from 01.01.2015 until now
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article provides an overview of the historical literature of XVIII - early XX on the Old Believer entrepreneurship. It is concluded that the pre-revolutionary social and economic thought of the Old Believers managed to formulate the problem as a definite direction of philosophical and socio-political thought and highlight it in the socio-economic sphere. However, scientists have not been able to go out or for the official theological-ideological framework (the representatives of the official church, professors and officials of the Ministry of Interior), or conduct a systematic multidimensional analysis of conservatives to participate in socio-economic processes in the Russian reality.
Old Believers, Russian business history, historiography XVIII - early XX century
Старообрядческое предпринимательство начинает свою историю с конца XVII века, когда поселенцы Выговской старообрядческой пустыни в Олонецкой губернии, находившиеся в тяжелых условиях жизни Русского Севера, оторванные от государственных экономиче¬ских связей, в поисках путей «выживания» организуют широкомас¬штабную торговлю хлебом между южными областями и столицей. Они открывают склады товаров в Петербурге и больших городах, строят китобойные суда, отправляют корабли охотиться на север и на восток от Новой Земли [10, 43, с. 50 ] и т.п.
Можно выделить определенные этапы развития старообрядче¬ского предпринимательства.
Первый этап — этап зарождения и становления. Он связан с эпо¬хой Петра I и постпетровской. Старообрядческое предприниматель¬ство только заявляет о себе, но уже вырисовываются совершенно очевидные его характерные черты: коллективная организация дела, направленность на новые отрасли производства, этические и кон-фессиональные основания предпринимательской деятельности, при этом — оппозиционность государству и официальной церкви.
Второй период — эпоха реформ Екатерины II и период до сере¬дины XIX столетия, когда расширяется географический ареал это¬го предпринимательства, когда староверы начинают преобладать в среде крупнейших дореволюционных миллионеров — купцов и промышленников.
Третий период развития старообрядческого предприниматель¬ства совпадает с эпохой реформ 60-х годов XIX столетия и поре¬форменной, когда староверами осваиваются новые производствен¬ные процессы, формируются определенная этика хозяйствования, этика предпринимательской деятельности, этика накопления, этика труда, когда старообрядчество постепенно включается в социально-экономическую жизнь страны (не всегда это происходит официаль¬ными путями), приобретает определенное экономическое влияние.
И наконец, четвертый период, совпадающий с так называемым золотым веком капитализма в России в начале XX века, когда ста¬рообрядческое предпринимательство развивает в том числе и на¬укоемкие процессы, прогнозирует перспективы экономического развития России как геополитически (освоение Сибири и Дальне¬го Востока), так и внутри страны (путем развития сельского хо¬зяйства и кооперации), когда староверы-предприниматели вклю¬чаются и в социально-политическую жизнь России (Гучковы, Рябушинские и др.). На этом этапе старообрядческое предприни¬мательство предлагает особую концепцию построения русского капитализма, основанного на корпоративном духе, вбирающем в себя синтез домостроительства, общинности, традиционных капиталистических элементов и этических норм и ценностей православия и домостроя.
Однако на всех этих этапах своего развития старообрядческое предпринимательство не изучалось адекватно своему включению в экономическую жизнь страны.
Так, на первом и втором этапах — в XVIII и первой половине XIX столетия — социально-экономический аспект старообрядче¬ства вообще не выделялся. Раскольники, анализ их религиозной идеологии и мировоззрения были исключительно государствен-ным делом. Только с развитием промышленности и предпринима¬тельства в России в пореформенное время, со второй половины XIX века, когда трудами староверов получили развитие многие отрасли производства — хлопчатобумажное, кустарное и другие, участие старообрядчества начинает анализироваться исследователями, так как становится очевидной старообрядческая успешность в предпри¬нимательской сфере. На это осторожно начинают обращать вни¬мание — и в первую очередь представители официальной церкви и «государственники» — чиновники МВД, вынужденные по долгу службы работать с раскольниками [25]. Первыми феномен старообряд¬ческой успешности в сфере предпринимательства актуализировали именно сотрудники МВД. Так, И.П. Липранди, председатель ко¬миссии по делам раскольников и скопцов при МВД, написал важ¬ную и на сегодняшний день работу «Краткий обзор существующих в России расколов, ересей и сект как в религиозном, так и в полити¬ческом их значении», где указывал на зажиточность старообрядцев, причины которой усматривал в их трудолюбии, трезвости и умении вести хозяйство [ 42, с. 69].
Представители официальной церкви, несмотря на свою идеоло¬гическую враждебность к раскольникам и борьбу с ними, вносят значительный вклад в изучение проблем старообрядчества вооб¬ще и так или иначе в изучение экономической успешности старо¬обрядцев в частности. В их числе Е.В. Барсов, В.В. Бонч-Бруевич, А.И. Журавлев, Н.Ф. Каптерев, Ф.В. Ливанов, М.И. Лилеев, Н. По¬пов, Н.И. Субботин, собравшие и опубликовавшие многочисленные старообрядческие источники.
