The article describes the main specific features of the design process as one of the most important aspects of human activity. When we analyze the project activities we can face on with paradoxality of the understanding of the nature of the project. This occurs due to the combining the creative component and practical tasks that have to solve designer or researcher. This paper also proposes an integrated approach to project management and design process, which is based on the unity of all components of the project and project processes. At last, author offers the fundamental model of project management is based on system approach.
project, project management, complex approach, system approach, operation model of design.
Проектирование – это один из древнейших видов деятельности человека. С момента появление первого изобретения, усовершенствующего процессы и повышающего производительность труда, проектирование прочно вошло в нашу жизнь. Проектирование как сложный и системный процесс создания нового и изменения среды функционирования и жизни человека является основой преобразования и инноваций в ХХ и ХХI в., однако был присущ человечеству всегда. С момента возникновения первого приспособления для охоты, разжигания огня или собирания плодов, значительно облегчивших и упростивших данный процесс, человечество встало на путь поиска методов и инструментов, повышающих производительность труда и делающих нашу жизнь более удобной. Неукротимое желание получения новых знаний о неведомых уголках земли, тайнах природы и неба заставляли изобретать колесо, учиться строить корабли, приближать к себе звезды посредством телескопов и углубляться в тайны микромира через микроскопы. Амбиции воинов и героев приводили к изобретению все более совершенного оружия, что неумолимо давало толчок прогрессу…
Современного человека все больше удивляет, как наши предки создавали уникальные артефакты, не имея специального образования и высокоточных современных измерительных приборов, компьютеров. Все чаще возникают фантастические версии происхождения египетских пирамид, древнегреческих статуй, шедевров искусства Средневековья и Эпохи Возрождения. Мы просто не можем поверить, что это сделано руками неграмотных, необразованных ремесленников. Индустриализация и эпоха массового производства уничтожили уникальных, единичных мастеров, которые «проектировали» и производили продукцию на основе внутренней интуиции и совершенного мастерства, оттачиваемого годами и десятилетиями.
Принятие решения первыми конструкторами и технологами основывалось на собственном опыте и опыте предыдущих поколений. Конструкция, технология изготовления изделия тщательно прорабатывались для идеального выполнения своих функций (как скрипки Страдивари) и максимального удовлетворения заказчика. Задачи, решаемые современными конструкторами, – форма и дизайн изделия, обоснование конструктивного решения, часто решались только экспериментально, так как развитие науки не позволяло сделать это умозрительно, на основании расчетов. Важная особенность проектирования, которому современные специалисты должны учиться у предшественников-ремесленников, – умение объединять усилия, собственные знания и умения и работать над сложной задачей в сотрудничестве и единстве.
Чертежное проектирование, самое распространенное в индустриальную эпоху, привело эволюцию процесса проектирования к решению задачи отделения производства от поиска, экспериментов, измерений и изменений изделия. Чертежное проектирование позволило точно определить будущие размеры и состав изделия, что обеспечило возможность разделения труда и операций по его производству. Способность чертежного конструирования привела к возможности создания крупных объектов, которые не в состоянии произвести один ремесленник-мастер в своей мастерской: здания, архитектурные сооружения, корабли. Производство крупных объектов возможно только тогда, когда проектировщик имеет представление о конечном результате и соотношении деталей и элементов, его составляющих.
Естественным следствием стало ускорение производственных процессов (в результате разделения труда и совершенствования процесса производства и проектирования), поэтому следующим этапом эволюции проектирования стала эпоха массового производства. Проектирование стало требовать специальных знаний; творческая составляющая процесса, свойственная ремесленниками, начала исчезать, и все большее место стал занимать технократический подход. Инженерное конструирование привело к возможности проектировать и изменять конструкцию изделия много раз, что практически не отражается на стоимости процесса (если, конечно, конструктор следует запланированной смете и срокам). Проблема заключается в том, что целостное восприятие и проектирование целостного объекта в индустриальных условиях осуществляется только на начальных стадиях проекта, когда отстаивается проектное решение или идея в целом. После ее одобрения над разработкой чертежей, рабочей документации, технологии начинает работать множество людей. Поэтому если вначале была допущена ошибка, ее последствия оказываются сложно исправимыми. Кроме того, инженерный подход не предполагает оценки взаимодействия объекта проектирования и самого проекта с другими и смежными объектами, не оценивает глобальных последствий реализации проекта. Особенно это стало актуально сегодня, в XXI в., когда практически все процессы проектирования и управления организациями автоматизированы.
