The article discusses the production potential of the agricultural enterprises of the Republic of Tatarstan, analyzes the dynamics of agricultural organizations workers’ number. The age structure of managers is considered in order to study the qualitative characteristics of the labor force.
demographic processes, rural population, human resources, human personnel.
Аграрный сектор – основная составляющая экономики любой страны. Эффективность сельскохозяйственной отрасли зависит от множества факторов: природно-климатических, материально-технологических, социально-экономических. И среди них ведущую роль занимает кадровый потенциал. Формирование и рациональное использование трудовых ресурсов является одной из сложных проблем, затрудняющих дальнейшее ее развитие.В современных условиях человеческий фактор приобретает еще более серьезное значение, так как хорошо известно, где нет квалифицированных руководителей и специалистов, вкладывать инвестиции бесполезно. Решение кадровых вопросов отстает от требований современной экономики, в частности, сельского хозяйства. Наблюдается также сокращение кадров, дефицита специалистов, и в целом сокращение населения. Отсутствие достаточной численности специалистов и качества их знаний и навыков, препятствует дальнейшему повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Условия и материалы исследования. Анализ демографических показателей республики, сдвигов в системе кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций в настоящем разделе проведен по данным ведомственного статистического наблюдения, проводимого Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, также по данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан[5]. В современных условиях государственная аграрная политика направлена на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли, увеличение привлекательности жизни на селе, ускорение темпов роста сельскохозяйственного производства. Для достижения этих целей разработаны федеральные и региональные целевые программы.Целями государственной политики в области устойчивого сельского развития на период до 2020 года являются:создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам;замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;сокращение межрегиональной и внутри региональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;сохранение и приумножение культурного потенциала села [3].Анализ и обсуждение результатов исследования. Сельскохозяйственная отрасль Республики Татарстан занимает одну из передовых позиций в Российской Федерации. Республика занимает ведущие места в стране по производству основных видов продукции растениеводства (первое место по валовому сбору картофеля, четвертое место по валовому сбору сахарной свеклы) и животноводства (второе место по производству молока, третье место по производству скота и птицы) [7]. Однако анализ основных производственных показателей с 2010 по 2014 годы показывает тенденцию ухудшения экономической ситуации в аграрной отрасли региона. Вследствие неблагоприятных природно-климатических условий в 2010 году, темпы роста основных производственных и экономических показателей значительно замедлились (табл. 1).Так, в 2014 году по сравнению с 2010 годом, произошло значительное сокращение работников сельскохозяйственных организаций, в то время как оптимальное обеспечение и использование трудового потенциала
1. Gosudarstvennaya programma ««Razvitie sel´skogo khozyaystva i regulirovanie rynkov sel´skokhozyaystvennoy produktsii, syr´ya i prodovol´stviya v Respublike Tatarstan na 2013-2020 gody» [Elektronnyy resurs]: postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 8 aprelya 2013g. № 235. Spravochno-pravovaya sistema «Garant». Versiya prof. - Poslednee obnovlenie 18.03.2016.
2. Kovalenko, E.G. Formirovanie politiki ustoychivogo razvitiya sel´skikh territoriy Rossii / E.G. Kovalenko// Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta.- 2011. - № 1(11). - S.55-66.
3. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya sel´skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda[Elektronnyy resurs]: rasporyazhenie Pravitel´stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 noyabrya 2010g. № 2136-r. Spravochno-pravovaya sistema «Garant». Versiya prof. - Poslednee obnovlenie 18.03.2016.
4. Pervykh N.A. Tendentsii formirovaniya i razvitiya trudovykh resursov v sel´skom khozyaystve Orlovskoy oblasti/ N.A. Pervykh, O.Yu. Grishaeva// Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. - №5 (38). - S.105-108.
5. Sel´skoe khozyaystvo Respubliki Tatarstan. 2014: Statisticheskiy sbornik / Red. koll.: V.P. Kandilov, A.F.Samatova i dr. - Kazan´: Tatarstanstat, 2014. -371c.
6. Strategiya sotsial´no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tatarstan do 2030 goda [Elektronnyy resurs]: Zakon Respubliki Tatarstan ot 17 iyunya 2015 g. №40-ZRT. Spravochno-pravovaya sistema «Garant». Versiya prof. - Poslednee obnovlenie 18.03.2016.
7. Fayzrakhmanov D.I. Sovremennoe sostoyanie i problemy innovatsionnogo razvitiya sel´skogo khozyaystva Respubliki Tatarstan/ D.I. Fayzrakhmanov, F.N. Mukhametgaliev// Sovremennye tendentsii i aktual´nye problemy razvitiya innovatsionnoy ekonomiki: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 50-letiyu Instituta ekonomiki. - 2011. - S.333-340.