Так, бывший старообрядец протоиерей А.И. Журавлев представил предания, записки и письма в своей работе «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так назы¬ваемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. Собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем...»" [27 ].
Ф.В. Ливановым были подготовлены старообрядческие очерки и рассказы, которые помогают раскрыть организацию финансовых возможностей для развития дела у раскольников, характер собствен¬ности и т.п. [27, с. 43-47, 368 и др. ].
Н. Попов «выводит в свет» весьма ценные «Материалы для исто¬рии раскола», в которых содержатся необходимые для изучения старообрядческого предпринимательства документы [57-60]. В их числе: феодосиевский «Чин оглашения входящим в православную веру», различные уставы, документы, касающиеся Рогожского и Преобра-женского кладбищ в Москве и т.п.
Николай Иванович Субботин, профессор Московской Духовной Академии и «заклятый враг» раскольников, собрал множество док¬ументов, писем, биографий, житий, полемических трактатов и исто¬рических работ, написанных самими раскольниками, которые он из¬дал в 9-томных «Материалах для истории раскола за первое время его существования» [46]. Николай Субботин долгие годы был редакто¬ром журнала «Братское слово», призванного бороться с расколом, но ставшего при этом незаменимым источником по истории старо¬обрядчества и проблемам старообрядческого предпринимательства в частности [16-18]. До 1900 года журнал опубликовал значительное чис¬ло не потерявших и сегодня своего научно-исторического значения материалов, например, «Деяния московского федосеевского собора 1883 года» [16], сведения о малоизвестных старообрядческих согласи¬ях, многочисленные старообрядческие сочинения — жизнеописа¬ния, труды по истории согласий, записки крестьян-старообрядцев о своей жизни в старообрядческих общинах и часто об исходе из них: «Рассказы крестьянина Вострякова» [17], «Повесть крестьянина Чуракова» [18], «Из памятных записок бывшего старообрядца Т. Тихо¬мирова» и др. [там же, с. 500-519 ].
Н.Ф. Каптерев, тоже профессор Московской Духовной Академии, к открытым Субботиным документам присоединил новые [30-35]. Его примеру последовал и Е.В. Барсов, опубликовавший такие неоцени¬мые документы по истории становления старообрядческого пред¬принимательства, как Уложение братьев Денисовых, Устав Выга и другие [5-10]. Несколько позже М.И. Лилеев и В.В. Бонч-Бруевич рас¬ширяют опубликованные Е.В. Барсовым материалы новыми цен¬ными источниками по истории старообрядчества Ветки и Стародубья — «Животной книгой духоборцев» и другими [13,41 ]. Большой вклад внес А.К. Бороздин, введший в научный оборот такие источники, как Житие Аввакума и Епифания [15 ].
Обогащают этот источниковедческий материал по изучению старообрядчества выходившие в свет с середины XIX столетия сборники законов по части раскола [26], а также «Дневные дозорные записи» за разные годы, представляющие собой донесения поли¬цейских агентов о раскольниках и помогающие конкретизировать принципы хозяйствования старообрядцев. Законодательная база помогает объемно проанализировать экономическую политику го¬сударства по отношению к раскольникам и выявить объективные факторы, способствующие старообрядческой успешности в эконо¬мической сфере.
Представители чиновничества и официальной церкви, несмотря на то что многое сделали для последующих поколений исследова¬телей старообрядческой экономической успешности, опубликовав значительное число источников, все же тормозили и сдерживали си¬стемный анализ социально-экономических аспектов старообрядче¬ского движения, старались не обращать на них пристального внима¬ния, направив все силы на идеологическую борьбу с расколом. Хотя, как нам видится, многосторонний анализ мог бы способствовать использованию элементов старообрядческого предприниматель¬ства в постреформенной экономике России. Идеология не только по¬мешала трезвому беспристрастному анализу, но и в какой-то мере сдерживала экономическую модернизацию страны. Старообрядцы очевидно демонстрировали свое умение включиться в экономиче¬скую модернизацию на традиционной православной конфессио-нальной основе, однако этот опыт не был ни проанализирован офи¬циальными кругами, ни использован.
Во второй половине XIX столетия акцентируют внимание на феномене старообрядческой успешности в предпринимательской сфере и представители противоположного официальному народни¬ческого направления в социально-экономической мысли. Именно ими были проанализированы и выявлены как сами вехи развития старообрядческого предпринимательства, так и впервые в россий¬ской науке предприняты попытки выявить причины экономической успешности старообрядцев.
