THE GENESIS OF THE SYSTEM OF TRAINING LOCAL TEACHERS OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the main ideas of relevant monograph of N.V. Karnaukh, dedicated to the genesis of the system of training local teachers of Russian universities in pre-revolutionary Russia. The relevance of the article due to the fact that the education system in modern Russian society is the translator of cultural traditions and innovations, so it is important to turn to domestic traditions to preserve and develop the best traditions. Such historical and pedagogical heritage must be comprehended and systematized in modern pedagogical science and practice.

Keywords:
history of pedagogy, pedagogy of higher education
Text

Н.В. Карнаух, автор трудов по истории педагогики высшей школы [2-7] России предлагает научному сообществу свою новую работу по истории подготовки преподавателей университетов России в XIX в. [1]. Основной идеей данной монографии является анализ и синтез генезиса системы подготовки отечественных преподавателей российских университетов с периода открытия первого из них до начала ХХ в. На основе анализа существовавших в истории отечественной педагогики высшей школы вариантов подготовки преподавателей высшей школы (приглашение зарубежных профессоров, отправка для обучения российских студентов за рубеж, деятельность Профессорского института, создание в российских вузах института профессорских стипендиатов) внимание читателя акцентируется на требованиях, предъявляемых в разные исторические периоды к профессионализму профессора российского университета.

Актуальность данной монографии объясняется тем, что в настоящее время важной составляющей российского образования является его фундаментальность, базирующаяся на положительных педагогических традициях отечественного прошлого. В истории отечественной педагогики и образования накоплен значительный опыт постановки и решения проблем воспитания и обучения новых поколений, а также опыт подготовки научно-педагогических кадров, что особенно актуально в настоящее время. Система образования в любом обществе является транслятором культурных традиций и новаций, в связи с этим она должна сохранять и развивать то лучшее, что является вневременным и в то же время созданным в соответствии с отечественными традициями. Такое историко-педагогическое наследие должно быть осмыслено и систематизировано в современной педагогической науке и практике.

Научная новизна данной работы заключается в следующем:

1) данная монография вносит существенный вклад в отечественную университетскую историю за счет обогащения аксиологических представлений об образе российской университетской профессуры. В монографии приведены доказательства того, что деятельность профессоров отечественных университетов XIX в. была ценным примером, образцом ведения учебного процесса в высшей школе. [1, c.99]. «Бывшие студенты известных в истории высшего образования России преподавателей отмечают их умение заинтересовать аудиторию с первых слов, «заразить» своей увлеченностью преподаваемым предметом. Они владели в совершенстве различными приемами привлечения внимания слушателей», – отмечает автор [1, с. 95]. К концу XIX в. в России сложился образ профессора русского университета, воплотившего в себе такие качества, как увлеченность своей профессией, высокая трудоспособность, стремление к исследовательской деятельности и обширность научных знаний, стремление к совершенствованию педагогического мастерства, честолюбие ученого, толерантность. Профессионально значимые личностные качества проявлялись в умениях оказывать влияние на своих студентов, увлекать их своей профессией (преподавателя высшей школы), создавать собственную школу преподавания, во владении лекторским мастерством [ 1,c. 101];

2) варианты решения проблемы подготовки отечественных преподавателей университетов России автором рассматриваются в тесной взаимосвязи с историей создания в российских университетах кафедр педагогики [ 1, с. 69–73].

3) в работе на основе анализа архивных материалов доказано, что в процессе подготовки отечественных преподавателей высшей школы важен не организационно-технологический её компонент, а смыслы и социокультурная миссия, их понимание участниками – преподавателями и студентами. Это подтверждает описанный в монографии опыт подготовки преподавателей российских университетов в Дерптском Профессорском институте. Директор Института в своем отчете сообщал попечителю: «почти все студенты Профессорского Института понимают и чувствуют важное своё назначение, и оправдывают его ревностью к наукам и похвальным образом жизни. По сему началу можем с великою надеждою сказать, что, при помощи божией, благотворные намерения Его Императорского Величества и упования отечества будут сими юношами исполнены» [1, с. .61].

Монография состоит из пяти глав и приложений. Первая глава «История развития университетского образования в Европе» посвящена анализу особенностей организации учебного процесса в первых европейских университетах, истории возникновения и развития университетов в России. Она завершается выводом о том, что повышение требований к качеству подготовки выпускников университетов, несомненно, отражается и на требованиях к профессионализму преподавателей высшей школы. Их специальная профессиональная подготовка – одна из актуальных современных проблем, полноценное решение которой невозможно без опоры на существующий в истории высшей школы положительный опыт.

