Abstract The article presents the experience of methodological support of teachers, including the study of requests methodological support and practical assistance to teachers.
organizational and methodological activities, methodological support, interactive methods.
Организационно-методическая деятельность в рамках методического сопровождения педагогов включает изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды; прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования; организация работы методических объединений педагогических работников; участие в разработке содержания регионального компонента образовательной программы детского сада; участие в разработке программы развития учреждения; обеспечение комплектования фондов учебно-методической литературы учреждения; подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников учреждения; организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся учреждения.
Среди форм организационно-методического сопровождения, как показывают результаты веб-анкетирования журнала «Современный детский сад» в 2014 году [2], наиболее эффективными признаются методическая помощь при подготовке к самоаттестации (36,4%) и в повышении квалификации (63,6%), организация конкурсов профессионального мастерства (54,5%).
Таблица 1
Ответ | % |
Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам | 38,46 |
Изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам в период подготовки к аттестации в межаттестационный период | 46,15 |
Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования | 61,54 |
Организация работы методических объединений педагогических работников | 46,15 |
Участие в разработке содержания регионального компонента образовательной программы детского сада | 23,08 |
Участие в разработке программы развития учреждения | 38,46 |
Обеспечение комплектования фондов учебно-методической литературы учреждения | 30,77 |
Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников учреждения | 53,85 |
Организация и проведение фестивалей, конкурсов, предметных олимпиад, конференций | 61,54 |
Кроме того, в рамках организационно-методического направления работы наиболее популярными являются следующие интерактивные методы методического сопровождения.
Метод деловых игр
Деловые игры позволяют педагогам эмоционально включиться в решение ситуационных педагогических задач и самоорганизоваться на примере игровой деятельности, близкой им по опыту работы с детьми. Затем на основе метода имитационного или игрового моделирования попытаться вместе решить задачи, которые не осознавались ранее как проблемные. При этом любая деловая игра включает несколько компонентов: игровое стимулирование и проблему, имитацию реальной ситуации, реальное различие интересов, мнений, точек зрения участников при условии соблюдения игровых правил.
Среди классификации таких игр выделяют следующие (по Н.Ф. Дику [3]):
- Имитационные деловые игры – вид деловых игр, которые связаны с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами. Например, педагогам предлагается сделать игровое упражнение «Островки» [6]: всем участникам нужно разместиться на газете (сначала на всей, потом – на половине газеты, под конец – на трети). Воспитатели разбиваются на группки по 4–6 человек и на скорость выполняют задания. Затем участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.
- Ситуационные деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т.е. напряженное действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры всегда связаны с конфликтом.
- Сюжетные деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определенном сюжете. Например, воспитателям-сменщикам предлагается поиграть в «сиамских близнецов» [4]. Затем проводится обсуждение: трудно ли было создавать картину вместе? В чем именно заключалась трудность? Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).
- Ролевые деловые игры – вид деловых игр, в которых определяются характеристики ролей и позиции участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы.
- Функциональные и позиционные деловые игры – вид деловых игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по технологиям, программам посредством борьбы мнений.
- Организационно-деятельностные деловые игры – самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, разработок.
Игровые тренинги
Игровые тренинги направлены на активизацию потенциалов эмоционального и личностного роста в условиях пересечения игровой и профессиональной деятельности педагогов, индивидуальной и групповой работы с воспитателями. Они помогают эффективно проводить профилактику профессионального выгорания воспитателей и специалистов в условиях включения в разные формы методической работы отдельных психогимнастических этюдов, игровых упражнений и серии обучающих, тренинговых ситуаций. Например.
Игровой тренинг «Квадрат» [1]
Инструкция ведущего следующая: «Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат». Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Можно строиться и в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Главный вопрос: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
Педагогический КВН [5]
Педагогический КВН позволяет:
- включить в активную деятельность всех воспитателей, специалистов, работающих в детском саду, и направить их на взаимное сотрудничество;
- сблизить педагогов всех возрастов и с различным педагогическим стажем;
- актуализировать и активизировать у педагогов знания, имеющиеся и полученные на семинарах, консультациях и при самостоятельном изучении.
Этапы подготовки КВН в детском саду описаны ниже.
