PROBLEMS OF REGULATION OF STATUS AND ACTIVITY OF COMMISSIONS ON SETTLEMENT OF CONFLICT OF INTERESTS ON MUNICIPAL SERVICE
Abstract and keywords
Abstract (English):
Сommissions on compliance with the requirements for official behavior and management of the conflict of interests in order to improve the organization and management mechanism for the prevention and combating of corruption (including at the municipal level) were set up. However, in practice, the problems on significantly reducing the effectiveness of the commissions were identified. The article examines these issues and offers recommendations for overcoming them.

Keywords:
Municipal service, commissions on compliance with the requirements for official behavior and management of the conflict of interests, conflict of interests, corruption, prevention of corruption, municipal officials.
Text

Правовое регулирование противодействия коррупции в муниципальных образованиях предполагает использование различных организационно-управленческих мер. В числе таких мер — создание специализированных антикоррупционных органов, а именно комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссии; комиссии по урегулированию конфликтов интересов), возникающих с участием муниципальных служащих. Деятельность комиссий является частью институциональной основы противодействия коррупции на муниципальном уровне.

В настоящее время комиссии по урегулированию конфликтов интересов созданы почти во всех органах местного самоуправления. Комиссии должны служить связующим звеном между муниципальным органом, в котором они созданы, и правоохранительными и контролирующими органами; они наделены серьезными полномочиями, имеют спектр средств и методов предупреждения и борьбы с коррупционными проявлениями на муниципальной службе. По сути комиссии осуществляют досудебную процедуру административного разбирательства посредством участия третьей стороны, которая может и имеет право разрешать подобную ситуацию, а также выполняют функцию механизма защиты муниципального служащего от неправомерных действий руководителя.

В муниципальных образованиях в соответствии с требованиями федерального законодательства и указов Президента РФ сформирована нормативно-правовая база противодействия коррупции на муниципальной службе. С учетом норм Указа Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в муниципальных образованиях в установленном порядке приняты положения, на основании которых строится деятельность комиссий, направленная на оценку и установление фактов проявления коррупции со стороны лиц, занимающих муниципальные должности.

Ежеквартально проводится мониторинг показателей деятельности комиссий. Вопросы, связанные с их функционированием, изучаются в ходе проведения проверок реализации органами местного самоуправления законодательства о муниципальной службе и антикоррупционного законодательства. Работа комиссий становится предметом обсуждения на совещательных мероприятиях, проводимых аппаратом полномочного представителя Президента РФ по федеральному округу.

Основными вопросами, выносимыми на заседания комиссий, являются материалы или обращения, касающиеся: а) представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; б) несоблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов; в) дачи согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора; г) невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; д) обеспечения соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления мер по предупреждению коррупции.

Деятельность комиссий направлена на снижение коррупции в работе муниципальных органов и способствует повышению доверия граждан к власти. В то же время анализ практики организации и деятельности комиссий в муниципальных образованиях позволил выявить ряд проблем, связанных с их функционированием.

References

1. Astanin V. V. Komissii po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh i uregulirovaniyu konflikta interesov (analiz i otsenka predmeta deyatel´nosti i korruptsiogennykh riskov uchastiya ekspertov v ikh rabote). Rossiyskaya yustitsiya. 2009. № 2.

2. Bratanovskiy S. N., Zelenov M. F. Spetsifika pravovogo regulirovaniya deyatel´nosti komissiy po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennykh i munitsipal´nykh sluzhashchikh i uregulirovaniyu konflikta interesov. Rossiyskaya yustitsiya. 2011. № 10.

3. Organizatsiya raboty komissiy po soblyudeniyu trebovaniy k sluzhebnomu povedeniyu i uregulirovaniyu konflikta interesov v organakh mestnogo samoupravleniya Respubliki Tatarstan: metod. posobie / ruk. avt. kol. P. A. Kabanov. Kazan´, 2012.

4. Solov´ev A. Sluzhebnoe povedenie i konflikt interesov. Kadrovik. Trudovoe pravo dlya kadrovika. 2009. № 10.

Login or Create
* Forgot password?