В отечественной науке А.П. Щапов в защищенной им в 1858 году магистерской диссертации «Русский раскол старообрядчества» впервые конкретно озвучил, что старообрядцами со второй поло¬вины XVIII века оказались «захвачены» многие отрасли торговли и отечественной промышленности, в числе которых «московские и околомосковские фабрики», «уральские заводы, горбатовские пря¬дильни, нижегородские оптовые компании, судовые предприятия на Волге и Оке» [81 ].
В 1862 году в журнале «Отечественные записки» А.П. Щапов публикует другую свою работу, посвященную расколу, «Земство и раскол», в которой он (также впервые) делает попытку уже ме¬тодологического обоснования принципов хозяйствования старо-обрядцев. Исследователь выводит, что по своей сути раскол — это «общинная оппозиция податного земства, массы народной против государственного строя — церковного и гражданского» [82, c. 28]. И как следствие — особое материально-хозяйственное устроение старо¬обрядцев, где главным элементом является «искание свободного социального и народоправного самоустройства, саморазвития и са¬моуправления на реальной идее крестьянского мира, мирского со¬гласия, мирского схода и крестьянской общины» [ там же, с. 89].
Тезис Щапова о том, что старообрядчество было прежде всего народной творческой оппозицией государственному и церковному социально-экономическому и духовному засилью, был подхвачен революционерами-народниками А. Герценом, Н. Огаревым и их то¬варищем В. Кельсиевым. Все трое немало сделали для популяриза¬ции раскола в самой России и за границей. Под редакцией В. Кельсиева в Лондоне были выпущены секретные материалы Министерства внутренних дел о положении старообрядцев, а также некоторые ста¬рообрядческие сочинения [36].
Помимо социальных склонностей к выборности и народоправ¬ству В. Кельсиев отмечает и хозяйственные качества раскольни¬ков: особую собранность, умение вести дело, предприимчивость. Он впервые коснулся вопроса денежных капиталов старообрядцев и принципов их накопления, вынеся на обсуждение общественности фактический материал о том, что денежные средства старообряд¬ческих общин представляют собой институты социализма в капи¬тализме, что владельцы капитала являлись экономами, кассирами и приказчиками, приставленными к общинной собственности.
Вслед за Щаповым и Кельсиевым старообрядцами занимались другие представители народнической историографии: В.В. Андреев, Н.А. Аристов, И.И. Каблиц (псевдоним — Юзов), Н.И. Костомаров, А.С. Пругавин. В той или иной степени исследовате¬ли касались и вопроса экономической успешности староверов [34,39,63,86]. Так, В.В. Андреев говорил о старообрядчестве как о «промышленной корпорации», «торговой и промышленной общине», в которой ска¬пливаются «главные русские капиталы» [3, с. 8, 127, 129, 149, 165, 183]. Он называет представи¬телей раскола самой трезвой, работящей, промышленной и грамот¬ной частью крестьянства.
Известный русский историк Н.И. Костомаров в статье «История раскола у раскольников» [39] говорит о расколе как о «своеобразной деятельности в области мысли и убеждения» [там же, с.469-470], как о «крупном явле¬нии народного умственного прогресса», как о явлении «новой» жиз¬ни [там же, с. 498], что исторически проявилось во всех сферах деятельности ста¬роверов, в том числе и в экономической: постоянная деятельность ума раскольников способствовала предпринимательской успеш¬ности. Даже в самые трудные времена они благодаря развитию умственных способностей «забирали в свои руки большую часть капиталов» [там же, с. 497]. Костомаров тоже отмечает трезвость и трудолюбие раскольников, опрятность в хозяйстве, что является, по его мнению, признаком высшей культуры. Обращает внимание историк на старо¬обрядческую общинность, на честность и аккуратность в ведении дела и в отношениях с деловыми партнерами. Расширение раскола в России он в том числе объясняет и экономическими причинами, как то: привлечение новых одноверцев с помощью капиталов бога¬тых купцов-староверов, которые давали ссуды и кредиты вновь об¬ращенным.
А.С. Пругавин, анализируя причины распространения рас¬кола, предположил, что их следует искать в экономической сфе¬ре и прежде всего в сельском хозяйстве [65, с. 87]. Однако, обозначив эту канву, он ее глубоко не исследует, хотя, как нам видится, здесь могут обозначиться причины старообрядческой предпринима¬тельской успешности.
Специалист по старообрядчеству и русский писатель П.И. Мельников-Печерский писал, что «в конце XVIII и в начале XIX столетия значительная часть русских капиталов оказалась у старообрядцев», что московское старообрядческое купечество удерживало «за собой значение средоточия торгово-промышленной деятельности русского народа» [53, с.209, 305]. Он также говорил, что староверов отличают домовитость, бережливость, расчетливость в сравнении с остальным населением.
