The research focused modern methods and technologies of archaeological scientific restoration of architectural monuments in the modern urban environment. An important task here is to study the object from a historical point of view and maintain its durability.
scientific restoration, monument, archaeological restoration, conservation, historical value, durability.
С каждым годом возрастают объемы жилищно-гражданского строительства в условиях постоянной подвижности и изменения социально-экономических факторов, что приводит к необходимости решения вопросов связанных с преждевременным «моральным» старением зданий и сооружений. Все архитектурные объекты «стареют» по-разному, одни здания остаются практически неизменными в течении долгого времени (оперные залы, театры). Другие же требуют постоянной модернизации, развития, расширения и различного рода динамических переделок. [7]
Одной из главных задач при этом остается сохранение недвижимых памятников культурного наследия. Приспособление недвижимых памятников культурного наследия под музейные нужды является весьма традиционным и распространенным способом их сохранения. При этом также решается важная задача их современного использования, включения в жизнь общества. По данным ЮНЕСКО, более 80% музеев размещается в помещениях, первоначально служивших другим целям – в замках, дворцах, церквах, соборах, монастырях, усадьбах, общественных зданиях и др.. Однако в настоящее время при подобных превращениях речь часто идет не о простом приспособлении здания под музей и не о полном подчинении музея целям сохранения первоначального вида сооружения, а об активном преобразовании памятника, об изменении его внутреннего и внешнего облика, причем иногда достаточно радикальном. [10]
В XIX века намечаются два основных направления реставрации в архитектуре художественное и техническое. Художественная реставрация имела старые и богатые традиции, так как восполнением утрат и разрушений занимались во все времена, в то время как техническая реставрация заключалась в консервации и постоянном уходе за объектом.
Позднее появляется новое понятие –«научная реставрация», где главной целью является минимальное вмешательство. [6]
На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ, как реставрация, реституция, консервация и ремонт. [9]. Инкорпорирование архитектурных элементов, сохранение планировочной структуры памятников архитектуры древности, включение фрагментов утраченных зданий, способствуют возрастанию ценности памятников архитектуры и градостроительной среды. [4]
Вопросы археологической научной реставрации всегда были актуальными на практике тех, кто занимается проблемами охраны и включения в жизнь общества памятников истории и культуры. Вместе с тем, единая, универсальная система взглядов на закономерности и развитие реставрационных подходов все еще находится в процессе формирования.
На сегодняшний день развитие реставрационной деятельности, практической и теоретической, породило три основные методологии, суть которых выражают три основополагающих принципа реставрации:
1. Восстановление произведения архитектуры в его первоначальном историческом виде;
2. Сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности;
3. Выявление и согласование исторических и художественных ценностей сооружения.
Так как основные идеи реставрации культурного наследия, акцентируемые в тот или иной период истории, по сути своей выражают многоаспектность самой культуры, они не могут быть сведены к чему-то однозначному, подавляющему другие подходы. Задача теории не в оправдании одной из идей, а в анализе и объяснении существующих тенденций и порождающих их причин. Поэтому представляется актуальным анализ опыта, проблем и перспектив охранной деятельности для последующего применения этих знаний на практике.
В последние годы сформировались две тенденции в развитии теоритических и методических основ сохранения отечественного архитектурного наследия. Прежде всего , ужесточаются требования к приемам рестоврации, их ограничение консервационными методами. [1]
Все утраченные элементы конструкций, первоначальные формы кладки, штукатурки и лепки должны быть оставлены в существующем виде. Кровельные работы должны лишь заключаться в замене обветшалых частей, не допуская перекрытий верхов декоративных элементов,- сандриков, наличников. Исторические своды и перекрытия должны максимально усиливаться с минимальными заменами дефектов конструкций.
Так, в заключении на реставрацию Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры записано: «Штукатурку и обмазку с подпружных арок, парусов и пояса не срубать, а по возможности осторожно отнимать от кирпичной кладки и снятые куски с тонами красок предварительно замуровать, хранить как образцы при возобновлении росписи ремонтированных частей: просить предварительно до приступа к работам сделать схематические чертежи барабана, его пояса и подпружных арок со всеми изображениями и указанием их размеров и названий; на этих же чертежах наметить места снятых кусков штукатурки с тонами красок за тою же нумерацией, каковая будет на снятых кусках. Полезно отпавшие пласты со следами росписи сохранить до удостоверения в точности воспроизведения росписи». [5] В действительности, снять оригинальные росписи и заменить их копиями сегодня решится не каждый реставратор.
Сложившиеся в конце XX – начале XXI века традиции научной реставрации и консервации исторических объектов выносят на первое место концепцию памятника уже в более широком мировом понимании.
Новые горизонты открылись в отношение сохранения подлинности памятника архитектуры, с возможным включением его в современную городскую среду. Прежде всего, это обуславливалось проведением планомерных исследований и новыми техническими возможностями в строительной сфере. В результате таких работ не только максимально расширились горизонты познаний об исторических памятниках архитектуры, но и было привлечено большое внимание к судьбе самих архитектурных произведений.
В отношении исторических объектов, которые прибывают в крайне неудовлетворительном и аварийном состоянии, рекомендовано проводить ряд специальных восстановительных мероприятий. Главными из которых являются консервация и реставрация, для максимального продления жизни памятника архитектуры с включением его в культурную среду города. При этом, реставрационные мероприятия являются крайней мерой, чтобы ради спасения архитектурного произведения приходилось проводить глобальное вмешательство в его внешний облик и конструкции, изменять объемно-пространственную структуру. И даже в случае такой реставрации, приоритетным должно быть применение подобных по составу материалов и декоративных элементов, приёмов строительства и технике художественной отделке. Только в том случае, когда цели и задачи восстановления не являются важными для научной реставрации, то возможно применение современных технологий и включение новых конструкций.
