The article presents an analysis of the experience Borisova M.M., N.N. Kozhukhova, Ryzhkova L.A. on the theory and methodology of physical education of preschool children in pre-school educational institutions. The peculiarities of the development of children´s motor skills, learning their movements, sports games and exercises, describing the exercise and classification; It offered various forms of physical education and its organization of work in preschool institutions.
рhysical education, forms of work on the physical development of children, the formation of the initial representations of the human body, the safety and control of physical education, organization of subject-developing space, physical culture and sports-play equipment, pedagogical diagnostics (monitoring) of the individual development of children, planning for physical education, individual approach to physical training of preschool children, outdoor games, sports games, sports exercises.
Модернизация российского образования требует активных преобразований в сфере физического воспитания подрастающего поколения. Современная система физического воспитания в дошкольных образовательных организациях нуждается в обновлении как в содержательном и технологическом плане.
В ходе занятий с детьми по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях внедряются современные физкультурно-оздоровительные технологии (аквааэробика, ритмическая гимнастика, упражнения на тренажерах, аэробика, степ-аэробика, игровой стретчинг, фитбол-гимнастика, боевые искусства), которые направлены на сохранение здоровья и повышение двигательной активности детей, развитие интереса к занятиям физическими упражнениями и могут использоваться как в рамках непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, так и в качестве дополнительных занятий [4, 9].
Особого внимания заслуживают технологии, связанные с обеспечением физической готовности детей к школе. Примерами таких технологий могут быть: технология развития кисти руки и крупной моторики с целью подготовки детей к освоению графики письма, технология преодоления медлительности детей за счет подвижных игр и игровых упражнений [3].
В настоящее время в связи с ухудшением состояния здоровья детей становятся особо актуальными специальные здоровьеформирующие технологии физического воспитания, предусматривающие использование ценностей физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья занимающихся [8].
В XXI в. перспективным направлением развития физического воспитания является создание наукоемких технологий. Такие технологии предполагают активное внедрение новейших достижений науки в практику физического воспитания. В современных условиях приоритетными являются научно-технологические разработки, которые позволяют осуществлять контроль над состоянием организма в ходе выполнения упражнений, в автоматических режимах анализировать весь объем приходящей и ранее получаемой и накопленной информации и оперативно корректировать содержание, объем, интенсивность и форму предложения тренирующих воздействий. К наукоемким технологиям, применяемым в практике современных дошкольных образовательных организаций, можно отнести диагностические (шагометрия, спирометрия, степ-тест для определения физической работоспособности, рефлексометрия и др.) и развивающие (аппарат «БОС-дыхание», тренажерно-информативная система (ТИСА)) методы.
Перспективным направлением методики физического развития является также разработка и внедрение технологий, направленных на повышение функциональных возможностей организма ребенка, стрессоустойчивости старших дошкольников за счет рационально организованной двигательной деятельности.
Перспективным направлением использования физических упражнений с целью повышения функциональных возможностей организма ребенка является учет предрасположенности ребенка к конкретному специфическому виду двигательной активности, в котором он наиболее успешен [7].
Перспективна также разработка экспресс-диагностики физического развития и физической подготовленности детей, технологий, обеспечивающих интеграцию разных образовательных областей.
В 2016 г. в Издательстве «ИНФРА-М» вышло в свет учебное пособие «Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников» авторского коллектива в составе М.М. Борисовой, кандидата педагогических наук, доцента Института педагогики и психологии Н.Н. Кожуховой, кандидата психологических наук, доцента Л.А. Рыжковой, преподавателя высшей квалификационной категории, председателя Территориальной профсоюзной организации работников учреждений городской системы образования, под редакцией С.А. Козловой, доктора педагогических наук, профессора Института педагогики и психологии образования.
Представленная к выходу в свет работа является переизданием учебного пособия «Воспитатель по физической культуре в дошкольных организациях». Это связано с тем, что в настоящее время основной акцент сделан на подготовке будущего педагога к осознанию необходимости учиться в течение всей жизни, профессиональной мобильности, готовности выполнять профессиональные функции в быстро меняющемся мире.
Сегодня компетентный педагог – это не только человек, обладающий определенной специальной, профессиональной подготовленностью, но и человек, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, работать в инновационном пространстве и т.д.
За последние годы введение двухуровневой системы образования (бакалавриат – магистрат) обусловило существенные изменения в структуре, содержании и технологиях обучения будущих педагогов в условиях педагогического вуза.
В настоящее время подготовка специалистов дошкольного образования должна быть направлена на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни, углубление, систематизацию, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации педагогов, а также в связи с необходимостью освоения современных методик и технологий.
В связи с расширением должностных обязанностей воспитателя группы в его функционал включается проведение физкультурно-оздоровительной работы [5]. Он должен уметь строить педагогический процесс, обеспечивать безопасность при проведении физкультурно-оздоровительной работы; проводить разнообразные формы такой работы в дошкольной образовательной организации [5], профилактические мероприятия для детей с функциональными отклонениями в состоянии здоровья [11]; осуществлять взаимодействие с родителями по проблемам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в области физической культуры [1, 10, 11].
Профессиональная компетентность воспитателя предполагает его готовность к реализации в своей деятельности современной концепции физического образования дошкольника – направленность воспитательно-образовательного процесса на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Объективная необходимость написания данного учебного пособия обусловлена стремлением помочь воспитателям в планировании, организации и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Настоящее издание призвано содействовать педагогам в быстром получении информации по вопросам, возникающим в процессе организации и проведения физкультурно-оздоровительной работы в дошкольной образовательной организации, познакомить с современными представлениями о физической культуре детей дошкольного возраста, снабдить их необходимыми современными методическими материалами. Содержание учебного пособия соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Учебное пособие состоит из семи глав. В первой главе авторами раскрываются основы теории и методики физического воспитания, рассматриваются основные понятия, цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста. Авторы обращают внимание на характеристику и классификацию физических упражнений. Важное место отводится формированию двигательных навыков в процессе обучения движениям, этапам обучения детей физическим упражнениям и развитию физических качеств.