Народническому направлению отечественной научной мысли удалось выделить социально-экономический аспект старообрядче¬ства, но без четкой методологической канвы оно не сумело дать это¬му аспекту должное объяснение.
В конце XIX столетия на фоне бурного промышленного развития России, в котором старообрядческое предпринимательство начинает занимать лидирующие позиции, начинается новый период изучения старообрядчества, растет число исследований [11, 14-15, 23-25, 69, 83 и др.], основная цель кото¬рых — изучение догматической стороны особенностей учения старо¬веров. Правительство и Синод полагали, что причины роста числа раскольников прежде всего в их догматическом учении. Этика хозяй¬ствования старообрядцев, вопрос об их хозяйственной успешности не¬дооценивались, поэтому не конкретизировалась и проблема влияния старообрядцев на традиции отечественного предпринимательства.
Особенно активно книги и статьи о старообрядцах начинают вы¬ходить после ослабления цензурного режима в 1905 году и введения Закона о старообрядческих общинах в 1906 году [12, 20, 50-52, 54, 61-62, 80]. Однако и в них концептуально не анализируются причины экономической успеш¬ности староверов. Более того, эта успешность не рассматривается как особое экономическое явление в русской истории. Лишь некото¬рые исследователи упоминают об этом, не вдаваясь в скрупулезный анализ. Например, С.П. Мельгунов только вскользь отмечает, что «раскол как бы все свое внимание сосредотачивает на накоплении капитала» [52, с. 32], но серьезной аналитической работы по данному вопро¬су не проводит.
А.О. Проворихина тоже лишь касается вопроса «силы» старооб¬рядческих капиталов [62, с. 59], ею верно отмечено, что история староверия больше разработана с догматической стороны, чем с бытовой и хо¬зяйственной, а изучение именно этой стороны старообрядчества могло бы дать много важных, ярких и красочных картин всего древ¬нерусского быта.
В этот исторический период начинают публиковаться и собствен¬но старообрядческие писатели, историки раскола, а также издает¬ся старообрядческая публицистика — журналы «Церковь», «Слово Церкви», «Старообрядческая мысль», газета «Старообрядец», «Утро России» и другие. Примечательно, что старообрядцы выпускают в этот короткий период «печатного плюрализма» в России «Мате¬риалы старообрядческих съездов» [47, 75-76], данные анкеты 1909 года по экономическому быту староверов и другие источники [67]. Все эти ма¬териалы имеют большое значение для изучения причин предпри¬нимательского и хозяйственного успеха старообрядцев в дореволю¬ционной России.
Особенно можно выделить старовера-исследователя И.А. Кирилло¬ва, в книгах которого содержатся ценные данные о социальной и эконо¬мической жизни раскола, а также статистика старообрядчества [38].
Выходят в эти годы и специальные издания о деятельности «торгово-промышленных старообрядческих магнатов» — Гучко¬вых, Кузнецовых, Морозовых, Прохоровых, Рябушинских [29, 45, 56, 71-72, 74, 78], имею¬щие большое документальное значение в изучении вопроса о роли старообрядцев в развитии российской торговли и промышленности, а также в осмыслении этики хозяйствования староверов.
В общем контексте исследования вопроса об экономической успешности старообрядчества интересны работы, касающиеся эко¬номического развития России с XVIII до начала XX века. Это пре¬жде всего труды М.И. Туган-Барановского «Русская фабрика», Д.И. Шишмарева «Краткий очерк промышленности в районе Ниже¬городской и Шуйско-Ивановской железных дорог», Г. Шульце-Ге-верниц «Крупное производство в России (Московско-Владимирская хлопчатобумажная промышленность)» и ряд других, в числе кото¬рых и западные исследования. Г. Шульце-Геверниц обратил вни¬мание, что «центральные пункты» старой веры в дореволюционной [22, 77, 84-85].
России переросли в промышленные центры58. Туган-Барановский не затрагивает вопрос конфессиональной принадлежности большинства фабрикантов и кустарей и, как следствие, не выявляет характер владе¬ния, принципы накопления, ведения бизнеса и другие конфессиональ¬но обусловленные особенности хозяйствования фабрикантов и куста¬рей Центра России. Тем не менее его анализ развития крестьянского кустарного промысла в центральном районе вполне применим при компаративистике этики хозяйствования старообрядческих и неста¬рообрядческих дореволюционных промышленных объектов.
В XIX столетии экономическая успешность старообрядцев об¬ратила на себя внимание и многих иностранных исследователей. Барон Август Гакстгаузен после посещения России уже в 40-х го¬дах XIX века говорил об особой способности староверов накапли¬вать капиталы и создавать торгово-промышленные предприятия [2,22 ].
А. Леруа-Болье — один из первых исследователей, кто сопостав¬ляет протестантскую и старообрядческую этику. Ученый проводит аналогии между теми и другими, но и отмечает характерную имен¬но для старообрядцев взаимовыручку [87 ].