1-й этап – первичная организационная работа. В первую очередь необходимо решить, сколько команд будет участвовать в мероприятии (удобно создавать группы из 5–6 человек). Желательно сделать это таким образом, чтобы в каждой из них были и педагоги-стажеры, и молодые специалисты, и узкие специалисты (музыкальные руководители, инструктор по физкультуре, педагог-психолог и учитель-логопед). Возможно формирование команд по принципу учета возрастных групп, с которыми работают воспитатели.
Далее разрабатывается сценарий. Он должен содержать разнообразные задания с регламентом их выполнения.
2-й этап – подготовка к соревнованиям.
Для начала до сведения каждой команды доводится, какого рода задания будут в КВН (без конкретики). Команды придумывают свое название, девиз, эмблему (или другую атрибутику). Педагоги знакомятся также с темой домашнего задания, выбирают дни, когда им удобнее готовиться. Обычно за время подготовки собираются 3–4 раза. В первый раз – для выбора капитана, распределения обязанностей, подбора материала и атрибутики. На последующих сборах отрабатываются наработанный материал, домашнее задание, проверяется выполнение поручений.
В помощь участникам в методическом кабинете готовится выставка методической и публицистической литературы.
3 этап – проведение КВН.
На подготовку зала и команд выделяется 5–7 мин. Вначале участники знакомятся с составом жюри, затем определяется место команд в зале. Задания даются непосредственно перед проведением каждого этапа конкурса с объявления участникам оценочной шкалы. При этом если четко продумана организация КВН, соблюдается регламент выступлений, а ведущий лаконичен, то основная часть мероприятия длится 50 мин.
В конце мероприятия объявляется конечный результат и происходит награждение: в первую очередь команды-победителя, затем поощрительные призы получают остальные команды. Обычно призами являются методическая литература, канцелярские товары, сладости.
Конкурс профессионального мастерства
Конкурс профессионального мастерства включает несколько методов и форм методического сопровождения воспитателей и специалистов ДОО, направлен на их сплочение и демонстрацию положительного педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня готовности к управлению качеством образовательного процесса, активизацию установок на творчество и импровизацию. Он может быть организован по-разному. Например, так, как это описано старшим воспитателем ГБОУ детского сада № 1505 компенсирующего вида г. Москвы Л.А. Абузяровой под руководством Н.В. Микляевой.
Цели и задачи проведения конкурса педагогического мастерства: изучение уровня сформированости профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способности, техника; формирование профессиональных умений, связанных с проявлением педагогического такта в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОО; развитие обусловленных особенностями осуществления педагогической деятельности внимания и наблюдательности, творческого мышления и воображения.
Сценарий конкурса:
1 тур конкурса: Психологическая настройка на участие в конкурсе и творческую работу.
Воспитателям предлагается принять участие в выполнении упражнений на формирование умений быстро включаться в деятельность и управлять своим творческим самочувствием. Для этого педагогам предлагаются упражнения, которые выполняются коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.
Упражнение 1. «Войди в наш круг»
Все воспитатели стоят в кругу, один из них – вне. С помощью максимального использования всех возможностей невербальных средств общения надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.
Упражнение 2. «Коллективный рисунок»
Прослушать магнитофонную запись музыкального фрагмента, а свои чувства и мысли выразить в коллективном рисунке, написать или разыграть короткий рассказ, связанный с его содержанием. Упражнение активизирует произвольное внимание, творческое воображение.
Упражнение 3. «Почемучка»
Для проведения упражнения используется картина остросюжетного содержания, которая демонстрируется воспитателям. Им предлагается внимательно рассмотреть ее, дать название и поставить такие вопросы, которые максимально активизировали бы воображение аудитории. Выполняется поочередно всеми членами педагогического коллектива, участвующими в конкурсе, по кругу. Благодаря данному упражнению активизируется способность педагогов к постановке проблем, анализирующее восприятие и творческое воображение.
Упражнение 4. «Сделай подарок»
Все сидят в кругу. По очереди педагогам предлагается сделать подарок кому-нибудь из членов коллектива. Выполняется невербально, используя мимику и жесты. Те, кому дарят подарок, должны отгадать, что же этого может быть.
2 тур конкурса: Владение приемами педагогической техники. Управление своим эмоциональным состоянием.
Упражнение 1. «Имитационная игра»
Требуется войти в группу в образе ребенка, заведующей, методиста. Проследить, как меняется эмоциональный настрой, передается характер персонажей.
