FEATURES AND CAPABILITIES OF PSYCHOLOGICAL HELP AT-RISK YOUNGER PUPILS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In junior high meet students who have difficulty mastering academic material should be considered an individual approach, taking into account the individual characteristics of the person and the specific conditions of its formation, as well as using of correctional work, which aims to compensate for the reduced learning ability by forming positive personal qualities in primary school children.

Keywords:
at-risk younger pupils, psychological care, correctional work, individual approach.
Text

В процессе обучения в младших классах встречается немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. В педагогике на протяжении многих лет выработаны работы со слабоуспевающими учащимися. Традиционно это дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Такие занятия требуют большой затраты времени и сил и учителя, и ученика. К таким занятиям ребенок, как правило, относится негативно и они не всегда дают желаемый результат. Обычно они приводят к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей обучения.

Рассмотрим способы работы с неуспевающими младшими школьниками, которые предлагаются в педагогической литературе. Общая стратегия воспитательного воздействия должна основываться с учетом семьи и школы. По отношению к родителям выстраивается линия побуждения перестройки характера внутренних отношений к ребенку, побудить уделять ему больше внимания, чем было ранее. Политика школы по отношению к слабоуспевающему должна пойти по пути индивидуального подхода и вовлечения в общие дела коллектива. Индивидуальный подход предполагает знание и учёт индивидуальных особенностей личности и специфических условий ее формирования, для понимания того или иного личностного проявления.

Однако, в значительном числе случаев причины этих трудностей носят психологический характер, эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей [4]. Поэтому, работа учителя с отстающими в учении школьниками должна быть принципиально изменена.

М.М. Безруких были выделены основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения [1, с. 17]:

  1. Любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.
  2. Коррекция комплексных трудностей - многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.
  3. Помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.
  4. Системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.
  5. Организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

Психологическая помощь слабоуспевающему школьнику должна начинаться с диагностики, цель которой заключается в выявлении основных трудностей в обучении школьников. Наиболее эффективными методами психологической диагностики трудностей обучения младших школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае, возможно будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми.

Проанализировав научно-практическую литературу, посвященную психолого-педагогическому изучению личности учащихся с трудностями в обучении и подходов к коррекции этих трудностей и выявлению причин, которые обусловливают эти трудности, было проведено обобщение этих данных в целях дальнейшего использования в экспериментальной части работы.

К трудностям обучения, связанных с познавательной сферой обычно относят:

  • Недостатки в развитии восприятия (неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность, слабая дифференцированность, отсутствие планомерности, низкий уровень осмысления воспринимаемого).
  • Несформированность процессов внимания (малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению).
  • Низкий уровень развития процессов памяти (малый объем, слабая удерживающая способность), поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании.
  • Недостатки в развитии основных мыслительных операций (анализа и синтеза) и мыслительных действий школьников (неустойчивость, инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность).
  • Недостатки в сформированности психомоторных процессов школьников как причина трудностей в обучении.
  • Не сформированность зрительно-моторных координаций, слабая дифференцированность мышечных ощущений, недоразвитие микромоторики и их конкретные проявления в учебной работе.
  • Трудности в обучении, связанные с несформированностью пространственных представлений у школьников.

Исследуя познавательную сферу личности, изучаются особенности процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности школьников с низкой успеваемостью. Диагностируется развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, обобщения, классификация на экспериментальном и на учебном материале.

Коррекционная работа направлена на компенсацию пониженной обучаемости с одной стороны, путем формирования учебной деятельности; с другой стороны, через формирование общеучебных интеллектуальных умений, развитие личностных компонентов познавательной деятельности; а также через развитие до необходимого уровня психических функций, которые обеспечивают учебную деятельность (зрительного восприятия, пространственной ориентировки, фонематического восприятия и др.) и формирование базовых представлений и умений (об окружающем, количественных, графических и др.), которые нужны для усвоения программного материал.

Трудности, связанные с особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы, это:

  • несформированность положительной мотивации к учебной деятельности;
  • общение с одноклассниками как доминирующие мотив учения;
  • неопределенное или отрицательное отношение к учению;
  • импульсивность;
  • низкий уровень развития произвольности;
  • инфантилизм и трудности в обучении, с ними связанные.

