from 01.01.2015 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
This article summarizes the main results of the research are presented in the monograph "Labor Markets and educational services in Russia: Realities and Prospects". The monograph is devoted to the analysis of the state and trends of the labor market and the Russian market of educational services.
labor market, the market of educational services.
В 2016 г. в научно-издательском центре «ИНФРА-М» выходит в свет монография «Рынки труда и образовательных услуг России: реалии и перспективы» [1], подготовленная коллективом авторов Пензенского государственного университета архитектуры и строительства совместно с Институтом проблем управления РАН.
В монографии представлены результаты исследований проблем, связанных с трансформацией региональных рынков труда вследствие активизации социально-экономических процессов как в российском, так и международном масштабе.
Исследовательские материалы монографии представляют собой всесторонний анализ современного состояния регионального рынка труда, содержат прогнозы его дальнейшего развития с точки зрения проводимых мероприятий в сфере усовершенствования государственной политики в области занятости.
Первый раздел «Общие проблемы рынка труда России» содержит теоретический и аналитический материалы по проблемам устойчивости функционирования рынка труда как социально-экономической системы, рассматривает факторы, обеспечивающие его устойчивость; анализирует процессы реформирования институционально-правовых основ в сфере трудовых отношений; выявляет тенденции внутренней миграции населения Российской Федерации.
Во втором разделе «Трудовой потенциал организации и регулирование оплаты труда» рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием особенностей трудового потенциала как стратегического ресурса формирования инновационной экономики; раскрыта сущность инновационного трудового потенциала и представлены результаты его оценки в Пензенском регионе; проанализированы проблемы информационной асимметрии на рынках труда, влияющие на процессы трудоустройства и занятости в регионах; рассмотрены проблемы формирования конкурентной системы оплаты труда в условиях регионально ориентированной экономики; выявлены новые возможности использования неформальной занятости и др.
В третьем разделе монографии «Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг» выявлены принципы взаимосвязи регионального рынка труда и рынка образовательных услуг; обозначен круг проблем, связанных с проблемами занятости молодежи; рассмотрены принципы управления взаимодействием высшего учебного заведения с внешней средой как важной основой формирования его репутации, определена роль управленческого персонала высших учебных заведений в обеспечении качественного образования и трудоустройства выпускников, обоснованы факторы формирования и развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, предложены пути развития студенческого бизнеса и др.
В результате проведенных исследований авторами получены и отражены в монографии следующие научные результаты.
- Уточнено понятие «региональный рынок труда» и выявлены особенности функционирования рынка труда Пензенского региона в условиях рыночной экономики как открытой системы, чутко реагирующей как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру.
- Обосновано, что в современной ситуации, характеризующейся сокращением темпов развития мировой экономики в целом и российской экономики в частности, возникает необходимость государственного воздействия на рынок труда посредством следующих механизмов: развитие институтов социального партнерства, активизация деятельности институтов занятости, активизация института трудовой мобильности и осуществление консультативной поддержки субъектам рынка услуг.
- Обосновано, что внутренняя миграция населения обусловлена различными причинами и различиями в экономическом развитии регионов. При этом население будет выбирать более развитые регионы, уезжая из депрессивных регионов, что в итоге приведет к перенаселению и проблемам в одних регионах и к снижению численности населения и дальнейшему упадку – в других. Создание условий не только для труда, но и для нормального проживания населения на территории определенного региона позволяет снизить уровень возможной миграции населения и дает предпосылки для развития региона.
- Отмечено, что инновационный трудовой потенциал представляет собой новую экономическую категорию. Процесс формирования инновационного трудового потенциала индивида, организации или предприятия, региона является неотъемлемой частью трудового потенциала страны. В современных быстро меняющихся условиях вызванных процессами глобализации, интеграции, социально-экономических преобразований, возникает острая необходимость формирования системы управления формированием и реализацией инновационного трудового потенциала. Обеспечение инновационной деятельности и инновационного производства значительно зависит от эффективной системы управления как на региональном уровне, так и на уровне отдельного предприятия.
