The authors have revealed the interrelation of business education, institute of business, and entrepreneurship in modern Russia. The authors’ analysis of motivation for business schools’ prospective students has allowed reveal this motivation’s components, factors, stipulating the motivation, and the desire of business schools’ students to start the entrepreneurship. On the basis of theoretical and practical study the authors have justified practical recommendations aimed at enhancing of the business schools’ attractiveness for potential consumers.
business education, business school, institute of entrepreneurship.
Институт образования в России на рубеже XX–XXI вв. сделал огромный качественный рывок: появились новые виды образования, передовые методики обучения, в том числе интерактивные технологии, система ARL (Action – Reflection – Learning) и др. Относительно новое для России бизнес-образование пользуется большой популярностью как у недавних выпускников школ, так и у состоявшихся специалистов и успешных управленцев. Это обусловило рост числа бизнес-школ как самостоятельных, как правило, негосударственных, учебных заведений, так и в качестве факультетов государственных и негосударственных университетов. Отличительной особенностью бизнес-школ международного уровня является наличие международной аккредитации и широкого спектра международных связей, что, безусловно, является важным конкурентным преимуществом. Для дальнейшего развития бизнес-образования в России и формирования эффективной конкурентной политики самих бизнес-школ важно исследовать мотивацию абитуриентов и ее взаимосвязь с будущей предпринимательской деятельностью, институтом предпринимательства в целом.
На современном этапе развития российской экономики одной из актуальных задач является развитие предпринимательства и предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, тесно связано как с экономическими, так и институциональными условиями. Предпринимательство, на наш взгляд, следует рассматривать в двух аспектах: как деятельность хозяйствующего субъекта (предпринимателя), связанную с организацией собственного бизнеса и созданием товаров, работ, услуг; как особый социально-экономический институт. Во втором случае предпринимательство включает: образ жизни и мышления, ценности, нормы экономического и социального поведения, а также механизмы (формальные и неформальные) их трансляции. Ключевой характеристикой предпринимателя является новаторский тип мышления, поскольку предприниматель всегда создает новые комбинации использования ресурсов и технологий, предвидит новые потребности людей, новые тенденции рынка и технологий. Предпринимательская деятельность и институт предпринимательства тесно связаны между собой, и эта взаимосвязь носит характер кумулятивной обратной связи.
1. Markova M.V., Sazanova S.L. Social entrepreneurship: the goals and values. Economy and management in engineering. Moscow, 2014, V. 4 (34), pp. 61-63. (in Russian)
2. Minesyan E.K., Danchenok L.A., Markova M.V. Problems ranking business schools in the conditions of the international integration of education. Moscow, MESI Publ., 2011. (in Russian)
3. Markova M.V., Sazanova S.L. The role of business education in the development of the institute of business and entrepreneurship in Russia Institutional Economics: Development, Teaching, Applications: Proceedings of the fourth International Conference. Moscow, State University of Management Publ., 2015, pp. 206-212. (in Russian)
4. Muravyova E.V. Regional clusters: the integration of the university with businesses. Russian Entrepreneurship. Moscow, 2010. V. 12-1, pp. 137-142. (in Russian)
5. Sazanova S.L. Business education: a regional perspective. Regional innovative economy: the nature, the elements, problems of formation: Proceedings of the 4th Russian scientificpractical conference. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University Publ., 2013. (in Russian)
6. Materials Research Centre portal Superjob. Available at: http://www.superjob.ru/research/articles/111826; http://www.superjob.ru/research/articles/111845 (accessed 08 October 2015). (in Russian)