Также весьма важны при изучении принципов хозяйствова¬ния старообрядцев различные дореволюционные статистические сборники, как то: знаменитые «Материалы для истории москов¬ского купечества», изданные по инициативе Н.А. Найденова, связанного бизнесом и глубокой дружбой со многими промыш¬ленниками и купцами-староверами; «Материалы для статистики России, собираемые по ведомству Министерства государствен¬ных имуществ»; многотомник «Торговля и промышленность Ев¬ропейской России по районам»; Отчеты Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности, выхо¬дившие в 90-е годы XIX столетия; журнал «Вестник финансов, промышленности и торговли», в котором в приложениях публи¬ковались отчеты банков и предприятий и другие [21, 48, 73].
Можно считать, что дореволюционной социально-экономической мысли удалось сформулировать проблему старообрядчества как определенного направления философской и социально-политической мысли и выделить в нем социально-экономическую сферу.
Однако ученые и богословы не смогли выйти либо за офици¬альные богословско-идеологические рамки (представители офи¬циальной церкви, профессура и чиновники МВД), либо провести системный многоаспектный анализ участия староверов в социально-экономических процессах российской действительности (предста¬вители народнического направления, а также сами старообрядцы).
И все же на этом этапе исследователи внесли значительный вклад в изучение старообрядческого предпринимательства, собрав и опу¬бликовав многочисленные старообрядческие источники (Е.В. Бар¬сов, В.Д. Бонч-Бруевич, А.И. Журавлев, Н.Ф. Каптерев, И.А. Кирил¬лов, Ф.В. Ливанов, М.И. Лилеев, Н. Попов, Н.И. Субботин).
В этот период иностранные ученые акцентируют внимание на особой роли старообрядцев в промышленном развитии России (А. Гакстгаузен, А. Леруа-Болье).
1. Akty istoricheskie, sobrannye i izdannye Arkheograficheskoy komissiey [Tekst]. - SPb., 1842.
2. Aksakov I.S. Issledovanie o torgovle na ukrainskikh yarmarkakh [Tekst] / I.S. Aksakov. - SPb., 1858.
3. Andreev V.V. Raskol i ego znachenie v narodnoy russkoy istorii [Tekst] / V.V. Andreev. - SPb., 1870.
4. Aristov N. A. Raskol v Simbirskoy gubernii. Istoricheskiy ocherk [Tekst] / N.A. Aristov. Pravoslavnyy sobesednik. 1877. T. 1. № 1-3.
5. Barsov E.V. Semen Denisov Vtorushin, predvoditel´ russkogo raskola XVIII veka (materialy dlya istorii russkogo raskola) [Tekst] / E.V. Barsov. Trudy Kievskoy Dukhovnoy Akademii. 1866. № 2. S. 184.
6. Barsov E.V. Andrey Denisov Vtorushin kak vygoretskiy propovednik (materialy dlya istorii russkogo raskola) [Tekst] / E.V. Barsov. Trudy Kievskoy Dukhovnoy Akademii. 1867. T. 1. S. 243-262; T. 2. S. 81-95;
7. Barsov E.V. Novye materialy dlya istorii staroobryadchestva XVII-XVIII vv. [Tekst] / E.V. Barsov. - M., 1890;
8. Barsov E.V. Semen Denisov Vtorushin, predvoditel´ russkogo raskola XVIII veka (materialy dlya istorii russkogo raskola) [Tekst] / E.V. Barsov. Trudy Kievskoy Dukhovnoy Akademii. 1866. T. 2.№ 2-12;
9. Barsov E.V. Ulozhenie brat´ev Denisovykh (materialy dlya istorii pomorskogo raskola) [Tekst] / E.V. Barsov. Pamyatnaya knizhka Olonetskoy gubernii za 1868-1869 gg. Petrozavodsk, 1869. Ch. III: Materialy dlya istorii etnografii. S. 85-116.
10. Barsov E.V. Chet´i minei brat´ev Denisovykh [Tekst] / E.V. Barsov. Sb. statey v chest´ M.K. Lyubavskogo. Pg., 1913. S. 663-708.
11. Belokurov S.A. Iz dukhovnoy zhizni moskovskogo obshchestva XVII veka [Tekst] / S.A. Belokurov. - M., 1902.
12. Besedy staroobryadtsev L. F. Pichugina, predstavitelya bespopovtsev Pomorskogo brachnogo soglasiya, i F.E. Mel´nikova i D.E. Varokina, predstaviteley popovtsev [Tekst]. 1909.
13. Bonch-Bruevich V.D. Materialy k izucheniyu russkogo sektantstva i raskola [Tekst] / V.D. Bonch-Bruevich. - SPb., 1908.