Одной из черт эпохи ХХ–XXI веков является бурное развитие науки и техники, сопровождающееся возникновением и интеграцией в человеческую жизнь множества новшеств – от элементарных приспособлений, упрощающих наш быт, до сложнейших исследовательских приборов, оборудования, агрегатов…
Все достижения человечества основаны на постоянном поиске нового, – и были бы невозможны без уникального нетрадиционного творческого взгляда на стандартные проблемы исследователей, инженеров, разработчиков, словом, тех, кого можно объединить в одну область деятельности – проектирование.
Иногда мы не отдаем себе отчета, что вся искусственно созданная среда, в которой живет человек, – это сложная искусственная система, спроектированная и реализованная поколениями людей.
Современная эпоха характеризуется условиями крайне высокой степени воздействия техногенных факторов на человечество, сопоставимое с силами природы. Если на заре человеческой эволюции природные явления и катаклизмы в большей степени определяли жизнь и деятельность человека, теперь искусственные техногенные явления не уступают природе. Более того, дополнив друг друга, природа и искусственная среда стали сложно управляемой силой, несущей куда больше катастрофических последствий для человечества, чем каждый из них отдельно. Искусственная система, спроектированная и созданная человеком, требует к себе пристального внимания и исследования с позиций системного анализа и комплексного подхода, ведь любое изобретение или идея может оказать влияние на жизни миллионов людей и условия деятельности множества компаний, отраслей, государств.
Традиционное понимание проекта как план строительства какого-либо объекта, выполнения работ требует переосмысления в силу неадекватности современным тенденциям развития науки. Проектирование имеет более сложную организацию, более глубокую сущность, ведь, как мы видим из истории человечества, результаты проектирования могут радикально изменить нашу жизнь. Проектирование – это последовательное, целенаправленное изменение искусственной среды функционирования человека. Именно искусственной, так как все, что создается человеком, – это искусственно созданные объекты и системы.
Понимание проекта и процесса проектирования как системы ведет к неизбежному пониманию высокой взаимосвязи и взаимозависимости всех процессов, проектных работ и результатов. Причем взаимозависимость относится не только к проекту, но и ко всем, так или иначе связанным с ним объектам и явлениям. Так, проектирование порождает новшество, инновационный продукт, который ведет к изменениям в потреблении и потребностях, постепенно требуя изменения в смежных сферах, а затем и в более отдаленных. Даже строительство дома неизбежно приведет к изменениям в привычках и поведении соседей, потребует дополнительной транспортной линии и возведения объектов инфраструктуры. Проектирование и внедрение объекта проектирования ведет к глобальным системным изменениям.
Особенность современного проектирования заключается в возможности (а часто и в необходимости) внесения изменений, что традиционно считается нежелательным и свидетельствует о неэффективности управления проектом. Кроме того, сегодня все больше возникает необходимость одновременного управления несколькими проектами, что без изменения управленческого мышления в сторону системного и комплексного подхода невозможно.
Управление проектом – междисциплинарная сфера деятельности, и требует от менеджеров знаний как в области менеджмента, теории организации, так как и специфических знаний в области проектирования. Однако следует подчеркнуть, что методология и модели управления проектами являются универсальными и могут быть применены в организациях, занимающихся различными видами деятельности, независимо от формы собственности.
Переход к инновационной модели экономики в России, происходящие реформы и переход от сырьевой экономической системы к реальному производству требует и перехода к новой методологии управления проектом, соответствующим поставленным задачам и целям. Изменение экономической парадигмы для России является единственным способом перехода к технологически развитым странам. Однако беспорядочное внедрение самых амбициозных и дорогостоящих проектов пока носит бессистемный и часто бессмысленный с точки зрения системного анализа характер. Отсутствует межрегиональное и межкорпоративное сотрудничество и кооперация, которая позволит добиться синергетического эффекта в проектировании и генерировании идей. Надежды на доступ к технологиям крупнейших мировых лидеров, покупка лицензий часто терпит крах, так как никто не хочет создавать себе конкурента и делиться знаниями… Поэтому для России есть один путь – создание и возрождение собственного научного и инженерного потенциала, определенной страты «проектировщиков», способных создать объекты, результаты которых будут иметь глобальные последствия и приведут к изменению всей экономической и социальной системы страны.
Одна из проблем, связанных со сложностями развития инновационного потенциала России, которую признают руководители научно-производственных подразделений и компаний, заключается в отсутствии подготовленных специалистов в области управления проектами.
