The article based on the analysis of pedagogical and psychological literature to identify early adolescence as a sensitive period for the development of basic sociogenic potencies of human. The results of ascertaining stage of the experiment to determine the level of reflection of first-year students are given. The author proves the necessity of pedagogical support of first-year students based on the analysis of psychological and pedagogical literature and empirical material. The author offers constructive principles for effective pedagogical support of the forming reflexive position of first-year students.
pedagogical support, first-year students, pedagogical and psychological characteristics, reflection, level of reflection, reflexive position, integration, interactive methods
Студент вуза сегодня — это, в первую очередь, молодой человек, который имеет достаточный потенциал к последующему развитию, определению своего будущего. Будучи важным интеллектуальным ресурсом социума, студент-первокурсник является вчерашним школьником, не имеющим необходимого опыта и ощущающим существенную потребность в его получении. Период между окончанием школы и началом обучения в высшем учебном заведении достаточно короткий. Именно в этот период важно внести серьезные коррективы в ранее поставленные цели, пересмотреть свои прежние привычки и манеру поведения, что в результате будет способствовать появлению новых качеств, способствующих выполнению возникших новых социальных ролей, проявлению необходимых индивидуальных качеств, таких как самостоятельность, любознательность, инициативность.
В этот активный период происходит интенсивная работа над собой, в связи с чем К.Д. Ушинский назвал этот возраст «самым решительным» [6]. Л.Д. Столяренко дает характеристику студенчеству как особой социальной категории, которая организационно объединена высшим образованием [5]. По определению И.А. Зимней, студенчество состоит из людей, целенаправленно, планомерно овладевающих профессиональными знаниями и умениями, отличающихся достаточно высоким образовательным уровнем, более активным использованием культуры и высоким уровнем познавательной мотивации [4].
1. Aleksandrova A.A. Formirovanie refleksivnoy pozitsii studentov-pervokursnikov posredstvom interaktivnykh metodov obucheniya [Formation of a reflective position first-year students through interactive teaching methods]. Perspektivy razvitiya nauki v oblasti pedagogiki i psikhologii: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Prospects for the development of science in the field of pedagogy and psychology: a collection of scientific papers on the results of the international scientific-practical conference]. Chelyabinsk, 2015, I. 2, pp. 14-17.
2. Anan´ev B.G. K psikhofiziologii studencheskogo vozrasta [For college-age psychophysiology]. Sovremennye psikhologo-pedagogicheskie problemy vysshey shkoly [Modern psycho-pedagogical higher school problems]. LGU Publ., 1974, V. 2, pp. 3-15.
3. Vygotskiy L.S. Sobr. soch. V 6 t. [Coll. cit. in 6 v.]. Moscow, Pedagogika Publ,, 1982-1984, V. 3, 673 p.
4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Moscow, Logos Publ., 2000. 384 p.
5. Stolyarenko L.D. Osnovy psikhologii [Principles of Psychology]. Rostov on Don, Feniks Publ., 1997. 736 p.
6. Ushinskiy K.D. Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical works in 6 v.]. Moscow, Pedagogika, 1990, V. 5, 528 p.