14. Borozdin A.K. Istochniki pervonachal´noy istorii raskola [Tekst] / A.K. Borozdin. Khristianskoe chtenie. 1889. № 1-2. S. 211-240.
15. Borozdin A.K. Protopop Avvakum: Ocherk iz istorii umstvennoy zhizni russkogo obshchestva v XVII veke [Tekst] / A.K. Borozdin. - SPb., 1898
16. Bratskoe slovo. 1884. T. 2. № 11-17
17. Bratskoe slovo. 1884. T. 1. S. 171-194.
18. Bratskoe slovo. 1892. T. 2. S. 74-80, 240-252.
19. Bushen A. Statisticheskie tablitsy Rossiyskoy imperii, sozdavaemye po rasporyazheniyu MVD Tsentral´nym statisticheskim komitetom. Vyp. 2. [Tekst] / A. Bushen. - SPb., 1858.
20. Bykovskiy I.K. Istoriya staroobryadchestva vsekh soglasiy. M., 1906.
21. Vestnik finansov, promyshlennosti i torgovli. SPb., 1885-1917.
22. Gakstgauzen A. Issledovanie vnutrennikh otnosheniy narodnoy zhizni i v osobennosti sel´skikh uchrezhdeniy Rossii [Tekst]/ A. Gakstguzen. - M., 1870.
23. Gibbenet N.A. Istoricheskoe issledovanie dela patriarkha Nikona [Tekst] / N.A. Gibbenet. - SPb., 1882.
24. Golubinskiy E.E. K nashey polemike so staroobryadtsami [Tekst] / E.E. Golubinskiy. - M., 1892.
25. Golubinskiy E.E. Istoriya russkoy tserkvi. T. 1-2 [Tekst] / E.E. Golubinskiy. - M., 1900-1904.
26. Dnevnye dozornye zapisi o moskovskikh raskol´nikakh [Tekst]. - M., 1885.
27. Zhuravlev A.I. Polnoe istoricheskoe izvestie o drevnikh strigol´nikakh i novykh raskol´nikakh, tak nazyvaemykh staroobryadtsakh, o ikh uchenii, delakh i razglasiyakh. Sobrannoe iz potaennykh staroobryadcheskikh predaniy, zapisok i pisem tserkvi Soshestviya Svyatogo Dukha, chto na bol´shoy Okhte, protoiereem Andreem Ioannovym (Zhuravlev A.I.) [Tekst] / A.I. Zhuravlev. - SPb., 1795.
28. Istoriya MVD / Sost. N.V. Varadinov. Kn. VIII: Istoriya rasporyazheniy po raskolu [Tekst]. - SPb., 1863.
29. Istoriko-statisticheskie svedeniya o proizvodstve farforovykh izdeliy vysochayshe utverzhdennogo tovarishchestva M.S. Kuznetsova. Sobrano I. Tokmakovym [Tekst]. - M., 1893.
30. Kapterev N.F. Patriarkh Nikon i ego protivniki v dele ispravleniya tserkovnykh obryadov [Tekst] / N.F. kapterev. - M., 1887.
31. Kapterev N.F. O sochinenii protiv raskola iverskogo arkhimandrita greka Dionisiya [Tekst] / N.F. Kapterev. Pravoslavnoe obozrenie. 1888. № 7, 12.
32. Kapterev N.F. Patriarkh Nikon i ego protivniki v dele ispravleniya tserkovnykh obryadov. Izd. 1-e. 1887; Izd. 2-e. [Tekst] / N.F. Kapterev. - M., 1913.
33. Kapterev N.F. Pervye tserkovno-reformatorskie deystviya patriarkha Nikona [Tekst] / N.F. Kapterev. Bogoslovskiy vestnik. 1908. T. 2. № 6.
34. Kapterev N.F. Snosheniya ierusalimskikh patriarkhov s russkim pravitel´stvom s poloviny XVI do kontsa XVIII stoletiya [Tekst] / N.F. Kapterev. Pravoslavnyy palestinskiy sbornik. 1895. T. XV. Vyp. 1 (43-y vypusk).
35. Kapterev N.F. Kharakter otnosheniy Rossii k pravoslavnomu Vostoku v XVI i XVII vv. M., 1914; Kapterev N.F. Patriarkh Nikon i tsar´ Aleksey Mikhaylovich: Tserkovno-obryadovye reformy Nikona [Tekst] / N.F. Kapterev. Bogoslovskiy vestnik. 1908. T. 3. № 10. S. 218-252.
36. Kel´siev V.I. Sbornik pravitel´stvennykh svedeniy o raskol´nikakh. Vyp. 1-4 [Tekst] / V.I. kel´siev. - London, 1860-1862.
