ORGANIZATIONAL ASPECTS OF ACCOUNTING FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN TRANSITION TO IFRS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the organization of accounting, the choice of accounts department structure and its interaction with other departments, the allocation of responsibilities between the parties of the reporting process by the international rules, the stages of the transformation the process of accounting by small and medium enterprises according to IFRS. Benefits that small businesses will receive during the transition to international financial reporting standards are obvious. Their use will lead to increased opportunities to attract funding at the global level. Small and medium enterprises will be able to participate in international tenders for the receipt of orders, analyze the financial condition of customers, will make more accessible and foreign loans. Having decided on the annual reporting on international accounting rules, the company should reconsider the order of accounting organizing. Methodological component of the transformation process depends, primarily, on the choice of the base set of IFRS, that will be used for reporting by small and medium-sized businesses

Keywords:
accounting organization, transformation a report, IFRS, small and medium enterprises.
Text

Введение. На современном этапе одним из факторов успешного развития малого и среднего бизнеса является развитие учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. Преимущества, которые малые предприятия получат при переходе на стандарты международной финансовой отчетности, очевидны. Их использование приведет к расширению возможностей привлечения финансирования на глобальном уровне. Малый и средний бизнес получит возможность участвовать в международных тендерах на получение заказов, анализировать финансовое состояние покупателей, позволит сделать более доступными и зарубежные кредиты. Приняв решение о составлении отчетности по международным правилам учета, компания должна пересмотреть установленный порядок организации бухгалтерского учета.

Анализ и обсуждение результатов исследования. При постановке в компании учета по правилам международных стандартов финансовой отчетности необходимо уделить внимание организации бухгалтерского учета. В данном аспекте под организацией бухгалтерского учета, с нашей точки зрения, следует понимать комплекс мер по упорядочению учетной работы с целью обеспечения составления отчетности по МСФО для предоставления ее широкому кругу пользователей.

Главным элементом организации бухгалтерского учета является персонал организации и отношения между ними по вопросу построения информационной системы для составления отчетности по МСФО.

Для эффективной постановки учета по МСФО необходимо провести анализ действующей системы ведения учета на предприятии. Изучается структура бухгалтерии, распределение обязанностей между работниками бухгалтерии, применяемая форма бухгалтерского учета, техническое обеспечение, состояние документооборота и другие.

Для предприятий малого и среднего бизнеса характерна централизованная схема организации учета. Если в аграрных организациях, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства более двух основных отраслей, то, как правило, в бухгалтерии функции распределяются по участкам учетной работы.

При внедрении МСФО на предприятии выделяется несколько вариантов (схем) построения учета:

1. если штат бухгалтерии большой, то возможно распределение обязанностей составления индивидуальной отчетности по МСФО между работниками бухгалтерии (рис. 1).

При данном варианте ответственность за составление отчетности по МСФО возлагается на финансового директора, который должен иметь соответствующее образование.

2. Если организация небольшая, что более характерно для предприятий малого и среднего предпринимательства, то в этом случае создается отдел по МСФО (рис.2).

 

 

References

1. Bukhgalterskiy uchet i audit: sovremennaya teoriya i praktika: uchebnik dlya magistrov vsekh ekonomicheskikh spetsialnostey. [Accounting and auditing: modern theory and practice: textbook for the Masters of all economic specialties] / SPSU, Economy Faculty; Editorship Ya.V. Sokolov and T.O. Terenteva. - Moscow: ZAO “Izdatelstvo “Ekonomika”, 2009. - P. 438.

2. Klychova G.S., Zakirova A.R. The development of accounting in the agricultural organizations in terms of WTO accession. [Razvitie bukhgalterskogo ucheta v selskokhozyaystvennykh organizatsiyakh v usloviyakh vstupleniya v VTO] / Voprosy ekonomiki i prava. - Problems of Economics and Law - 2013. - № 3. - P. 144-150.

3. Klychova G.S., Nizamutdinova M.M., Mavlieva L.M. A method of rating estimation of borrower in agricultural credit consumer cooperative. [Metodika reytingovoy otsenki zaemschika selskokhozyaystvennogo kreditnogo potrebitelskogo kooperativa] / G.S. Klychova, M.M. Nizamutdinova, L.M. Mavlieva // Bukhgalterskiy uchet v selskom khozyaystve. - Accounting in agriculture, 2013, №1.

4. Klychova G.S., Fakhretdinova E.N. Forms and methods of (peasant) farms accounting: historical aspects and prospects for development. [Formy i metody ucheta v krestyanskikh (fermerskikh) khozyaystvakh: istoricheskiy aspect i perspektivy razvitiya] / G.S. Klychova, E.N. Fakhretdinova // Innovatsionnoe razvitie ekonoiki. - Innovative development of economy. 2011, №5, September-October, P. 61 -66.

5. Klychova G.S., Fakhretdinova E.N. Features of formation of accounting information for small and medium-sized businesses in the agricultural sector. [Osobennosti formirovaniya uchetnoy informatsii na predpriyatiyakh malogo i srednego biznesa v agrarnom sektore] / G.S. Klychova, E.N. Fakhretdinova // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - Vestnik of Kazan State Agrarian University. - Kazan: Kazanskiy GAU. - 2009. - № 4 (14).

6. Mezhdunarodnye standarty finansovoy otchetnosti : ucheb. posobie dlya studentov, obuchayuschikhsya po spetsialnosti “Bukhgalterskiy uchet, analiz i audit”. [International Financial Reporting Standards: textbook for students, enrolled in the Accounting and Audit Faculty] / M.A. Vakhrushina, L.A. Melnikova, N.S. Plaskova; edited by M.A. Vahrushina. - M: Omega-L, 2007. - P. 568.

7. Mizikovskiy E.A., Druzhilovskaya T.Yu. Mezhdunarodnye standarty finansovoy otchetnosti i bukhgalterskiy uchet v Rossii. [International Financial Reporting Standards and accounting in Russia] / E.A. Mizikovskiy, Druzhilovskaya T.Yu. - M : Bukhgalterskiy uchet, 2006.

8. Rozhnova O.V. Transformatsiya otchetnosti v format MSFO: prakticheskoe posobie dlya bukhgaltera. [Transition to IFRS format: a practical guide for accountants] / O.V. Rozhnova - Moscow: ID “Yurisprudentsiya”, 2005. - P. 120.

9. Fomicheva L.P. Transformation of financial statements in accordance IFRS. [Transformatsiya finansovoy otchetnosti v sootvetstvii s trebovaniyami MSFO] / L.P. Fomicheva // Bukhgalterskiy uchet. - Accounting, 2013, № 2, P. 13- 21.

10. Shuklov L.V. Postanovka mezhdunarodnogo ucheta (MSFO): Algoritm deystviy. [International Accounting Standards (IFRS) Statement: Algorithm action] / L.V. Shuklov - M: Knizhnuy dom “LIBROKOM” - 2011. - P. 304.

11. Yarygina N.A. Analytical approach to the preparation of financial statements. [Analiticheskiy podkhod k sostavleniyu finansovoy otchetnosti] // Ekonomika i upravlenie. - Economics and Management, 2012, № 3 (10), P. 69 -72.

Login or Create
* Forgot password?