- Показано, что в XXI веке рынок человеческих ресурсов в России становится более гибким, тяготеющим к менее жестким формам, распространение получают такие виды занятости, общей чертой которых является снижение зависимости работника от работодателя. Обоснована экономическая и социальная роль неформальной занятости, рассмотрена ее структура. Установлено, что все виды неформальной занятости имеют общую черту – нестабильность в системе социального обеспечения, правовой защиты, доступа к рынку капитала.
- Обоснована важная и значимая роль выпускающих кафедр высших учебных заведений в процессах трудоустройства выпускников. Отмечено повышение значимости контактов кафедр с потенциальными организациями-работодателями – 42,8% (в 2003 г. таких кафедр было только 32,3%); 51,8% указали, что их кафедра способствует трудоустройству выпускников только в том случае, когда есть заявки от организаций. Для выпускающей кафедры вуза предложены мероприятия по повышению качества практико-ориентированного образования и эффективности трудоустройства выпускников.
- Уточено, что возросшая роль высшего профессионального образования влияет на ускорение процесса интеграции бизнес-сообществ и образовательных учреждений, которые нуждаются в более эффективных механизмах и инструментах взаимодействия, что будет способствовать не только совершенствованию учебного процесса, но и позволит учитывать индивидуальные производственные и региональные потребности в высококвалифицированных специалистах.
- Выявлены современные тенденции развития российского общества в целом и экономической сферы в частности, связанные с развитием предпринимательства и требующие развития соответствующих качеств и компетенций у молодежи. В этих условиях необходимо, чтобы образовательная политика государства способствовала достижению качественного образования, соответствовала актуальным и перспективным запросам личности, общества и экономики страны.
Монография, ставшая обобщением предыдущих многочисленных работ коллектива авторов [2–40], будет полезна студентам экономических специальностей при подготовке к семинарским занятиям, аспирантам, преподавателям, а также широкому кругу читателей, интересующихся исследованиями рынка труда и рынка образовательных услуг.
1. Rynki truda i obrazovatel´nykh uslug Rossii: realii i perspektivy [Tekst]: monografiya; pod obshch. red. R.M. Nizhegorodtseva, G.A. Reznik, S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2016.
2. Petukhov N.A. Regressionnoe modelirovanie svyazi mezhdu urovnem zanyatosti i ob´´emom VRP na dushu naseleniya dlya regionov Rossiyskoy Federatsii [Tekst] / N.A. Petukhov, R.M. Nizhegorodtsev, N.P. Gorid´ko. Modernizatsiya ekonomiki i upravleniya: I Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, 27 marta 2013 g.: Sb. nauch. trudov; pod obshch. red. V.I. Berezhnogo. - Chast´ I. - Stavropol´: Stavrolit, 2013. - S. 19-21.
3. Nizhegorodtsev R.M. Trudovaya migratsiya kak instrument povysheniya kachestva chelovecheskogo kapitala [Tekst] / R.M. Nizhegorodtsev. Izvestiya Ural´skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. - 2014. - № 3. - S. 6-10.
4. Reznik G.A. Sotsial´no-ekonomicheskiy potentsial regiona: sushchnost´ i metodologicheskie podkhody k issledovaniyu / G.A. Reznik, N.A. Korobkova. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2013. - № 7 (36). - S. 153-156.
5. Reznik G.A. Otsenka imidzha vuza sub´´ektami rynka obrazovatel´nykh uslug [Tekst] / G.A. Reznik, Yu.S. Ponomarenko, A.S. Kolesnikova. Russian Journal of Management. - 2015. - T. 3. - №. 2. - C. 173-182. - DOI:https://doi.org/10.12737/11869
6. Reznik G.A. Innovatsionnyy trudovoy potentsial - strategicheskiy resurs razvitiya innovatsionnoy ekonomiki [Tekst] / G.A. Reznik, D.R. Amirova. Ekonomika i predprinimatel´stvo. - 2014. - № 6 (47). - S. 306-309.