Упражнение 2. «Здравствуйте!»
Поприветствуйте ребят словом «Здравствуйте!» с десятью оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.
Упражнение 3. «Глаза в глаза»
«Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка: с укоризной, с настойчивым запретом, с безмерным удивлением, с гневом, с ожиданием дальнейших действий».
Упражнение 4. «Микропреподавание»
Нужно рассказать слушателям – аудитории – о том, каким образом можно управлять собой в ситуации, когда необходимо обсудить с детьми их поведения (этическая беседа). В ходе рассказа слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель. Затем выступавшему воспитателю необходимо описать свое физическое и психологическое состояние во время микропреподавания. Сравниваются самоотчет выступавшего и отчеты слушателей.
3 тур конкурса: Задания на проверку педагогического мастерства и такта воспитателя.
Упражнение 1. «Анализ проблемной ситуации»
Ведущий, обращаясь к педагогам, говорит: «Вам дается несколько секунд на то, чтобы разбиться на три команды. Получилось? Какая помощь нужна?
Теперь вместе с членами ваших команд проанализируйте следующую проблемную ситуацию:
«Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:
– Что ты собираешься рисовать и чем?
– Как будешь располагать рисунок на листе бумаги?
– Что нарисуешь сначала, а что потом?
Напоминает, что после рисования надо все положить на свое место».
Ответьте на вопросы: Чем обосновано такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей? Есть ли в нем необходимость? Почему вы так думаете?
Упражнение 2. «Детская поделка»
Команде предлагается за определенное время создать с помощью цветной бумаги, листов картона, шерстяных ниток, ножниц и клея поделку – детскую игрушку – так, чтобы было ясно, дети какой возрастной группы могли ее сделать. Команда-соперница должна отгадать возраст детей и обосновать свой ответ.
Упражнение 3. «Ролевая игра»
Каждая команда педагогов заранее готовит и инсценирует на конкурсе педагогическую ситуацию из жизни детского сада, оборвав ее показ в кульминационный момент. Команда-соперница за определенное время должна найти решение и проиграть развязку ситуации. Решение своих и предложенных ситуаций команды обосновывают с позиций педагогической целесообразности. При этом анализируется типичность показанных ситуаций, рациональность их решения, гуманность позиции, мастерство инсценировки.
Упражнение 4. «Проведение беседы с ребенком»
Данное задание выполняется капитанами команд. Им предлагается проанализировать следующую ситуацию: «Ребенок вашей группы ударил другого, с которым играл. Вы воспитатель. Ваши действия...».
Подведение итогов конкурса (экспертная оценка жюри) и награждение победителей.
Таковы особенности организационно-методического сопровождения педагогического коллектива современного детского сада. Фактически, они отражают своеобразие ФГОС дошкольного образования и Стандарта профессиональной деятельности педагога через призму интерактивных форм педагогического взаимодействия.
1. Borit´ko A. Trening «Splochenie kollektiva» [Elektronnyy resurs] / A. Borit´ko, Yu. Takmakova. - URL: http://www.psyoffice.ru/4-0-5622.htm
2. Ivanova M.A. Pedagogicheskiy kollektiv doshkol´nogo otdeleniya i detskogo sada: problemy i perspektivy razvitiya v edinstve s profsoyuzom [Tekst] / M.A. Ivanova. Sovremennyy detskiy sad. - 2014. - № 4.
3. Miklyaeva N.V. Rabota pedagoga-psikhologa v DOU [Tekst]: metodicheskoe posobie / N.V. Miklyaeva, Yu.V. Miklyaeva. - M.: Ayris-press, 2005.
4. Rogova I.Yu. Trening na splochenie pedagogicheskogo kollektiva «Ya + Ty = My» [Elektronnyy resurs] / I.Yu. Rogova. - URL: http://goo.gl/1E4T3t
5. Stibunova I.L. Pedagogicheskiy KVN - effektivnaya forma gruppovoy raboty [Tekst] / I.L. Stibunova. Spravochnik starshego vospitatelya DOU. - 2007. - № 3. - S. 8, 9
6. Yurasova V.M. Trening «Splochenie pedagogicheskogo kollektiva» [Elektronnyy resurs] / V.M. Yurasova. - URL: http://goo.gl/oj8iiP