Теория и методология управления проектом как системой с позиции комплексного подхода и системного анализа основана на новом механизме организации проектных работ, оценки эффективности проекта, управления рисками и изменениями, опирающихся на концепцию развития и эволюционной динамики систем. В свою очередь, это требует изменения управленческого мышления от элементаризма к холизму, к пониманию системности процессов и глобальной оценки последствий проектирования.
Безусловно, сегодня многие процессы, связанные с проектированием, автоматизированы. Деятельность проектировщика ХХ в. не сравнить с деятельностью проектировщика ХХ в. Однако именно в автоматизации и компьютеризации, внедрении информационных технологий, упрощающих работу, кроется главная ловушка утраты системного мышления в процессе проектирования, и, главное, потери квалификации проектировщиков-инженеров. Знание сущности процессов и умение вручную выполнять операции – это тот профессионализм, который постепенно теряется при компьютерном моделировании и проектировании.
Инновационная экономика не может быть виртуальной или сырьевой. Высокая экономическая эффективность и изменение структуры системы народного хозяйства в пользу наукоемких и высокотехнологичных отраслей достигается через реальное производство и реальный сектор экономики. Поэтому России нужны специалисты, которые будут обладать глубокими знаниями в сфере инновационного проектирования, процессах разработки и внедрения в производство новой продукции.
Важнейшим этапом проектирования является коммерциализация объекта проектирования, на котором, собственно, все вложенные ресурсы начинают окупаться и приносить доход. Однако эффективный проект и его успешная коммерциализация невозможны, если еще на первых стадиях жизненного цикла проекта не будет проведено соответствующее технико-экономическое обоснование и оценка последствий внедрения результатов проектирования. Признание факта взаимозависимости, системного принципа (проект – это система, проектирование – это системные изменения, происходящие на глобальном уровне) в процессе проектированияя является основой системного подхода.
Проект должен обладать высокой адаптивностью, так как проектирование – долгосрочный процесс, часто охватывающий годы, и в течение жизненного цикла проекта могут произойти изменения внешней среды, рынков и политической ситуации, открытия в науке, которые потребуют соответствующих изменений в самом проекте. Менеджер по управлению проектом должен уметь прогнозировать развитие ситуации и быстро реагировать на произошедшие изменения с тем, чтобы проект был завершен и обладал высокой эффективностью. Или, если проект становится экономически или технологически нецелесообразным, обеспечить минимальные потери инвесторов и заказчиков (хотя в идеале, бесперспективные проекты должны отсеиваться на первых стадиях проектирования).
Внутрисистемные связи и механизмы, взаимодействие проектов друг с другом и внутрипроектных работ между собой, организация и координация проектных работ, создание высокоэффективной проектной структуры, ориентация на развитие – это основные задачи современного проект-менеджера и объекты управления проектом.
Сущность процесса проектирования – это изменение глобальной искусственной системы, ведущее к эволюционным изменениям в обществе и экономике. Даже если мы проектируем просто дом, который хотим построить для себя, то его строительство, интеграция в уже сложившийся жилой анклав неизбежно отразится на нас и на соседях, на строительных и подрядных организациях, на природе и экосистеме в целом.
Результатом проектирования всегда будет являться что-то новое, даже если проектируется неинновационный продукт. В результате проектирования возникают новые дома, районы, города и деревни, заводы и кластеры. Может появиться новое лекарство, которое спасет жизни людей, может появиться оружие, которое их уничтожит... Возникновение нового – это двигатель эволюции, развития человеческого общества.
Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, характеризуются сложностью, непредсказуемостью и неопределенностью. Природные, а затем и техногенные катастрофы были всегда, но именно сейчас они приобрели глобальный характер в силу высокой взаимозависимости элементов глобальной системы – человечества и Вселенной. Непонимание и отрицание неизбежности системного подхода и анализа к решению любых задач приведет (и приводит) к кризисам – экономическим, финансовым, политическим, производственным…
Социальная ответственность и системное мышление должны стать обязательным атрибутом проектирования и управления проектом. Часто возникают социально значимые проекты, последствия реализации которых должны обсуждаться всеми участниками и социальным окружением, так как это внесет изменения в их жизнь и деятельность.
Проектирование – живой, динамический процесс, проявляющийся в изменениях состояний объекта проектирования (от идеи до конкретного продукта, от полной неопределенности до знания), в то же время сам меняющий свое состояние – от возникновения идеи и исследований до промышленного освоения и коммерциализации.
Так что же такое проектирование – инженерная деятельность или творчество?
