FORMATION OF THE DESIGN COMPETENCE OF THE FUTURE TOURISM BACHELORS IN THE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE ON THE BASIS OF THE METHODOLOGY OF THROUGH THE DESIGN
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of the article is the assumption that the formation of the design competence of the future bachelors of tourism at the university of arts and culture will be effective if he will be directed to the formation of the ability of the student to develop and implement professional projects, and having in its structure cognitive, motivational, activity and reflective components; developed and implemented pedagogical model of the process, providing the phased transfer of experience from the project activities of the student level to the reproductive creative level; The experimental method is implemented through the design in the educational process.

Keywords:
Bachelor of Tourism, through the design, engineering competence.
Text

На современном этапе развития России подъем туриндустрии невозможен без участия высококвалифицированных специалистов по туризму, обладающих обширными теоретическими знаниями и практической подготовкой, позволяющей расширять экономическую отрасль страны. Бакалавр туризма – это специалист, обладающий широким кругозором в области разработки и реализации туристского продукта; обладающий качествами, удовлетворяющими требования потребителей; а также навыками в сфере организации комплексного туристского обслуживания, являющегося, по сути, проектной деятельностью [1].

Среди требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом к образовательному результату подготовки бакалавра туризма, доминируют результаты, составляющие основу проектной деятельности: междисциплинарные знания и способность к междисциплинарным обоснованиям проектных решений; способность системно и самостоятельно мыслить, выявлять и эффективно решать производственные задачи с использованием проектных алгоритмов; ставить задачи проектирования туристического продуктах, при заданных критериях нормативных требований; способность к использованию инновационных и информационных технологий создания туристического продукта; проектированию программ и туров, турпакетов, экскурсионных программ и других продуктов туристической деятельности [2, с. 3].

Выполнение этих требований обусловливает активный поиск междисциплинарных, интегративных средств формирования у студентов опыта проектной деятельности. Одним из таких, на наш взгляд, высокоэффективных педагогических средств является метод сквозного проектирования, обеспечивающий формирование интегративного опыта проектной деятельности студента в процессе изучения ряда учебных дисциплин, в привязке к одному профессионально ориентированному проекту. 

В данной статье содержится предположение о том, что процесс формирования проектной компетентности будущих бакалавров туризма в вузе искусств и культуры будет эффективным, если: 

  • он направлен на формирование способности обучающегося разрабатывать и реализовывать профессиональные проекты, имеющий в своей структуре когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный компоненты;
  • разработана и реализуется педагогическая модель этого процесса, обеспечивающая поэтапный перевод опыта проектной деятельности студента от репродуктивного уровня до креативного уровня;
  • реализуется экспериментальная методика сквозного проектирования в образовательном процессе.

Проектная компетентность представляет собой системное, динамическое образование в структуре личности будущего бакалавра туризма, формируемое в педагогическом процессе, обеспечивающее его готовность и способность к решению профессиональных задач проектным методом. Проектная компетентность включает четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный. В своей совокупности проектная компетенция будущего бакалавра выполняет функцию обобщенного способа профессиональной деятельности.

Модель процесса формирования проектной компетентности будущего бакалавра в образовательном процессе вуза искусств и культуры на основе методики сквозного проектирования отражает внутренние тенденции этого процесса, содержит целевой, содержательный, процессуальный, критериально-диагностический, результативный блоки и основана на системном, компетентностном, деятельностном подходах, идеях проектного обучения. Особенностью модели является выделение в содержании обучения базового содержания учебных дисциплин профессионального блока, в процессе освоения которым отрабатывается практическая способность студента проектировать соответствующую часть туристического продукта, представленного сквозным проектом. В качестве содержания образования выступают также алгоритмы и содержание проектной деятельности, которыми обучающиеся овладевают в ходе освоения профессиональных дисциплин и сквозного проектирования. 

Методика формирования проектной компетентности будущего бакалавра туризма на основе сквозного проектирования предусматривает реализацию трех этапов этого процесса (обучающий, формирующий, интегрирующий), обеспечивающих последовательное преобразование исходного опыта проектной деятельности обучающихся в репродуктивный, продуктивный и креативный уровни профессиональных задач проектным способом [3, с. 7]. 

Средства решения педагогических задач следующие: овладение алгоритмами проектной деятельности на основе сформированных проектных знаний, умений, навыков решения профессиональных задач проектным способом; интеграция образовательного результата предыдущих этапов, укрупнение единиц опыта проектной деятельности во всё усложняющейся учебно-профессиональной деятельности; мониторинг уровня сформированности всех компонентов проектной компетентности, создание в образовательной среде ценностно-значимых образов проектной деятельности; проектное обучение; ознакомление с целями, стратегиями, закономерностями, механизмами и способами создания турпродукта от генерирования идей до их коммерционализации и воплощения в реальность как целостного проекта. 

Нами было разработано определение сквозное проектирование – процесс целостного обучения в ходе параллельного (горизонтального) и последовательного (вертикального) выполнения учебных проектов по смежным дисциплинам, которые могут быть объединены посредством междисциплинарных заданий в единое целое, для целенаправленного формирования компетентности студентов.

Возрастающая потребность экономики в реализации инноваций сделала актуальной и востребованной такую модель современного специалиста – выпускника вуза, которая характеризуется развитой проектной компетентностью.

Одним из главных условий модернизации системы высшего профессионального образования служит вовлеченность студентов и преподавателей в исследования и проектную деятельность, являющиеся важным ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, прогнозирования и проектирования.

References

1. Mezhvuzovskiy Tsentr distantsionnogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs]. http://i-vuz.com/spetsialnosti-i-napravleniya/turizm.html (data obrashcheniya: 15.10.2015).

2. Federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart vysshego professional´nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 100400 «Turizm» [kvalifikatsiya (stepen´) bakalavr].

3. Nikitina I.V. Proektnaya deyatel´nost´ kak sredstvo organizatsii obrazovatel´noy sredy [Tekst]: avtoref. dis. …kand. ped. nauk / I.V. Nikitina. - Moskva, 2007. - 24 s.

Login or Create
* Forgot password?