FUNDAMENTALS OF MARKETING
Rubrics: MARKETING
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article summarizes the main findings of the textbook of Y.N. Egorov "Marketing Basics" on the content, the main features, tools and modern marketing strategies. The author cites a large number of modern techniques and examples that characterize marketing approaches in the management of organizations.

Keywords:
marketing, brand, market size, price, promotion, product life cycle, creativity, target market, market segmentation, socially responsible marketing.
Text

В деятельности современных организаций маркетингу принадлежит важнейшая роль. Ю.Н. Егоров в своем учебнике «Основы маркетинга» выделяет основные характеристики маркетинга, в числе важнейших из них – нацеленность на достижение конкретного экономического результата, социальную направленность, креативность [1, с. 11, 12]. По мнению автора, под маркетингом следует понимать «…креативный и выгодный для фирмы социально-экономический процесс создания продукции, а также продвижение ее до различных категорий потребителей» [1, с. 12]. Именно в сочетании креативности и экономики видится авторский подход в определении маркетинга. Ранее подробное описание определения маркетинга автором было дано в статьях «Понятие и содержание маркетинга в современных условиях» (Вестник московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. 2013. № 4 [5, с. 59–65]) и «О современных трактовках понятия маркетинга» (Дизайн и технологии. 2012. № 32(74) [6, с.111–115]).

В качестве основных концепций маркетинга автор отстаивает концепции приспособления к спросу и формирования спроса. Вторая концепция, по мнению Ю.Н. Егорова, в большей степени соответствует современному высокотехнологичному производству.

Большое значение в учебнике отводится вопросам организации управления маркетингом. Более подробно этот аспект маркетинга автором рассматривается в учебнике «Управление маркетингом» [4]. В учебнике «Основы маркетинга» Ю.Н. Егоров рассматривает структуру управления современной коммерческой организации, выделяя ее основные экономические функции. Особое значение Ю.Н. Егоров в своем учебнике придает проблемам взаимодействия логистики и маркетинга. Это продолжает идеи автора, изложенные им в учебном пособии «Логистика» [11, с. 221–226] и статьях «Логистика и маркетинг в стратегии диверсификации товаров и услуг» (Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2012. № 3 [7, с. 73–80]) и «Концепция "Планирование потребностей/ресурсов" как пример координации логистики и маркетинга» (Экономика. Бизнес. Банки. 2013. № 4 (5) [12, с. 6–16]).

В учебнике «Основы маркетинга» в разделе управление маркетингом» Ю.Н. Егоров рассматривает структуру службы маркетинга, в основе которой авторская расширенная трактовка модели «4 Р». В качестве направлений работы маркетологов определяется разработка ассортимента, ценообразование, развитие торговли, товародвижение, брендинг, реклама и PR.

Учебник, обобщает материалы многочисленных работ автора [2–12], рекомендован студентам вузов, обучающимся по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»), а также слушателям различных форм подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и аспирантам, и преподавателям. 

Автор акцентирует внимание на следующих основных идеях: 

  • маркетинг не тождественен сбыту [1, с. 11]. Этот тезис автор подкрепляет ссылками на авторитетных ученых, таких как Ф. Котлер и Дж. Эванс; 
  • важнейшим современным направлением маркетинга является социально-ответственный маркетинг [1, с. 30];
  • при разработке целевого рынка особое внимание следует уделять ситуационным факторам сегментации [1, с. 51]; 
  • в организационной структуре фирмы маркетинг представляет собой самостоятельную службу, функционально отделенную и равно значимую таким службам, как производство сбыт, финансы [1, с. 216].