Очевидно, что однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Инженерная деятельность и творчество используют различные методы познания, принятия решений. Творчество основано на ассоциативной деятельности человека, воображаемом или символическом мире, математический и чисто инженерный подход основан на абстракциях и допущениях, часто не отражающих реальность. Проектирование связано с предвидением будущих состояний, будущего объекта, который пока еще существует только в виде идеи проектировщика, но через какое-то время обретет реальные черты и может быть даже станет реальностью.
Поэтому проектирование и успех проектирования будут, по-видимому, зависеть от способности и возможности объединить эти два подхода. Проектировщику необходимо уметь творчески мыслить и решать задачи, чтобы создать что-то новое, также ему необходимо умение мыслить строго абстрактно с тем, чтобы найти оптимальное решение поставленной задачи.
Итак, что же представляет собой проект?
Проект – это динамическая система, состоящая из определенных элементов и связей между ними, а также протекающих в ней процессов, существующих ограниченный период времени, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата), например, создание определенного, уникального продукта или услуги.
Проектирование – это процесс целенаправленного изменения систем любой природы (социально-экономических, физических, технических, технологических и др.), в результате которого изменяются материально-вещественные, потребительские (функциональные), социальные и другие свойства системы (см. рисунок 1). Результатом проектирования является проект. В процессе проектирования возрастает ценность и стоимость первоначального целевого объекта.
Рис. 1. Схематичное изображение воздействия процесса проектирования на различные системы
Проект может быть инновационным (создание принципиально новой техники, технологии, продукта или получение принципиально нового знания) или неинновационным (например, строительство новых производственных площадей, освоение новых территорий, строительство объектов). Однако в любом случае проект ориентирован на создание и освоение принципиально новых для конкретного предприятия продукта, вида деятельности, технологии и т.п.
Проект осуществляется в четко определенной, часто еще на первых этапах, последовательности работ. Если проект уникален, сложен и не имеет аналогов, он может не укладываться в стандартные стадии проекта. В этом состоит сложность и творческий элемент работы проектировщика: в задачи проектирования входит предвидение будущего состояния системы на основании имеющихся данных на настоящий момент. При этом возникновение будущего состояния возможно только в том случае, если расчеты проектировщиков окажутся верными. При этом проект ограничен достаточно жесткими ограничениями – располагаемыми ресурсами, сроками реализации и требованиями заказчика к результату.
Наличие нестабильности задачи и условий ее реализации в процессе проектирования (в ходе выполнения проекта может возникнуть ситуация, при которой запланированные результаты будут не совпадать с фактическими, что потребует отката назад и пересмотра проекта с начальной точки) говорит о необходимости гибкого подхода к управлению проектом и процессу проектирования.
Как динамическая система, проект обладает следующими признаками:
- возможность выделения в составе проекта составляющих его частей (элементов и подсистем) (элементаризм);
- функционирование всех элементов во взаимосвязи и взаимодействии (как целостность);
- взаимодействие с внешней средой (проект является открытой системой);
- изменение проекта во времени и пространстве (изменение характеристик и свойств элементов, их состава, состава проектных работ).
Множество элементов проекта и связей между ними образуют структуру проекта. Для того чтобы определить основные составляющие проект элементы и подсистемы, осуществляется пространственная декомпозиция. Пространственная декомпозиция и выделение элементов и подсистем проекта может осуществляться с различной степенью детализации. К основным элементам проекта относятся: проектная документация, производственные объекты, технологическое оборудование и оснастка, технология, продукт (результат проекта), исполнители (проектировщики, специалисты) и руководители, потребные ресурсы, внешние контрагенты.
Базовая модель проектирования, основанная на комплексном подходе и системном анализе, представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Базовая модель проектирования
Схема демонстрирует системный комплексный подход к процессу проектирования, в соответствии с которым проект выступает как система, в которой последовательно определяются функции основных элементов проекта, состав элементов в соответствии с определенными функциями, а затем определяется структура проекта и процесса проектирования. В свою очередь, объект проектирования – также система, поэтому сам процесс проектирования с точки зрения системного подхода также основывается на трех составляющих: определение функций, состава соответствующим им элементов (в частности, это могут быть детали, комплекты, узлы и т.д.) и структурная организация элементов, воплощаемая в конструктивном решении.
Таким образом, проектирование должно быть представлено в следующей последовательности этапов:
- Функциональное проектирование – определение основных функций, подфункций и задач проектируемого объекта.
- Элементное проектирование – определение необходимых элементов, подсистем, частей, необходимых для реализации указанных в п. 1 функций.
