Annotation. The author examines the notion of identity-building, the formation of the moral factor, shows how it is revealed through the other categories of professional ethics. Based on this conclusion about the role of knowledge and ethical codes of professional ethics that are the basis for the formation of moral character of employeers of organs of internal affairs.
potential of the individual, the moral factor, professional ethics code.
Мораль как форма общественного сознания занимает особое место в духовной культуре человечества. Она первый социальный регулятор жизнедеятельности людей, социальных групп, социальных институтов. Всепроникаемость морали как основополагающий признак проявляется во всех видах общественных отношений. Невозможно выявить такие отношения, которые были бы нейтральны по отношению к нравственности, поскольку человек, вступая в отношения с другим человеком, природой , космосом неизбежно проявляет себя как существо нравственное.
Сократ наставлял, что «…есть основа для наших добрых стремлений и для утверждения объективного добра. Памятуя об этом, человек должен заботиться о своей душе, о ее совершенстве и красоте, о лучшем и существеннейшем в нем. Вот в чем состоит истинное благо.»
Ведущую роль этики как системы знаний о морали можно определить словами известного философа - правоведа П. И. Новгородцева: « Для человечества всегда будут сохранять силу такие учения, которые помогают ему жить и верить в жизнь, которые оправдывают непосредственное чувство жизни, внушают спокойствие духа…».
Самая человековедческая дисциплина – этика - для сотрудников ОВД является не не менее значимой, а более ,чем совокупность юридических дисциплин. Право начинает интересоваться человеком, когда он совершил некое противоправное деяние. Духовная, морально- этическая составляющая сопровождает человека от первого крика до последнего вздоха.
Специфика профессиональной деятельности сотрудника ОВД такова, что он всегда находиться в ситуации выбора «между добром и злом». Пограничность этой ситуации требует от него каждый раз решения вопроса о выборе форм, средств и методов сопротивления злу. Сотрудник постоянно соотносит норму-идеал и норму - меру, руководствуясь при этом принципом профессиональной этики «меньшего зла» и « наибольшего добра».
В своей профессиональной деятельности сотрудник реализует нормы должного поведения, служащие общепризнанной морали в обществе. Но некоторым гражданам методы работы могут показаться похожими на те, которыми пользуются преступники, то есть безнравственными. Поэтому очень важно, чтобы любой сотрудник ОВД в каждом конкретном случае соблюдал соразмерность применяемых норм, средств, методов не только закону, но и цели, ради которой существуют правоохранительные органы.
В правоохранительные органы, как правило, приходят люди с обостренным чувством справедливости, с конкретными представлениями о добре и зле, жаждущие вершить закон, найти и обезвредить преступника. И здесь, наряду с профессионализмом, служебной и физической подготовкой ведущее место принадлежит морально - этическим требованиям. Вся деятельность сотрудников ОВД связана с жизнью людей, с человеческими судьбами, поэтому основой в работе являются прежде всего морально- нравственные ценности, что определяет профессионально- нравственную культуру сотрудника, которая определяется нравственными качествами каждого сотрудника.
Овладевая основами профессии, приобретая необходимые, фундаментальные знания, невозможно исключить, умалить роль морального фактора, как активность проявления потенциальных возможностей в профессиональной деятельности сотрудника полиции. Этический компонент явственно обнаруживает свое присутствие в жизни и сознании любого человека.
Понятие «потенциал» характеризует совокупность возможностей человека, социальной общности, общества в целом. Деятельность сотрудника ОВД немыслима без проявления нравственных сил личности, готовности и способности к выполнению поставленных задач в определенных условиях: воля к победе, чувство служебного долга, решимость в выполнении приказа, способность преодолеть отрицательные эмоции и т.д. Особую значимость здесь имеют кодексы профессиональной этики. Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к государственным, правоохранительным органам и общественным организациям.
Кодекс служебной этики – значимый фактор формирования и развития профессиональной культуры, обеспечивающий профессиональный и духовный рост членов данной организации. Он может транслировать ценности всем сотрудникам, ориентировать их на единые служебные цели и тем самым повышать профессиональную идентичность, выражая определенным образом единство служебного коллектива, его цели и задачи.
В то же время развитие служебной культуры требует единого кодекса для всех сотрудников – он должен задавать единое понимание миссии и ценностей правоохранительных органов для каждого сотрудника.
Служебная этика регулирует нравственные отношения между сотрудниками различных рангов и специальностей, выделяет поведенческий элемент, рассматривая его в органической связи с профессиональными качествами работника и проявляется в профессиональной морали, которая обладает такими свойствами, как: нормативность, императивность и оценочность.
Поведение сотрудника ОВД – это профессиональное поведение, взаимоотношения в системе «юрист - гражданин» (по вертикали) и «юрист- юрист» (по горизонтали). Специфика и основные черты профессии юриста: ее политическая природа, требование общей культуры, творческий характер, постоянная и тесная связь с негативными явлениями и трудностями в жизни общества. Это отражено в основных принципах профессиональной этики полицейского: гуманность, законность, справедливость, объективность, толерантность и т. д., что отражается моральных нормах и отражают важнейшие черты нравственного облика сотрудника ОВД: ответственность, непримиримость к бездушию, принципиальность, доброжелательность, доверительность, верность, преданность и т. д..
Большая ответственность за поддержание социальной стабильности и упрочение демократических, правовых и духовных основ российского государства, за обеспечение прав и свобод граждан, за внутреннюю и внешнюю безопасность возлагается на государственную службу, правоохранительные органы. Этот социальный институт представляет не только правовую систему, но и этическую, ее способность влиять на все сферы общественной жизни и распространяется на духовную сферу. Устойчивость и надежность правоохранительной деятельности определяется качественным составом, профессиональной и моральной подготовленностью, готовностью к выполнению возложенных на них обществом функций, причем роль морального фактора в деятельности становится весомее, приобретая ведомый характер. Правоохранительная служба как институт общественного служения в силу своей сплоченности, высокого профессионализма и компетенции призван стать фактором стабилизации и духовно- нравственного оздоровления общества гарантом в построении демократического, правового государства и для этого необходимо нравственное самоочищение и возрождение в ее исконном призвании - служить своему народу верой и правдой.