Учебник «Основы маркетинга» состоит из 17 глав, содержит итоговый тест, список литературы, словарь терминов и приложение. Предлагаются авторские деловые ситуации, на примере которых рассматриваются важнейшие положения основного материала учебника, в частности разработка продуктовой стратегии фирмы, сегментация потребителей, стратегия продвижения, реклама. Деловые ситуации взяты из практического опыта автора, на который имеются необходимые ссылки. В учебнике имеются литературные вставки, однако иногда создается впечатление, что автор ими увлекается. Они не всегда соответствуют материалу и могут отвлекать читателей от основного содержания. Но в целом стилистика учебника очень интересная.

Учебник опирается на современную источниковую базу, включающую работы ведущих зарубежных и российских ученых и специалистов. Вызывает интерес итоговый тест, ответы на который спрятаны в тексте и читателям, при внимательном прочтении учебника, предлагается их найти. В приложении приведен практический материал по разработке маркетинговой стратегии. Приложение может представлять интерес при планировании со студентами практических занятий. Автором предлагается структура отчета по данной работе и необходимые при ее проведении подсказки.

Учебник Ю.Н. Егорова «Основы маркетинга» отличает системный подход к изучению материала, который изложен доступным и интересным языком. Теоретические разделы сопровождают примеры из практики, которые отличаются оригинальностью. Учебник содержит иллюстративный материал, что усиливает его восприятие. Особо следует отметить рисунки, которые настраивают читателя на креативную волну. По-видимому, таким и должен быть современный учебник по маркетингу.

References

1. Egorov Yu.N. Osnovy marketinga: uchebnik [Tekst] / Yu.N. Egorov. - M.: INFRA-M, 2015.

2. Egorov Yu.N. Situatsionnye faktory potrebitel´skikh predpochteniy [Tekst] / Yu.N. Egorov, Yu.B. Nadtochiy. Diskussiya. - 2015. - № 1(53).

3. Egorov Yu.N. O znachenii faktora kul´turu v sovremennom rossiyskom upravlenii [Tekst] / Yu.N. Egorov, Yu.B. Nadtochiy. APRIORI. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2015. - № 3.

4. Egorov Yu.N. Upravlenie marketingom [Tekst]: uchebnik / Yu.N. Egorov. - M.: INFRA-M, 2015.

5. Egorov Yu.N. Ponyatie i soderzhanie marketinga v sovremennykh usloviyakh [Tekst] / Yu.N. Egorov. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo universiteta priborostroeniya i informatiki. Seriya: Sotsial´no-ekonomicheskie nauki. - 2013. - № 46.

6. Egorov Yu.N. O sovremennykh traktovkakh ponyatiya marketinga [Tekst] / Yu.N. Egorov. Dizayn i tekhnologii. - 2012. - № 32(74).

7. Egorov Yu.N. Logistika i marketing v strategii diversifikatsii tovarov i uslug [Tekst] / Yu.N. Egorov. Nauchno-issledovatel´skiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. - 2012. - № 3.

8. Egorov Yu.N. Osnovy marketinga [Tekst]: uchebnik / Yu.N. Egorov. - M.: INFRA-M, 2014.

9. Egorov Yu.N. Sovershenstvovanie tovarnoy politiki v mezhdunarodnykh tsepyakh postavok [Tekst] / Yu.N. Egorov. Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo universiteta priborostroeniya i informatiki. Seriya: Sotsial´no-ekonomicheskie nauki. - 2014. - № 54.

10. Egorov Yu.N. O znachenii situatsionnykh faktorov v segmentatsii potrebiteley [Tekst] / Yu.N. Egorov, O.Yu. Nikolaeva. V sbornike: Nauka i obrazovanie v XXI veke. Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - V 17 ch. - 2014.

11. Egorov Yu.N. Logistika [Tekst]: uchebnoe posobie / Yu.N. Egorov. - M.: INFRA-M, 2016.

12. Egorov Yu.N. Kontseptsiya «Planirovanie potrebnostey/resursov» kak primer koordinatsii logistiki i marketinga / Yu.N. Egorov. Ekonomika. Biznes. Banki. - 2013. - № 4 (5).

Login or Create
* Forgot password?