- Организационное (структурное) проектирование, которое включает:
a. анализ выходных функций проектируемого объекта с точки зрения их заданных технико-экономических, эргономических характеристик;
b. разработка конструктивных решений;
c. разработка принципиальных, электрических, архитектурных и других схем, объекта проектирования и иной документации.
Операционная модель проектирования, представленная на рисунке 3, предполагает разделение проекта на три укрупненных блока операций: виртуальный логический проект, результатом которого будет являться модель объекта проектирования; функционально-технический проект, в результате которого объект проектирования доводится до возможности коммерческого и промышленного освоения; эксплуатация и коммерциализация проекта (реализация).
Рис. 3. Операционная модель проектирования системы
Основной принцип операционной модели проектирования заключается в системном и комплексном подходе к проектированию, обратной связи, декомпозиции работ и процессов в ходе проектирования и реализации проекта, позволяющие в полной мере охватить все стадии проекта и обеспечить полное участие всех участников проекта и заинтересованных сторон.
Методология управления проектом как динамической системой требует объединения всех стадий проекта единый процесс. В процессе декомпозиции проекта осуществляется его разбиение на составные стадии, части, подсистемы, работы. Однако важнейшей задачей в системе управления проектом является объединение отдельных компонент в единое целое с тем, чтобы процесс проектирования был эффективным на любом уровне детализации и общности.
Сущность процесса управления проектом можно определить через три этапа: аналитический (выделение отдельных задач, разделение задачи на части); синтетический (объединение частей в целое на новом уровне); критический (оценка последствий эксплуатации и реализации объекта проектирования). Каждый из этих этапов повторяется на каждой стадии жизненного цикла проекта, причем с каждым повторением осуществляется бо́льшая детализация.
Процесс разработки и выбора проектного решения можно условно разделить на три стадии, в результате которых формируется проектное решение:
- Проектная дивергенция;
- Проектная концептуализация;
- Проектная конвергенция.
Модель разработки и выбора проектного решения (модель «воронки», см. рисунок 4) отражает особенности процесса поиска идеи, выработки и поиска решения, основанные на специфической деятельности проектировщика – творческой реализации потенциала объектов и идей. Почему модель «воронки»? Потому что процесс проектирования во многом похож на фильтрацию и концентрацию потоков, только информационных. Огромный и беспорядочный поток информации, поступающий к проектировщику, должен быть проанализирован и структурирован, постепенно снижая неопределенность и неупорядоченность сведений и все более выкристаллизовывая конкретное проектное решение поставленной задачи с заданными условиями.
Рис. 4. Модель выбора проектного решения по принципу «воронки»
Проектная дивергенция – процесс исследования проектных ситуаций, формирования пространства проектных решений и поиск оптимального (наилучшего) решения.
Дивергентный метод (от лат. divergere – расходиться) основан на поиске множества альтернативных решений одной и той же заданной проблемы. Принятие решения на данном этапе не осуществляется.
В отличие от традиционной методологии управления проектами дивергентный подход подразумевает неопределенность и неустойчивость целей и задач, сознательный отказ от наиболее напрашивающихся и заданных решений, ориентацией на инновационный поиск. Неопределенность знаний об объекте проектирования максимальна.
При проектной дивергенции задания и условия, выдвигаемые заказчиком, рассматриваются как отправная точка в исследовании, которые, однако, могут быть изменены в ходе формирования пространства проектных решений (естественно, по согласованию с заказчиком, что еще раз подтверждает необходимость взаимодействия всех контрагентов проекта). В формируемом пространстве решений необходимо четко определить те компоненты, которые могут быть изменены, и те, которые являются априорными и неизменными (например, какие детали, части изделия, функции в конструкции и т.п. могут быть подвержены изменениям). Проектная дивергенция требует обработки большого числа информации, данных, фактов прежде, чем будет принято предварительное проектное решение. Цель проектной дивергенции – устранение ошибочных установок и требований заказчиков на самых ранних стадиях.
Для того чтобы избежать чрезмерных затрат ресурсов (прежде всего финансовых средств и времени), в период научного поиска и проектной дивергенции необходимо четкое управление данным процессом. Поэтому основу проектной дивергенции составляет умение правильно ставить вопросы и находить на них ответы, что требует привлечения лучших специалистов в области проектирования.
Проектная концептуализация – процесс выбора решений и формирование окончательного проектного решения.
