The article discusses the implementation of the pedagogical potential of the use of visualization means in the classroom in secondary school in accordance with the age characteristics of pupils of elementary grades, having a visual-figurative type of thinking. The characteristic of the concept of “visibility” in pedagogy is given. Examples of methods of use of various visual aids in teaching the course “World Around Us” are given.
the term “visibility” in pedagogy, visualization means, age characteristics of primary school pupils, visual-shaped type of thinking, realization of a didactic principle of presentation, development of observation, training effect analyzing surveillance.
«Окружающий мир» относится к тем учебным предметам, на которых целесообразно использовать различные средства наглядности. Это объясняется тем, что в силу возрастных особенностей учащимся начальных классов присущ наглядно-образный тип мышления, и учителю необходимо сформировать у детей прежде всего зрительный образ изучаемого объекта. Применению средств наглядности при обучении большое внимание в классической педагогике уделял Я.А. Коменский, в дальнейшем И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский, а сегодня такие отечественные методисты, как Г.Н. Аквилева, Н.Ф. Виноградова, З.А. Клепинина.
Напомним, что термин «наглядность», который подразумевает доступность визуального наблюдения – то очевидное, что можно показать, увидеть, непосредственно воспринять, – используется в двух значениях:
1) как реализация дидактического принципа наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;
2) как применение на уроках специальных средств обучения.
1. Azimov E.G., Shchukin A.N. Novyy slovar’ metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam) [A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language training)]. Moscow, IKAR Publ., 2009. 448 p.
2. Vinogradova N.F. Okruzhayushchiy mir: metodika obucheniya. 1-2 klass [The world: teaching methodology. 1-2 class]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 368 p.
3. Pleshakov A.A. Ot zemli do neba: atlas-opredelitel’ dlya uchashchikhsya nachal’nykh klassov. FGOS [From the earth to the sky: a reference book for primary school children. FSES]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2016. 224 p.
4. Titova V.V. Praktikum po metodike prepodavaniya «Okruzhayushchego mira» (estestvoznaniya) v nachal’noy shkole [Workshop on teaching the “outside world” (of science) in elementary school]. Kaluga, KGU im. K.E. Tsiolkovskogo Publ., 2008. 166 p.