Во второй главе учебного пособия достаточно полно описаны особенности развития моторики детей от рождения до семи лет, обращается внимание на развитие движений детей раннего возраста [2].
Третья глава посвящена обучению детей дошкольного возраста движениям. Авторский коллектив раскрывает методику обучения основным движениям, обращая внимание на подготовительные и подводящие упражнения при обучении движениям.
Обучению детей подвижным и спортивным играм, упражнениям посвящена четвертая глава пособия. В главе достаточно полно описывается организация и методика обучения подвижным и спортивным играм, спортивным упражнениям. Авторами дается описание подвижных игр для детей разных возрастных групп [3, 7].
Глава пять раскрывает формы работы по физическому воспитанию в дошкольной образовательной организации и их место в режиме дня. Важное место отводится примерным конспектам по каждой форме работы с дошкольниками.
Глава шестая раскрывает организацию работы по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Достаточно полно представлен перспективный план работы по формированию представлений об организме, дана методика, направленная на выявление представлений о человеческом организме для старших дошкольников. Ценным является то, что в главе представлены планы – конспекты занятий по формированию представлений об организме. Важное место отводится организации работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
В главе семь авторы рассматривают организацию работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях. Обращается внимание на безопасность и контроль за физическим воспитанием в дошкольной организации, а также на педагогическую диагностику (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста. Большое внимание уделяется физкультурному и спортивно-игровому оборудованию и организации предметно-развивающего пространства [11].
Книга имеет как теоретическую, так и практическую значимость и будет полезна не только воспитателям дошкольных образовательных организаций, инструкторам по физическому воспитанию, педагогам дополнительного образования слушателям курсов повышения квалификации, а также студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».
1. Alekhina G.V. Organizatsiya kluba «Vmeste s mamoy, vmeste s papoy» kak forma raboty s roditelyami instruktora po fizicheskoy kul´ture i psikhologa v doshkol´noy obrazovatel´noy organizatsii [Tekst] / G.V. Alekhina. Dukhovnye tsennosti v vospitanii i obrazovanii detey i molodezhi: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - M.: Sputnik+, 2014. -S. 113-118.
2. Borisova M.M. Podvizhnye igry s det´mi rannego vozrasta [Tekst] / M.M. Borisova. Sovremennoe doshkol´noe obrazovanie. Teoriya i praktika. - 2012. - № 2. - S. 44-47.
3. Borisova M.M. Osobennosti provedeniya malopodvizhnykh igr i igrovykh uprazhneniy v rabote s doshkol´nikami [Tekst] / M.M. Borisova. Sovremennoe doshkol´noe obrazovanie. Teoriya i praktika. - 2011. - № 3. - S. 47-49.
4. Borisova M.M. Step-aerobika v rabote s doshkol´nikami [Tekst] / M.M. Borisova. Detskiy sad ot A do Ya. - 2012. - № 6 (60). - S. 94-99.
5. Borisova M.M. Formy organizatsii fizicheskogo vospitaniya v ramkakh vvedeniya FGOS doshkol´nogo obrazovaniya [Tekst] / M.M. Borisova. Rol´ psikhologii i pedagogiki v razvitii obshchestva. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Nauchnyy tsentr «AETERNA». - 2014. - S. 8-12.
6. Borisova M.M. Sovremennye tekhnologii ukrepleniya zdorov´ya i fizicheskogo razvitiya doshkol´nikov [Tekst] / M.M. Borisova. O nekotorykh voprosakh i problemakh psikhologii i pedagogiki. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki. - 2014. - S. 53-56.
7. Borisova M.M. O sportivnykh igrakh sovremennykh doshkol´nikakh [Tekst] / M.M. Borisova, N.E. Vlasenko. Fizicheskaya kul´tura, sport i zdorov´e v sovremennom obshchestve. Sbornik nauchnykh statey Vserossiyskoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. G.V. Bugaeva. - 2015. - S. 83-89.
8. Borisova M.M. Zdorov´esberegayushchie tekhnologii v sovershenstvovanii obshcheobrazovatel´nogo protsessa v doshkol´nom uchrezhdenii [Tekst] / M.M. Borisova. Doshkol´nik. Metodika vospitaniya i obucheniya. - 2014. - № 5. - S. 53-58.
9. Borisova M.M. Fitnes dlya detey doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / M.M. Borisova. Detskiy sad ot A do Ya. - 2012. - № 5 (59). - S. 4-11.
10. Oglobina S.K. Sotrudnichestvo doshkol´noy obrazovatel´noy organizatsii s sem´yami vospitannikov po fizicheskomu vospitaniyu detey starshego doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / S.K. Oglobina. Dukhovnye tsennosti v vospitanii i obrazovanii detey i molodezhi: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - M.: Sputnik+, 2014. - S. 147-151.
11. Frolova N.V. Sozdanie ozdorovitel´noy sredy v usloviyakh doshkol´nogo obrazovatel´nogo uchrezhdeniya kombinirovannogo vida [Tekst] / N.V. Frolova. Dukhovnye tsennosti v vospitanii i obrazovanii detey i molodezhi: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - M.: Sputnik+, 2014. - S. 157-160.