37. Kirillov I.A. Pravda staroy very [Tekst] / N.F. Kirillov. - M., 1916.
38. Kirillov I.A. Statistika staroobryadchestva. Izdanie zhurnala «Staroobryadcheskaya mysl´» [Tekst] / N.F. Kirillov. - M., 1913.
39. Kostomarov N.I. Istoriya raskola i raskol´nikov [Tekst] / N.I. Kostomarov. Vestnik Evropy. 1871. № 4. S. 469-536.
40. Livanov F.V. Raskol´niki i ostrozhniki [Tekst] / F.V. Livanov. - SPb., 1872.
41. Lileev M.I. Novye materialy dlya istorii raskola na Vetke i v Starodub´e XVII-XVIII vv. [Tekst] / M.I. Lileev. - Kiev, 1893.
42. Liprandi I.P. Kratkiy obzor sushchestvuyushchikh v Rossii raskolov, eresey i sekt kak v religioznom, tak i v politicheskom ikh znachenii. Leyptsig, 1883.
43. Lyubomirov P.G. Vygovskoe obshchezhitel´stvo [Tekst] / P.G. Lyubomirov. - M. - Saratov, 1924.
44. Makarov V.E. Ocherk istorii Rogozhskogo kladbishcha v Moskve (K 140-letiyu ego sushchestvovaniya: 1771-1911 gg.) [Tekst] / V.E. Makarov. - M., 1994.
45. Manufaktura i fabriki torgovogo doma pod firmoyu «Savva Morozov s synov´yami». K Vserossiyskoy vystavke 1870. - M., 1870.
46. Materialy dlya istorii raskola za pervoe vremya ego sushchestvovaniya. Pod red. N. Subbotina. V 9 t. [Tekst] / N. Subbotin. - M., 1875-1895.
47. Materialy po voprosam zemel´nomu i krest´yanskomu. Vserossiyskiy s´´ezd krest´yan-staroobryadtsev v Moskve 22-25 fevralya 1906 g. [Tekst]. - M., 1906.
48. Materialy dlya istorii moskovskogo kupechestva. V 9 t. [Tekst]. - M., 1883-1889.
49. Materialy dlya statistiki Rossii, sobiraemye po vedomstvu Ministerstva gosudarstvennykh imushchestv. V 5 vyp. [Tekst]. - SPb., 1858-1871.
50. Mel´gunov S.P. Staroobryadtsy i svoboda sovesti (Istoricheskiy ocherk)[Tekst] / S.P. Mel´gunov. - M., 1907.
51. Mel´gunov S.P. Velikiy podvizhnik protopop Avvakum [Tekst] / S.P. Mel´gunov. - M., 1917.
52. Mel´gunov S.P. Moskva i staraya vera. Ocherk iz istorii religiozno-obshchestvennykh dvizheniy na rubezhe XVII-XVIII vv. [Tekst] / S.P. Mel´gunov. - M., 1917.
53. Mel´nikov P.I. Poln. sobr. soch. [Tekst] / P.I. Mel´nikov. - SPb. - M., 1898.
54. Ostrovskiy D. Vygovskaya pustyn´ i ee znachenie v istorii staroobryadcheskogo raskola [Tekst] / D. Ostrovskiy. - Petrozavodsk, 1914.
55. Otchety Obshchestva dlya sodeystviya uluchsheniyu i razvitiyu manufakturnoy promyshlennosti za 1890-e gg. [Tekst]. - M., 1890-1899
56. Ocherk torgovoy i obshchestvennoy deyatel´nosti manufaktur-sovetnika E.F. Guchkova [Tekst]. - SPb., 1867.
57. Polnoe sobranie postanovleniy i rasporyazheniy po vedomstvu pravitel´stvennogo ispovedaniya Rossiyskoy imperii. SPb., 1886. Izd-e 2-e. Pg., 1915.
58. Popov N.I. Materialy dlya istorii bespopovskikh soglasiy v Moskve, feodosievskogo Preobrazhenskogo kladbishcha i Pomorskoy moninskogo soglasiya [Tekst] / N.I. Popov . Chteniya v imperatorskom obshchestve istorii Drevnostey Rossiyskikh pri Moskovskom universitete. 1869, kn. 2. Otd. V. S. 71-174.
59. Popov N.I. Sbornik iz istorii staroobryadchestva [Tekst] / N.I. Popov. - M., 1864.
60. Popov N.I. Materialy dlya istorii bespopovishchinskikh soglasiy v Moskve, feodosievtsev Preobrazhenskogo kladbishcha i Pomorskoy moninskogo soglasiya [Tekst] / N.I. Popov. - M., 1870.
61. Porokhovshchikov A. Chem pobedili staroobryadtsy? - M., 1905.
62. Provorikhina A.O. Moskovskoe staroobryadchestvo [Tekst] / A.O. Provorikhina. Moskva v ee proshlom i nastoyashchem. M., 1916. Vyp. XII. S. 49-51.
