ABOUT TECHNOGENIC RISK STUDYING, IMPERFECTION OF PROGRAMS AND EDUCATIONAL PROCESS IN THIS AREA
Rubrics: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The critical comment is adduced to the educational subject program «Reliability of technical systems and technogenic risk» which author is Pereezdchikov I.V. The laboratory course option on the risk analysis is considered.

Keywords:
teсhnosphere safety, discipline program, reliability, risk, safety, competences.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Данная статья написана в связи с необходимостью отреагировать на публикацию коллеги, профессора И.В. Переездчикова «Примерная программа дисциплины “Надежность технических систем и техногенный риск (НТС и ТР)”» в журнале «Безопасность жизнедеятельности» (2012, № 5). Возникли вопросы и замечания, тем более что программа представлена как примерная, т.е. рекомендуемая, а не как авторская программа.

Прежде чем комментировать указанную программу, приведем краткую характеристику учебной дисциплины «НТС и ТР», которая входит в базовую часть профессионального цикла направления подготовки бакалавриата 280700 — «Техносферная безопасность» и преподается для студентов специалитета уже примерно 15 лет. Характерная особенность данной дисциплины — наличие двух очевидных блоков (частей курса): надежность и риск, не обладающих явной взаимозависимостью и вполне самодостаточных и самоценных. Связь между ними можно в самом общем виде выразить так: надежность в технике зачастую определяет безопасность, мерой которой выступает техногенный риск.

Надежность и риск, как научные направления, исторически сформировались в различное время, имеют неодинаково развитые теоретические базы, степень практической разработки для решения прикладных профессиональных и учебных задач, разный уровень методического обеспечения. Понятие «техногенный риск», как и современное понятие «риск» в целом, само по себе молодо, его теоретическая и практическая базы объективно менее развиты, не имеют еще четкой методологической базы (учебник пока не создан) [1]. Тем не менее, по основным положениям анализа и оценки техногенного риска понимание между специалистами уже достигнуто. В разных сферах профессиональной деятельности обозначены существующие проблемы, намечены пути их решения и востребованы подготовленные работники (специалисты, бакалавры, магистры) для реализации поставленных задач — таковы реалии времени.

Исходя из этого основное внимание в данной статье уделено риску как части учебной дисциплины, т.е. аспектам подготовки бакалавров к оперированию техногенным риском и его счету. Напомним, что способность выпускника вуза оценивать и анализировать риск относится согласно образовательному стандарту к его профессиональной компетенции. Автор полагает, что удачным, если не решающим, в данном случае дополнением для достижения преподавательской цели является его личная многолетняя практика анализа техногенного риска.

Возвращаясь к указанной примерной программе можно заметить, что изучение основных техносферных опасностей начинается не в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), как указывает автор программы, а с дисциплины «Ноксология», позволяющей заложить основу для ряда дисциплин, непосредственно связанных с безопасностью («БЖД», «НТС и ТР» и др.), а также очертить область предстоящей деятельности (идентификация, анализ правления подготовки в целом. Кстати, при изучении «Ноксологии», возможно, имеет смысл расширить и детализировать теоретический анализ опасностей, включая вопросы их моделирования (дерево отказов, дерево событий и т.д.), чтобы разгрузить дисциплину «БЖД» и другие.

Login or Create
* Forgot password?