Что касается консервации, то ее нужно рассматривать не только как сложную инженерную задачу. Ее целью является сохранение архитектурного произведения, зачастую со сложной многовековой строительной историей. Поэтому особенности и ценности такого памятника определяют как произведение истории, где направленность консервационных работ зависит от степени обрушения. Предметом охраны того или иного памятника является, зачастую, не весь объект целиком. Часто, консервация включает в себя только отдельные конструктивные элементы или только внешнюю оболочку памятника.
Научная реставрация должна предусматривать возможности по дальнейшему раскрытию памятника архитектуры, и выявлению художественно и исторически ценных деталей. Поэтому консервации должны предшествовать не только архитектурно-технические, но и комплексные инженерные обследования. Основная координирующая роль при этом принадлежит опытному архитектору-реставратору, как при разработке этапов консервации, так и при ее руководстве.
Применение современных конструктивных элементов, при консервации зачастую необходимая мера, при этом не должен искажаться художественный образ памятника архитектуры, если только это не временные мероприятия. Поэтому применение скрытых конструкций является приоритетным направлением в научной реставрации. Также, бережному сохранению и восстановлению подлежат все старинные уникальные конструкции, которые представляют особый интерес благодаря своим историческим особенностям, редкости и архитектурному совершенству.
Такой вид реставрационно-восстановительных работ, как раскрытие, является возможным тогда, когда удаляемые более поздние архитектурные и художественные элементы не представляют собой исторического интереса, или представляют довольно небольшой интерес, несопоставимый с ценностью первоначального архитектурного подлинника (Рис. 2). Решение об удалении более поздних наслоений и архитектурных элементов не должно приниматься автором проекта самостоятельно. Такие решения по реставрации должны приниматься на открытом коллегиальном заседании с участием авторитетных специалистов. При этом, важно убедиться, что исключаемые элементы не несут в себе в скрытом виде значимых художественных элементов, к какому бы историческому периоду они ни относились. И поэтому, объектом научного реставрационного изучения должно быть все сооружение, а не отдельные его элементы, заведомо признанные исторически ценными.
Исключение более поздних элементов и культурных слоев имеет весомую роль, когда оно позволяет открыть сохранившиеся архитектурные части более старых форм памятника или остатки таких форм в достаточной мере. В том случае, когда подлинник бесследно утрачен, то предпочтительнее оставлять и восстанавливать более поздние конструкции, декоративные и художественные элементы.
В археологической реставрации раскрытие не допускается, если это угрожает устойчивости конструкций или иным образом уменьшает степень его сохранения. Уже в процессе реставрации следует обеспечивать защиту для раскрываемых поверхностей стен и элементов конструкций, учитывать тенденцию разрушения старых материалов и часто более агрессивную среду, которой окажется подвергнут подлинник после раскрытия. Известно, например, что поспешное освобождение от обшивок срубов памятников русского деревянного зодчества при безусловно высоком художественном эффекте, нередко приводило к резкому ускорению процесса разрушения древесины. Избежать воздействия негативной внешней среды на вновь раскрываемые конструкции и художественный декор возможно при помощи вакуумных оболочек, химического закрепления, различных биостойких пропиток и покрытий. Здесь важно учитывать как характеристики самих защитных материалов, так и их особенности, например, степень деформируемости, морозостойкости, паропроницаемости.
1. Grishin S.F. Istoricheskie i kul´turnye aspekty v restavratsii pamyatnikov arkhitektury. Izvestiya Rostovskogo gosudarstvennogo stroitel´nogo universiteta. 2015. Tom 1. № 19. S. 312-313.
2. Efremova E.V. Konservatsiya i restavratsiya pamyatnikov arkheologii v protsesse ikh muzeefikatsii. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta.2014. № 384. S. 95-101.
3. Zagraevskiy S.V. Kul´turno-istoricheskaya sreda rossiyskikh gorodov. Sposoby ee sokhraneniya. Territoriya i planirovanie. 2011. № 2(32). S. 4-13.
4. Zeyfert M.G. Praktika inkorporirovaniya i sliyaniya zdaniy razlichnykh epokh v pamyatnikakh arkhitektury Rima// Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel´nogo universiteta. 2015. № 1. S. 11-17.
5. Zverev V.V. Ot ponovleniya k nauchnoy restavratsii. M., 1999.S.99.
6. Kopylova N.S., Korzun N.L. Restavratsiya pamyatnikov arkhitektury v Irkutske ( na primere dokhodnogo doma po ulitse Fridrikha Engel´sa, byvshey Zhandarmskoy)// Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel´stvo. Nedvizhimost´. 2014. № 1 (6). S. 111-125.
7. Mikhaylova N.S., Per´kova M.V. Istoricheskie predposylki formirovaniya adaptivnogo zhilishcha. Simvol nauki. 2015. Vyp. 6. S. 334-339.
8. Pod´´yapol´skiy S.S., Bessonov G.B., Belyaev L.A., Postnikova T.M. Restavratsiya pamyatnikov arkhitektury. M., 2000.S. 267.
9. Sobol´ N.A., Degtyareva O.G. Problemy restavratsii i rekonstruktsii pamyatnikov arkhitektury //V sbornike: Nauchnoe obespechenie agropromyshlennogo kompleksa Sbornik statey po materialam IX Vserossiyskoy konferentsii molodykh uchenykh. 2016. S. 879-880.
10. Chugunova A.V.Rekonstruktsiya pamyatnikov kul´turnogo naslediya kak napravlenie sovremennoy muzeynoy arkhitektury. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul´tury i iskusstv. 2012. № 1. S. 156-158.