользования собственностью.
Фурье же в основном объяснял историю развития общества развитием знаний и «человеческих страстей». Весь мир, утверждал Фурье, предназначен для человека, и при правильной общественной организации этот мир должен обеспечить счастье человеку. Для того чтобы узнать, какое общество может обеспечить человеку наибольшее счастье, надо изучить природу самого человека.
Сен-Симон считал, что движение человеческого общества совершается непрерывно в сторону к лучшему общественному строю, что, таким образом, каждая новая общественная форма представляет собой шаг вперед по сравнению с предыдущей формой. Он говорил, что общество, подобно человеческому организму, совершенствуется, достигая, наконец, зрелости. По аналогии с развитием организма человека Сен-Симон дает схему развития человеческого общества и показывает, что это развитие идет по пути «усовершенствования моральных и физических сил человека» [3]. В первом, раннем периоде человеческого общества – периоде «детства» – главные усилия людей были направлены на добывание пищи. Затем, когда у людей развился вкус к искусствам и ремеслу, наступает рабство. Причем рабство Сен-Симон считает «благодетельным», так как оно благоприятствовало успехам просвещения. Оно «доставляло господствующему классу возможность заниматься развитием своих умственных способностей, чего он не мог бы сделать без установления рабства, так как его время и силы были бы заняты трудами, необходимыми для удовлетворения первых потребностей» [3].
Феодализм он характеризовал военным деспотизмом и господством духовенства. Поэтому промышленность была в подчиненном положении. Но она постепенно возвышалась, и наконец, появился класс промышленников и буржуазии, по его мнению, – паразитический класс. Сен-Симон мечтал создать партию промышленников, которая в союзе с королевской властью должна установить строй, отвечающий интересам трудящегося большинства.
Будущее общество Сен-Симон называл «промышленной системой», или индустриализмом. Причем власть должна перейти от буржуазии (паразитического класса) к «промышленникам», к которым он относил и предпринимателей, и рабочих: «Промышленный класс есть основной класс, питающий все общество, класс, без которого не может существовать никакой другой, поэтому он имеет право заявить ученым, а тем более всем другим непромышленным элементам: мы согласны давать вам пищу, жилище и одежду и, вообще, удовлетворять ваши физические потребности только на таких-то условиях» [3].
В отличие от Сен-Симона, Фурье в основу своего взгляда на общество разработал идею развития, или эволюционизма. Фурье утверждал, что человечеству суждено прожить на земле 80 тыс. лет, в четырех фазах, подразделяющихся на 34 периода. При этом из 80 тыс. лет человеческой жизни 70 тыс. падают на века будущего строя – «гармонизма». Фурье писал: «Я вам поведаю истину величайшего значения: дело в том, что века счастья будут продолжаться в семь раз дольше веков несчастья, в коих мы живем уже несколько тысячелетий» [4, с. 62].
Далее видно, что все периоды общественного развития Фурье характеризует, прежде всего, развитием промышленности. Причем во всех периодах до периода, именуемого ассоциацией, промышленность характеризуется как отталкивающая, а в период идеального общества, или «ассоциации», «гармонизма», промышленность уже общественная, притягательная.
Гармонизм, по его мысли, – это безграничный филантропизм, всеобщее доброжелательство; это такой строй, при котором весь род человеческий будет свободным, богатым и справедливым. В основе этого строя лежит ассоциация – производственный коллектив, где все склонности, способности и страсти человека найдут полное свое развитие. Каждая ассоциация, в свою очередь, состоит из нескольких первичных хозяйственных ячеек, называемых фалангами. Фаланга состоит из 1500–1600 человек обоих полов, различного возраста, характеров, знаний и т.д. Такая фаланга должна располагать площадью в одну квадратную милю хорошей местности. Фаланга делится на серии и группы в соответствии с влечением отдельных лиц к тому или иному виду трудовой деятельности. Например, лица, испытывающие влечение к культивированию гиацинтов или картофеля, составят особую серию, распадаясь внутри на группы, соответствующие количеству сортов гиацинтов или картофеля. В группы можно было свободно входить и выходить, стремясь себя всесторонне развить.
В этом мы можем видеть уже рациональное зерно – узкая специализация труда в соответствии с наклонностями человека, то, что сейчас, в XXI веке, используется в тестировании при приеме на работу.
Правда, желая привлечь внимание людей к своему плану преобразования общества, Фурье изображал много чудес в своей будущей ассоциации. Он, в частности, говорил о том, что непрерывное совершенствование природы приведет к тому, что температура планеты значительно смягчится и морское побережье Сибири, необитаемое ныне, будет иметь мягкую температуру Прованса и Неаполя. Ледовитый океан будет доступным для плавания. Вокруг Варшавы будут расти апельсиновые рощи, подобные тем, которые сейчас имеются у Лиссабона. Хищные животные будут послушно выполнять волю человека и с громадной скоростью перевозить пассажиров с одного материка на другой. Чудеса произойдут не только в природе, но и в обществе. Люди будут производить колоссальные работы – будет завоевана пустыня Сахара и превращена в цветущий сад, пророют Панамский и Суэцкий каналы. В целом, его фантазии оказались не так уж смехотворны.
Итак, утописты в своих взглядах на социально – экономическое развитие приводили идею закономерности в развитии общества и неизбежности перехода общества от одной ступени к другой. И Сен-Симон, и Фурье в своих экономических системах будущего сохраняли частную собственность. Главным «героем» в своих социально – экономических построениях будущего они видели человека и возможность применения им своих способностей на благо всего человечества.
Утописты внесли ценный вклад в экономическую науку и в своих взглядах на общественное развитие стояли на идеалистических позициях.
1. Voznesenskaya V.A. Ekonomicheskie vozzreniya velikikh sotsialistov-utopistov zapada [Tekst] / V.A. Voznesenskaya. - M.: Izd-vo sotsial´no-ekonomicheskoy literatury, 1958.
2. Istoriya ekonomicheskikh ucheniy [Tekst]: ucheb. posobie; pod red. V.S. Avtonomova i dr. - M.: INFRA-M, 2007.
3. Sen-Simon Anri de. Izbrannye sochineniya [Tekst]: per. s fr. / Anri de Sen-Simon. - M.: Gosizdat, 1923. - S. 156.
4. Fur´e Sharl´. Teoriya chetyrekh dvizheniy i vseobshchikh sudeb [Tekst]: per. s fr. / Sharl´ Fur´e. - M.: Gos. sots-ekonom. izd-vo, 1938.