63. Prugavin A.S. Gubernskoe opisanie Vygoretskogo obshchezhitel´stva [Tekst] / A.S. Prugavin. Istoricheskiy vestnik. 1883. № 8.
64. Prugavin A.S. Raskol-sektantstvo: Materialy dlya izucheniya religiozno-bytovykh dvizheniy russkogo naroda [Tekst] / A.S. Prugavin. - M., 1887.
65. Prugavin A.S. Staroobryadchestvo vo vtoroy polovine XIX veka: Ocherki iz noveyshey istorii raskola [Tekst] / A.S. Prugavin. - M., 1904.
66. Rybakov A.S. Staraya vera. Staroobryadcheskaya khrestomatiya [Tekst] / A.S. Rybakov. - M., 1914.
67. Sel´skokhozyaystvennyy i ekonomicheskiy byt staroobryadtsev (po dannym ankety 1909 g.). - M., 1910.
68. Senatov V.G. Filosofiya istorii staroobryadchestva [Tekst] / V.G. Senatov. Vyp. 1-2. - M., 1912.
69. Smirnov P.S. Istoriya russkogo raskola staroobryadchestva [Tekst] / P.S. Smirnov. - SPb., 1895.
70. Sobranie postanovleniy po chasti raskola, sostoyavshikhsya po vedomstvu Sv. Sinoda[Tekst]. - SPb., 1860.
71. Terent´ev P.N. Materialy k istorii Prokhorovskoy Trekhgornoy manufaktury i torgovo-promyshlennoy deyatel´nosti sem´i Prokhorovykh. Gody 1799-1915 [Tekst] / P.N. Terent´ev. - M., 1915.
72. Tovarishchestvo Nikol´skoy manufaktury «Savvy Morozova i KO» ko Vsemirnoy vystavke v Chikago 1893 [Tekst]. - M., 1893.
73. Torgovlya i promyshlennost´ Evropeyskoy Rossii po rayonam [Tekst]. - SPb.,1911.
74. Torgovoe i promyshlennoe delo Ryabushinskikh [Tekst]. - M., 1912.
75. Trudy VII Vserossiyskogo s´´ezda staroobryadtsev v Nizhnem Novgorode 2-5 avgusta 1906 g. [Tekst] - N. Novgorod, 1906.
76. Trudy IX Vserossiyskogo s´´ezda staroobryadtsev v Nizhnem Novgorode 2-4 avgusta 1908 g. [Tekst]. - Nizhniy Novgorod, 1908.
77. Tugan-Baranovskiy M.N. Russkaya fabrika v proshlom i nastoyashchem [Tekst]/ M.N. Tugan-Baranovskiy. - Izd-e 2. T. I. SPb., 1900.
78. Ustav Obshchestva potrebiteley Tovarishchestva Nikol´skoy manufaktury «Savvy Morozova syn i KO». - Vladimir, 1890.
79. Fabrichno-zavodskaya promyshlennost´ Evropeyskoy Rossii v 1910-1912 gg. [Tekst]. - Pg., 1915.
80. Kharlampovich K.V. Malorossiyskoe vliyanie na velikorusskuyu tserkovnuyu zhizn´ [Tekst] / K.V. Kharlampovich. - Kazan´, 1914.
81. Shchapov A.P. Russkiy raskol staroobryadchestva, rassmatrivaemyy v svyazi s vnutrennim sostoyaniem Russkoy tserkvi i grazhdanstvennosti v XVIII veke i v pervoy polovine XIX. [Tekst] / A.P. Shchapov. - Kazan´, 1859.
82. Shchapov A.P. Zemstvo i raskol [Tekst] / A.P. Shchapov. Vyp. 1. - SPb., 1862.
83. Shafranov I.A. Vygoretskoe staroobryadcheskoe obshchezhitel´stvo v kontse XVIII - pervoy polovine XIX stoletiya [Tekst] / I.A. Shafranov. Russkoe bogatstvo. 1893. № 10-11.
84. Shishmarev D.I. Kratkiy ocherk promyshlennosti v rayone Nizhegorodskoy i Shuysko-Ivanovskoy zheleznykh dorog [Tekst] / D.I. Shishmarev. - SPb., 1892.
85. Shul´tse-Gevernits G. Krupnoe proizvodstvo v Rossii (Moskovsko-Vladimirskaya khlopchatobumazhnaya promyshlennost´) [Tekst] / G. M. Shul´tse - Gevernits. - M., 1899.
86. Yuzov I. (Kiblits I.I.) Russkie dissidenty: starovery i dukhovnye khristiane [Tekst] / I. Yuzov. - SPb., 1881.
87. Leroy-Beaulieu A. L´Empire de tsars et les rasses. Tome III [Text]. Paris. 1898, i dr.