AXIOLOGY OF THE WELFARE STATE IN PHILOSOPHICAL DISCOURSE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the axiological value of the welfare state with the methodological position of Max Weber outlined in the monograph L.N. Kochetkova "Philosophical discourse about the welfare state", where for the first time in domestic science normative value definition of the welfare state is given and the ideal type of welfare state is designed.

Keywords:
philosophical discourse, axiology, welfare state, phenomenon.
Text

Социальное государство является объектом изучения многих научных дисциплин. Юридические науки рассматривают социальное государство как совокупность определенных правовых норм и соответствующих им институтов. В экономической теории социальное государство изучается в контексте исследования функционирования рыночной экономики, где краеугольным вопросом становится определение допустимых пределов вмешательства государства в рыночный механизм. В экономике социальное государство становится объектом внимания еще и в контексте вопроса о социальных издержках производства. История стремится показать во времени процесс становления институтов социального государства в их региональной и национальной специфике. Политология изучает социальное государство как главный институт политической системы и результат действий субъектов политического процесса: партий, классов, правительств. Социология рассматривает социальное государство с точки зрения структуры общества и функционирования социальной сферы. И ни одно из научных направлений не рассматривает социальное государство с аксиологической позиции. Аксиологическое значение социального государства может дать только философский дискурс, которому посвящена во многом новаторская монография Л.Н. Кочетковой «Философский дискурс о социальном государстве». Автор отмечает, что «…философский анализ явления становится необходимым в двух случаях. Первый – когда явление не дифференцировано и недостаточно исследовано частными науками. В этом случае происходит рационализация предположений исследователя. Во втором случае – наоборот: когда явление расчленено и всесторонне исследовано частными науками и необходим синтез, который даст методологическую и аксилогическую основу для дальнейших исследований» [1]. 

Работа автора, ставшая закономерным итогом его многочисленных предыдущих работ по данной теме [2–18], впервые в российской науке отражает наиболее общие основания социального государства, его неизменные базисные черты и принципы, способствующие решению научных и практических задач, связанных с развитием современной теории государства и оптимизации деятельности существующих моделей. Автор отмечает, что сегодня практически все государства проводят ту или иную социальную политику, но социальными, по сути, являются лишь немногие. Выявление фундаментальных, базисных критериев социального государства – главная задача философского дискурса о социальном государстве, предполагающего рассмотрение проблемы на уровне «всеобщего», а не «частного» и позволяющего в силу традиционного предназначения философии понять сущность явления и на этой основе сделать обобщающие выводы [1, с. 4]. Л.Н. Кочеткова в то же время обращает внимание на то, что «…философский дискурс ни в коем случае не подменяет собой правовые, экономические, социологические, политические и исторические концепции социального государства, напротив, является их логическим обобщением и дальнейшим творческим развитием» [там же]. По справедливому замечанию автора, с момента провозглашения России социальным государством в Конституции 1993 года отечественными учеными и специалистами предпринимались попытки разработки междисциплинарной концепции социального государства Российской Федерации. При этом практически не обращалось внимания на аксиологическое значение данного феномена для человека и общества. Поэтому открытие и обоснование ценностного измерения социального государства является еще одной причиной философского дискурса, направленного на процесс рационализации ценностей современного общественного развития. В работе Л.Н. Кочетковой впервые социальные обязанности государства связываются с понятиями частной и публичной автономии граждан, а сама сущность «…социального государства определяется не размером пенсий и пособий, не наличием или отсутствием конституционной нормы, а свободным развитием человека в частной и публичной сфере в условиях демократии» [там же]. Автор неуклонно проводит мысль о социальном государстве как непреходящей ценности эпохи модерна и постмодерна. 

В работе сконструирован идеальный тип социального государства. И на его основе дано философское определение социального государства, отражающее его аксиологическое значение. В этом смысле «…социальное государство – это правовое государство, которое с целью сглаживания классовых противоречий и стабильного развития рыночной экономики гарантирует каждому гражданину такие стандарты материальной жизнедеятельности, которые позволяют ему реализовывать свое право на частную и публичную автономию» [1, с. 189]. Данное определение носит новаторский характер, так как в нем предполагается взаимосвязь между стабильными материальными условиями жизни людей, обеспечиваемыми государством, и возможностью автономии человека в общественной и частной жизни. Ценностное значение социального государства в таком случае заключается в том, что, создавая достойные условия для жизни человека, государство обеспечивает возможности для его свободного развития в условиях демократии. Материальное благосостояние – это не самоцель социального государства, а условие для частной и публичной автономии, ведь там, где отсутствует материальная стабильность, вопросы самореализации и свободного развития человека уходят на задний план. «Аксиологический вывод», который делает автор, заключается в том, что «…активный, свободный гражданин, стремящийся к развитию, может появиться только в социальном государстве, которое гарантирует единство социальных и политических прав. Поэтому многие известные теоретики социального государства ставят знак равенства между социальным государством, справедливостью и свободой» [1, с. 189].