На стадии проектной концептуализации осуществляется творческий поиск, разработка гипотез и принятие решений на основе сформированного пространства решений на предыдущей стадии дивергенции. На данном этапе велика вероятность ошибки и принятия неоптимального проектного решения, так как выбор решения основан на мнении и позиции проектировщиков и разработчиков. В результате проектной концептуализации формируется концепция проектного решения, достаточная для разработки единого проекта, четко определяются цели и задачи, ограничения, закрепляются условия и требования технического задания. Здесь же осуществляется системная декомпозиция задач, работ и процессов.
Для успешной проектной концептуализации необходимо обеспечить возможность свободы выбора проектных решений и эффективная оценка последствий реализации того или иного варианта решений (например, оценка различных вариантов конструкции или технологии, испытание различных опытных образцов). Результаты такой оценки сужают пространство поиска проектных решений и способствуют выбору наилучшего.
Проектная конвергенция – разрешение возникающих противоречий в принятом проектном решении, окончательный выбор альтернативы, формирование проекта.
Конвергентный метод (от лат. convergere – сходиться) противоположен, по сути, дивергентному и основан на решении задачи на основе определенного заданного алгоритма (когда известна последовательность операций и действий для решения задачи).
Сущность процесса конвергенции заключается в создании определенных групп проектных решений по признакам подобия и сходимости. В результате проектной конвергенции формируется конкретный проект в соответствии с целями и задачами, сформулированными и заданными на предыдущем этапе. В современных условиях данный этап формирования проектного решения может быть максимально автоматизирован в силу достаточно стандартных методов и процедур. На данном этапе уровень знания об объекте становится определенным и достаточным для промышленного освоения. На этапе конвергенции осуществляется окончательный выбор альтернативы из множества имеющихся, при этом критерии отбора должны быть четко определены с тем, чтобы ускорить процесс принятия проектного решения (следовательно, снизить затраты ресурсов). Оценка пространства проектных решений должна быть более детализированной, однако проектирование систем достигает максимальной детализации только после принятия и проработки окончательного проектного решения (после точки конвергенции).
Цель проектной конвергенции – анализ альтернативных проектных решений из пространства решений и выбор альтернативы. Оценка и выбор альтернативы из пространства множества проектных решений осуществляется в следующей последовательности укрупненных этапов (см. рисунок 5):
Рис. 5. Укрупненные стадии процесса выбора альтернативы из множества проектных решений
Итак, мы рассмотрели основные особенности проекта и процесса проектирования, определили, что сущность любого проекта – изменение глобальной среды и экосистемы, поэтому проект и объект проектирования должны рассматриваться как аспект динамической системы, в единстве и взаимозависимости всех элементов. Мы также проанализировали суть проекта и сформировали базовую модель проектирования, основанную на трех аспектах системного подход: функциональном, элементном и организационном. Была подробно рассмотрена модель «воронки», описывающая процесс системного формирования проектного решения как единство и последовательность стадий проектной дивергенции, концептуализации и проектной конвергенции.
Системный подход и комплексный анализ являются наиболее современными и перспективными методами управления проектами, так как позволяют достичь целей эффективности, коммерциализации, ориентации на инновационность, творческий потенциал и генерирование идей, что является наиболее важным с точки зрения развития инновационного бизнеса.
1. Gibson Dzh. Organizatsii: povedenie, struktury, protsessy [Tekst] / Dzh. Gibson, D. Ivantsevich; per. s angl. - M.: INFRA-M, 2000. - 662 s.
2. Daft R. Upravlencheskie resheniya. Sekrety uspekha [Tekst] / R. Daft. - M.: Dashkov i Ko, 1999.
3. Daft R. Menedzhment [Tekst] / R. Daft. - 8-e izd. - SPb.: Piter, 2009.
4. Dzhons D. Metody proektirovaniya [Tekst]: per. s angl. / D. Dzhons. - 2-e izd., dop. - M.: MIR, 1986. - 326 s.
5. Medouz D.Kh. Predely rosta. Doklad Rimskomu klubu [Tekst] / D.Kh. Medouz, D.L. Medouz, 1972.
6. Medouz D.Kh. Predely rosta: 30 let spustya [Tekst]: per. s angl. / D.Kh. Medouz, D.L. Medouz, Y. Randers. - M.: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2012. - 358 s.
7. Statisticheskiy sbornik «Nauka Rossii v tsifrakh: 2011», Tsentr Issledovaniya i statistiki [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.csrs.ru/statis/sc/sc2011.htm.
8. Rukovodstvo k svodu znaniy po upravleniyu proektami (PMBOK), PMI, 2014.