При исследовании мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности, анализируются мотивация достижения успеха, мотивация избегания наказания, социальные мотивы учения, виды отношения к учению.

Коррекционная работа направлена на компенсацию пониженной обучаемости с помощью формирования положительных личностных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости); формирования учебной мотивации, учебных интересов и положительного отношения к учебной работе. Кроме того используется приемы создания ситуации успеха, переживание радости познания, активизация учащихся на уроках. Одновременно нельзя забывать о необходимости доброжелательного отношения учителя и ликвидации пробелов в знаниях как необходимых условий развития учебных интересов у учащихся [2, 3].

С аффективно-потребностной сферой связаны следующие трудности обучения:

  • недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля и их конкретные проявления в учебной деятельности;
  • недостаточность развития произвольного управления поведением(недисциплинированность);
  • несформированность приемов учебной деятельности как одна из причин общего отставания в учении.

В данном случае при диагностики исследуются формы проявления отрицательных аффективных переживаний: повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, конфликтность, драчливость. Наличие расхождения между завышенным уровнем притязания и реальными способностями ученика как психологический механизм возникновения отрицательных аффективных переживаний. Анализируется самооценка (особенно завышенного характера).

Пути коррекционной работы направлены на снижение уровня самооценки (основное направление устранения отрицательных аффективных переживаний). Изменение приемов воздействия и установление первичного контакта, своеобразное вовлечение ребенка во взаимодействие в ходе обучения, для поиска подходящий для ребенка адаптивного способа обучения. Поддержка взрослым ребенка при выполнении действия в зоне ближайшего развития.

Целью психологической помощи слабоуспевающим младшим школьникам является создание условий, позволяющих ребенку успешно справляться с учебной деятельностью, функционировать и развиваться в системе школьных отношений.

Цель достигается за счет последовательного решения школьными психологами совместно с педагогическим коллективом следующих задач:

  1. Выявление психолого-педагогического статуса ученика для своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
  2. Создание системы психолого-педагогической поддержки в период их адаптации, позволяющей не только приспособиться к требованиям начальной школы, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности (формирование классного коллектива; выработка единой системы обоснованных требований; установление норм взаимоотношения детей со сверстниками, учителями и другими сотрудниками школы и т.п.).
  3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности (адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным возможностям и потребностям учеников начальных классов).

В соответствии с перечисленными задачами в рамках психолого-педагогической работы с учащимися в начальной школе конструктивно осуществлять следующие направления деятельности:

  • психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление степени и особенностей адаптации ребенка к новой социальной ситуации развития;
  • консультативная работа с педагогами и родителями, связанная в основном с обсуждением результатов проведенной диагностики, а также конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психического самочувствия ребенка;
  • методическая работа, направленная на совершенствование методики обучения, по результатам анализа психолого-педагогического статуса младшего школьника;
  • коррекционно-развивающая работа, в форме групповой и индивидуальной психокоррекционной работы, ориентированной на оказание помощи детям, испытывающим трудности адаптации;
  • профилактическая работа, проводимая в форме тренингов и направленная на оказание помощи каждому младшему школьнику;
  • аналитическая работа, направленная на осмысление эффективности текущей психологической работы, оценки ее эффективности и внесение при необходимости коррективов в рабочий план.
References

1. Bezrukikh M.M. Trudnost iobucheniya v nachalnoj shkole: prichiny, diagnostika, kompleksnaya pomoshh.[The difficulties of primary school: causes, diagnosis, comprehensive care]. - M.: Eksmo Publ., 2009.

2. Maltseva T.V.Psikhologiya: kurs lektsiy. [Psychology: a course of lectures]. - Moscow regional branch of the Russian Interior Ministry Mohs. Ruza - 2013.

3. Sepiashvili E.N. Forsyth´s career in teaching students - the future bachelors of pedagogy.Teoriya i praktika obshhestvennogo razvitiya[Theory and practice of social development]. 2014. № 3. pp. 122-124. (in Russian).

4. Sepiashvili E.N. Psychological problems of professional formation of the future specialists. Education. Obrazovanie. Nauka. Nauchnyekadry. [The science. Scientific personnel]. 2014. №1. pp. 283-233 (in Russian).


Login or Create
* Forgot password?