This article presents the “Trust” as a micro-level institution. The article shows how to use the “Credibility” provided the institutional transition from a Command-Administrative Relations — characteristic of mass production to the cooperative relationship, which is the base of Lean Manufacturing. It is proved that a relationship of trust has a positive influence on the development of management personnel. The “subjectivity” of the latter is supporting institutional change and provides it with the enterprise longterm dynamic development.
trust, institution, management personnel, lean manufacturing, system-institutional concept.
«Доверяя — проверяй» или «проверяя — доверяй»?
Развитие современного мирового сообщества сопровождается глобализацией, что, в свою очередь, активизирует механизмы сотрудничества, диалога, партнерства и ассоциирования. Человеческое доверие является фундаментом и исходным материалом для развития указанных видов взаимодействия.
Член Совета Межрегионального общественного движения «ЛИН-форум. Профессионалы бережливого производства» К. Новиков так высказался о роли доверия в бережливом производстве. «Доверие — это то, что предшествует Вере. До Веры, но по пути. Если нет доверия, то изменения сталкиваются с сопротивлением. Доверие строится года, а разрушатся мгновенно».
В данной статье мы пытаемся выстроить механизм создания институции доверия на микроуровне — в организации, под влиянием изменения внешней среды (усиление конкуренции) и внутренней среды (уход от производственной концепции массового производства к концепции ЛИН или «бережливого производства»). Важным результатом станет демонстрация условий и действий сотрудников в построении перехода от модели командно-административной системы — «начальник—подчиненный» — к системе сотрудничества — «мы вместе делаем одно дело».
Содержание понятия «доверие»
Несмотря на то что «доверие» имеет разный смысл для разных людей, мы постараемся дать определение. Во-первых, имеет смысл говорить о разных уровнях проявления доверия: в межличностных, внутрикорпоративных и партнерских отношениях [1].
На межличностном уровне это безопасность (надежность, успокоение, соблюдение тайны); искренность (открытость, честность); совместимость (понимание, дружелюбие, общение, уважение, авторитет, вежливость, терпение). Доверие рассматривается как форма капитала, имеющая тенденцию к аккумулированию и инвестированию: накопленное личное доверие представляет форму индивидуального капитала, а накопленное социальное доверие является элементом социального капитала» [2].
Доверие на уровне внутрикорпоративных отношений — это готовность быть зависимым от коллег в ситуации неопределенности с последующим ожиданием определенной (скорее социально-психологической) выгоды, это ориентация на внутреннего клиента (помощь, решение проблем, удобство, комфорт). П.В. Жаворонков указывает, что доверие «…это нематериальный актив каждого предприятия, независящий от форм собственности и оказывающий существенное влияние на формирование производственных отношений внутри любого коллектива [3].
1. URL: http://www.hrmaximum.ru/articles/corporate_culture/240/
2. Kharchenko S.A. Doverie kak bazovyy kontsept kul´tury sotrudnichestva budushchego pedagoga: URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3248-2012-06-30-17-32-37
3. Zhavoronkov P.V. Doveritel´nye otnosheniya kak faktor povysheniya ekonomicheskikh rezul´tatov predprinimatel´skoy deyatel´nosti firmy. Kreativnaya ekonomika. 2012. № 3. C. 63-67.
4. Tarasov V. Personal´noe upravlencheskoe iskusstvo [audiokniga]. M.: Dobraya kniga, 2007.
5. Miller L. Lean Culture - The Leader’s Guidebook. Annapolis, Maryland, 2011. R. 14-15.
6. Dorofeeva L.I., Ermolova O.V. Doverie kak faktor konkurentosposobnosti predpriyatiya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 2012. T. 12. № 4. S. 4.
7. Inshakov O.V. Ekonomicheskie instituty i institutsii: k voprosu o tipologii i klassifikatsii. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. № 9. S. 42-51.
8. Fronoshchuk M. Frensis Fukuyama: «Doverie - klyuch k uspekhu Kremnievoy doliny». URL http://forbes.ua/selfeducation/reports/1353313-frensis-fukuyama-doverieklyuch-k-uspehu-kremnievoj-doliny
9. Adizes I. Pochemu - vzaimnoe doverie i uvazhenie?: Per. V. Kucherchuk. URL: http://teamx.com.ua/?p=1235
10. Kondrat´ev E.V., Sistemno-institutsional´noe razvitie upravlencheskogo personala predpriyatiya: teoriya i effektivnost´: Monografiya. Penza: PGUAS, 2012. S. 111.
11. Vumek Dzh., Dzhons D. Berezhlivoe proizvodstvo. Kak izbavit´sya ot poter´ i dobit´sya protsvetaniya vashey kompanii: Per. s angl. 4-e izd. M.: Al´pina Biznes Buks, 2008. 472 s.
12. Kompetentnostnyy profil´ effektivnogo rukovoditelya. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013. № 6. S. 123-130.
13. Kondrat´ev E.V. Teoriya i praktika razvitiya upravlencheskogo personala predpriyatiya: monografiya. M.: RIOR: INFRA-M, 2011. S. 95-97.
14. Kondrat´ev E.V., Golyaev E.V. Praktika vovlecheniya personala v deyatel´nost´ predpriyatiya: ekran proizvodstvennoy sistemy. Metody menedzhmenta kachestva. 2013. № 10. S. 40-46.
15. Pilotnyy proekt sistemy «Tri NE» vpervye byl vnedren na Kurganmashzavode. URL: http://www.stroyteh.ru/publication/Pilotnyi_proekt_sistemy_ Tri_NE_vpervye_byl_vnedren_na_Kurganmashzavode
16. Prokhorov A. Russkaya model´ upravleniya. URL: http://us2.campaign-archi ve1.com/?u=833bf5395122c8de57f99f863&id= 2145047585