Таким образом, для создания предпосылок социального государства необходимо учитывать не только материальную составляющую, но в не меньшей степени и ценностные, философские основания построения социального государства и гражданского общества. В этом свете исследование Л.Н. Кочетковой весьма актуально.

References

1. Kochetkova L.N. Filosofskiy diskurs o sotsial´nom gosudarstve [Elektronnyy resurs] / L.N. Kochetkova. - M., 2015. - URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=456179

2. Kochetkova L.N. Professional´nye tsennostnye orientatsii studentov tekhnicheskogo vuza [Tekst] / L.N. Kochetkova, R.G. Guseynzade. Vestnik MGTU MIRE. - 2015. - № 2(7). - S. 338-354.

3. Kochetkova L.N. Sotsial´noe gosudarstvo v Rossii: dvadtsat´ let spustya [Tekst] / L.N. Kochetkova. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. - 2013. - № 2. - S. 32-40.

4. Kochetkova L.N. Aktual´nye problemy sotsial´nogo gosudarstva v Rossii (k 20-letiyu prinyatiya Konstitutsii RF) [Tekst] / L.N. Kochetkova. GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshchestvennykh otnosheniy. - 2013. - № 2. - S. 3.

5. Kochetkova L.N. Itogi, problemy i perspektivy sotsial´nogo gosudarstva v Rossii [Tekst] / L.N. Kochetkova. Politika i obshchestvo. - 2013. - № 3. - S. 256-262.

6. Kochetkova L.N. Teoriya i praktika sotsial´nogo gosudarstva: sotsial´no - filosofskiy analiz [Tekst] / L.N. Kochetkova. Otechestvennyy zhurnal sotsial´noy raboty. - 2011. - № 3. - S. 11-22.

7. Kochetkov V. Sotsial´noe gosudarstvo kak ideal´nyy tip (k filosofskim osnovaniyam sovremennoy politiki) [Tekst] / V. Kochetkov, L.N. Kochetkova. Trud i sotsial´nye otnosheniya. - 2010. - № 4. - S. 106-114.

8. Kochetkov V.V. Antinomiya sovremennogo gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva [Tekst] / V.V. Kochetkov, L.N. Kochetkova. Filosofiya khozyaystva. - 2010. - № 2 (68). - S. 204-218.

9. Kochetkova L.N. Bylo li sovetskoe gosudarstvo sotsial´nym? [Tekst] / L.N. Kochetkova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2010. - № 12(66). - S. 104-111.

10. Kochetkova L.N. Sotsial´noe gosudarstvo: russkiy vzglyad [Tekst] / L.N. Kochetkova. Sotsial´no-gumanitarnye znaniya. - 2010. - № 3. - S. 208-215.

11. Kochetkov V.V. Sotsial´noe gosudarstvo i mirovoy krizis: paradigma preodoleniya [Tekst] / V.V. Kochetkov, L.N. Kochetkova. Vlast´. - 2009. - № 3. - S. 13-16.

12. Kochetkova L.N. Sotsial´noe gosudarstvo. Opyt filosofskogo issledovaniya [Tekst] / L.N. Kochetkova. - M.: Knizhnyy dom «Librokom», 2009.

13. Kochetkova L.N. Sotsial´noe gosudarstvo. Filosofskiy analiz sushchnosti [Tekst] / L.N. Kochetkova. Lichnost´. Kul´tura. Obshchestvo. 2009. - T. XI. - № 1(46-47). - S. 169-175.

14. Kochetkova L.N. Filosofskiy diskurs o sotsial´nom gosudarstve [Tekst] / L.N. Kochetkova. Tsennosti i smysly. - 2009. - № 3. - S. 6-15.

15. Kochetkova L.N. Teoriya sotsial´nogo gosudarstva Lorentsa Fonshteyna [Tekst] / L.N. Kochetkova. Filosofiya i obshchestvo. - 2008. - № 3. - S. 69-79.

16. Kochetkova L.N. Sotsial´noe gosudarstvo i ego kritiki [Tekst] / L.N. Kochetkova. Lichnost´. Kul´tura. Obshchestvo. - 2008. - T. X. - № 1 (40). - S. 247-252.

17. Kochetkova L.N. Postroenie sotsial´nogo gosudarstva: evropeyskiy proekt [Tekst] / L.N. Kochetkova. Sotsial´naya politika i sotsiologiya. - 2008. - № 4. - S. 60-70.

18. Kochetkova L.N. Sotsial´noe gosudarstvo: tseli i funktsii [Tekst] / L.N. Kochetkova. Sotsial´no-gumanitarnye znaniya. - 2008. - № 3. - S. 68-79.

19. Kochetkova L.N. Sotsial´noe gosudarstvo: evropeyskaya teoriya i rossiyskaya praktika [Tekst] / L.N. Kochetkova. Vlast´. - 2008. - № 4. S. 39-43.

Login or Create
* Forgot password?