7. Reznik G.A. Innovatsionnaya sreda v regione kak osnova formirovaniya predprinimatel´skikh initsiativ studentov [Tekst] / G.A. Reznik. Russian Journal of Management. - 2015. - T. 3. - № 3. - C. 220-227. - DOI:https://doi.org/10.12737/12074
8. Reznik G.A. Rynok truda kak faktor ustoychivogo razvitiya regiona [Tekst]: monografiya / Reznik G.A. [i dr.]; pod red. G.A. Reznik. - Penza: PGUAS, 2004.
9. Sukhanova T.V. Denezhnye dokhody naseleniya kak pokazatel´ ustoychivosti natsional´noy ekonomicheskoy sistemy [Tekst] / T.V. Sukhanova. Sbornik statey XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy sotsial´no-ekonomicheskoy ustoychivosti regiona». - Penza: RIO PGSKhA, 2014. - S. 82-86.
10. Sukhanova T.V. Differentsiatsiya zarabotnoy platy kak osnovnogo elementa denezhnykh dokhodov: faktory, masshtaby i posledstviya [Tekst] / T.V. Sukhanova. Sbornik statey XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Opyt i problemy sotsial´no-ekonomicheskikh preobrazovaniy v usloviyakh transformatsii obshchestva: region, gorod, predpriyatie». - Penza: RIO PGSKhA, 2014. - S. 89-92.
11. Reznik S.D. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya: komponenty i model´ reputatsii sovremennogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). - 2011. - № 3.
12. Reznik S.D. Reputatsiya kak klyuchevoy faktor obespecheniya konkurentosposobnosti rossiyskogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2014. - № 2. - S. 81.
13. Reznik S.D. Sistema i mekhanizmy upravleniya reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2010. - № 2. - S. 51-57.
14. Reznik S.D. Upravlenie reputatsiey vysshego uchebnogo zavedeniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, T.A. Yudina. - M.: INFRA-M, 2014.
15. Yudina T.A. Reputatsiya vysshego uchebnogo zavedeniya i ee potrebiteli [Tekst] / T.A. Yudina. Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2014. - № 1. - S. 107-114.
16. Reznik S.D. O povyshenii reputatsionnoy otvetstvennosti universiteta [Tekst] / S.D. Reznik, T.A. Yudina. Russian Journal of Management. - 2015. - T. 3. - № 5. - C. 527-534.
17. Reznik S.D. Zaveduyushchiy kafedroy vuza: cherty kollektivnogo portreta [Tekst] / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina. Sotsiologicheskie issledovaniya. - 2003. - № 6. - S. 106.
18. Reznik S.D. Formirovanie, obuchenie i razvitie upravlencheskogo personala vysshego uchebnogo zavedeniya v usloviyakh rynochnoy ekonomiki [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, S.M. Vasin, O.A. Sazykina; pod red. S.D. Reznika. - Penza: PGASA, 2003.
19. Reznik S.D. Novye prioritety deyatel´nosti i modelirovanie kachestv rukovodyashchikh kadrov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2008. - № 6. - S. 57-61.
20. Reznik S.D. Upravlencheskoe rezervirovanie i ego rol´ v povyshenii professionalizma universitetskogo menedzhmenta [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2013. - № 3. - S. 46-52.
21. Reznik S.D. Upravlencheskiy potentsial vysshikh uchebnykh zavedeniy Rossii: otsenka, opyt, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, O.A. Sazykina, G.B. Fomin. - M.: INFRA-M, 2014.
22. Reznik S.D. Rektory Rossii: sistema i mekhanizmy professional´nogo stanovleniya [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, G.B. Fomin, O.A. Sazykina; pod red. S.D.Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
23. Reznik S.D. Dekany Rossii: sotsiologicheskiy portret, tekhnologii i organizatsiya deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik [i dr.]; pod redaktsiey S.D.Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
24. Reznik S.D. Modelirovanie kompetentsiy zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - 2015. - T. 3. - № 2. - C. 140-149. - DOI:https://doi.org/10.12737/11864
25. Reznik S.D. Upravlenie funktsional´nymi protsessami na vuzovskoy kafedre: rezul´taty sotsiologicheskogo monitoringa zaveduyushchikh kafedrami rossiyskikh vuzov [Tekst] / S.D. Reznik, O.A. Sazykina. Russian Journal of Management. - 2015. - T. 3. - № 4. - C. 407-418. - DOI:https://doi.org/10.12737/13108
26. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ i konkurentosposobnost´ vypusknika vuza: opyt, perspektivy nauchnogo poiska [Tekst] / S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya, A.A. Sochilova. Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2013. - № 3 (47). - S. 399-402.