Во второй главе «Из истории подготовки научно-педагогических кадров высшей школы в России» обозначены этапы становления в России системы подготовки отечественных преподавателей университетов. Глава завершается выводом о том, что в России в XVIII – XIX вв. существовало несколько направлений в подготовке профессоров и преподавателей как внутри страны, так и за границей. Однако, несмотря на некоторый количественный и качественный рост преподавательских кадров, в конце XIX в. все возрастающие потребности высших учебных заведений страны далеко не удовлетворялись. На многих кафедрах университетов по-прежнему не хватало в течение длительного времени профессоров и преподавателей.

В третьей главе «Система подготовки профессоров новой формации в Дерптском Профессорском институте» представлен уникальный опыт подготовки профессоров российских университетов в этом научно-педагогическом центре. Благодаря деятельности Профессорского института все действовавшие в то время университеты России получили квалифицированное пополнение. На фоне общепринятой практики в первой половине XIX в. это было большим новшеством. Молодые преподаватели составляли серьезную конкуренцию иностранным преподавателям.

Четвертая глава «Формы организации обучения в российских университетах XIX в.» завершается выводом: реформирование отечественной высшей школы возможно только на основе учета ее особенностей, возрождения и развития существовавших педагогических традиций. Изучение опыта высшей школы показывает, что ученые уделяли большое внимание формам и методам организации научной и педагогической подготовки молодежи, оценке и контролю знаний студентов, развитию у них навыков самостоятельной работы.

В пятой главе «Требования к личности преподавателя высшей школы в истории университетского образования в России» анализируются требования, предъявляемые в разные исторические периоды к профессионализму профессора российского университета. Глава завершается выводом: известные профессора университетов России, имея высокий уровень общей культуры, богатый запас профессиональных знаний, владея в совершенстве лекторским мастерством, вызывали у своих студентов желание следовать им. Эти профессиональные качества преподавателя высшей школы востребованы и до настоящего времени.

В Приложении помещены глоссарий, в котором представлено толкование терминов, используемых в литературе XIX в., посвященной деятельности университетов, и несколько текстов статей известных профессоров российских университетов XIX в.

Сфера применения результатов исследования автора: при разработке образовательных программ подготовки преподавателей высшей школы в университете на уровне магистратуры и аспирантуры; в системе дополнительного профессионального образования. В этом процессе необходимо ориентироваться не только на требования современности, но и на сохранение лучших академических традиций университетского образования в России, которые имеют глубокие корни.

Дальнейшая научная разработка поставленных в монографии вопросов возможна при целенаправленном исследовании отдельных аспектов деятельности преподавателей высшей школы: руководство исследовательской деятельностью студентов, организация самостоятельной работы студентов в российских университетах, развитие отечественных научно-педагогических школ.

References

1. Karnaukh N.V. Istoriya podgotovki prepodavateley universitetov Rossii v XIX veke [Tekst] / N.V. Karnaukh. - M.: INFRA-M. 2017.

2. Karnaukh N.V Rol´ lichnosti prepodavatelya vysshey shkoly v osushchestvlenii ee modernizatsii (istoricheskiy aspekt problemy) [Tekst] / N.V. Karnaukh //Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya kollektivnaya monografiya. otv. red. E. V. Tkachenko, M.A. Galaguzova. Ekaterinburg, 2015. S. 215-225.

3. Karnaukh N.V. Zarozhdenie rossiyskoy nauchno-pedagogicheskoy shkoly v Derptskom professorskom universitete [Tekst] /N.V. Karnaukh. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 1 (154). S. 171-179

4. Karnaukh N.V. Fenomen nauchno - pedagogicheskoy shkoly professorskogo instituta [Tekst] /N.V. Karanukh //Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 4. S. 143-149.

5. Karnaukh N.V. Istoriograficheskie problemy izucheniya deyatel´nosti Derptskogo professorskogo instituta [Tekst] / N.V. Karanaukh. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2015. № 1. S. 111-116.

6. Karnaukh N.V. Vklad vypusknikov professorskogo instituta v razvitie otechestvennoy pedagogiki v XIX veke [Tekst] / N.V. Karanukh. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1. S. 32-35.

7. Karnaukh N.V. Metodologicheskie podkhody k izucheniyu nauchno-pedagogicheskoy shkoly Derptskogo professorskogo instituta [Tekst] / N.V. Karnaukh. European Social Science Journal. 2014. № 10-2. S. 364-374

Login or Create
* Forgot password?