27. Reznik S.D. Konkurentoorientirovannost´ i konkurentosposobnost´ studencheskoy molodezhi Rossii: opyt, problemy, perspektivy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, E.S. Konovalova, A.A. Sochilova; pod red.S.D. Reznika. - M.: INFRA-M, 2013.
28. Kuchigina S.K. Gendernye aspekty sovremennogo rynka truda [Tekst]: monografiya / S.K. Kuchigina. - Penza, 2013.
29. Reznik S.D. Kak ispolnitel´naya vlast´ sodeystvuet trudoustroystvu molodezhi [Tekst] / S.D. Reznik, A.E. Chernitsov. Kadrovik. - 2007. - № 10.
30. Chernitsov A.E. Penzenskaya oblast´: gotovy li studenty k predprinimatel´skoy deyatel´nosti? [Tekst] / A.E. Chernitsov. Chelovek i trud. - 2012. - № 12. - S. 36-38.
31. Reznik S.D. Tekhnologii intensivnogo formirovaniya ekonomicheskoy samostoyatel´nosti i predprinimatel´skikh kompetentsiy studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Tekst]: monografiya / S.D. Reznik, A.E. Chernitsov. - M.: INFRA-M, 2015.
32. Reznik S.D. Mekhanizmy upravleniya organizatsionnoy kul´turoy v studencheskoy srede [Tekst] / S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - 2010. - № 1. - S. 58-63
33. Reznik S.D. Organizatsionnaya kul´tura studenchestva: sistema i mekhanizmy upravleniya [Tekst] / S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya. Problemy teorii i praktiki upravleniya. - 2010. - № 9. - S. 35-42.
34. Reznik S.D. Upravlenie lichnostnoy kul´turoy studenchestva - vazhnyy faktor povysheniya sotsiokul´turnogo urovnya obshchestva [Tekst] / S.D. Reznik, M.V. Chernikovskaya. Russian Journal of Management. - 2014. - T. 2. - № 2. - S. 91-97.
35. Makarova S.N. Gendernye osobennosti professional´noy podgotovki studentov k trudovoy deyatel´nosti [Tekst] / S.N. Makarova. Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. - 2011. - № 2. - S. 69-78.
36. Makarova S.N. Professional´naya podgotovka zhenskoy chasti studenchestva k aktivnomu prodvizheniyu v biznese i strukturakh upravlencheskoy deyatel´nosti [Tekst]: monografiya / S.N. Makarova. - Penza: PGUAS, 2012.
37. Makarova S.N. Formirovanie i razvitie liderskikh kachestv studentok-menedzherov dlya ikh aktivnogo prodvizheniya v biznese i strukturakh upravlencheskoy deyatel´nosti: taktika povedeniya studentok v period obucheniya v vuze [Tekst] / S.N. Makarova. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.G. Belinskogo. - 2012. - № 28. - S. 415-421.
38. Reznik S.D. Menedzhment: tekhnologii professional´nogo prodvizheniya zhenshchin v menedzhmente i biznese [Tekst]: uchebnoe posobie / S.D. Reznik, S.N. Makarova. - M.: INFRA-M, 2014.
39. Reznik S.D. Professional´naya i sotsial´naya podgotovka molodezhi k real´noy zhizni: opyt regional´nogo vuza [Tekst] / S.D. Reznik, S.N. Makarova. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii. - 2014. - № 3 (66). - S. 147-160.
40. Reznik S.D. Professional´naya podgotovka molodezhi: smogut li studentki stat´ menedzherami? [Tekst] / S.D. Reznik, S.N. Makarova. Narodonaselenie. - 2003. - № 1 (19). - S. 60-73.